Архиепископ Варлаам (Ванатович) 1722-1730

Родился в Польском местечке Ярославле в Галиции. Образование получил в Киевской духовной академии, а монашеское пострижение принял в Тихвинском монастыре Новгородской епархии и там же служил иеромонахом.

Впоследствии он служил духовником при Новгородском архиепископе Феодосии (Яновском) и флотским обер-иеромонахом. С 2 февраля 1719 года - архимандрит Тихвинского Успенского монастыря.

14 мая 1722 года был хиротонисан во епископа Киевского с возведением в сан архиепископа. При этом он носил титул "Киевский и Галицкий," без прибавления "и Малые России", которое имели его предместники.

Архиепископ Варлаам плохо ладил с наиболее влиятельным при дворе архиереем - Феофаном (Прокоповичем). Киевский владыка не сдерживал толков, ходивших в Киеве о еретичестве Феофана, и допустил перепечатку "Камня веры" Стефана (Яворского). Официальной причиной постигшей владыку Варлаама беды стало то, что в высокоторжественный царский день он не служил молебна, в противность указу 17 марта 1730 года. Это обвинение было выдвинуто в доносе киевского городового войта Димитрия Полоцкого, который отягощал архиерейских и монастырских людей разными поборами, отнимал у них поля, леса и разные угодья. Опасаясь последствий тяжбы, которую поднял с ним архиепископ, Полоцкий донес в Святейший Синод, где доносом воспользовался Феофан.

В 1730 году, по именному повелению императрицы Анны, ему предписано было со всеми консисторскими членами и кафедральным писарем явиться в Москву, куда он был доставлен 3 августа. 20 ноября того же года последовал над ним суд тайной канцелярии, по которому он был приговорен Сенатом к лишению сана, Синодом отрешен от архиерейства и священства и в звании простого монаха сослан в пожизненное заключение в Кирилло-Белозерский монастырь. Имущество его повелено было описать и взять в казну.

Только через десять лет, с воцарением императрицы Елизаветы, он был возвращен из ссылки и восстановлен в сане, но по личной просьбе оставлен в Тихвинском монастыре на покое.

В 1750 году принял схиму с именем Василия.

Скончался 17 января 1751 года.
 

Церковные Таинства

—    Плоды Покаяния велики и неисчислимы. Покаяние — это залог райских благ: и небесных, и земных. Грешника ожидает страдание, наказание за грехи, праведника — награда от Бога на небе и на земле. Благодаря Таинству Покаяния человек может чувствовать и испытывать духовные радости и реальное Божие присутствие. В первую очередь — это Царствие Божие, что созиждится в душе человека, который приносит покаяние, уже здесь, в земной жизни (Лк. 17, 21).
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Апостол Павел, который не был женат, в Первом послании к Коринфянам говорит: "Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так... Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит" (1 Кор. 7, 25-26, 28).
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru