Святитель Митрополит Петр (Могила) 1633-1646

Святитель Петр Могила - киевский митрополит (1596-1647). Его отец был сперва господарем Валахии (1601-1607), впоследствии Молдавии (1607-1609). В 1612 году семья Могилы после поражения их Кантемиром Мурзой, сбежала в Польшу, где имела сильных и богатых родственников.



В Львовском братском училище Петр получил образование в православном духе, решительно настроенному против унии. Он закончил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах. В совершенстве владел латинским и греческим языками.

Сначала он был военным, участвовал в Хотинской битве, но, вероятно, под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого, решил принять духовный сан. 1627 года он был избран Киево-Печерским архимандритом, номинально подчинялся не киевскому митрополиту, а Константинопольскому патриарху.

Иов Борецкий, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. При архимандритства Петра Могилы и под его руководством состоялось осуждение "Апологии" Мелетия Смотрицкого. Могила, не желая подчиняться митрополиту, устроил отдельно от киевской братской школы при лавре высшее училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» (1631). Когда братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти константинопольского патриарха, Петр объединил свою лаврскую школу с братской.

В 1632 году при избрании королем польским Владислава IV представителем киевлян в Варшаве был П. Могила. Он выхлопотал признание легального существования православной церкви наряду с униатской; одним из условий этого соглашения было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Митрополит киевский Исаия Копыстенский был лишен сана, а на его место был избран Петр Могила с сохранением лаврского архимандритства. После того, как Исаия, не без борьбы, оставил свою кафедру, Петр приступил к отъему от униатов монастырей и церквей, в том числе Софийского собора и Выдубицкого монастыря. Старинную церковь святого Владимира Спаса на Берестове он восстановил и устроил, а также церковь трех Святителей, которую отдал братскому монастырю.

В 1635 году были отрыты и очищены от развалин остатки Десятинной церкви. Средства для упорядочения церквей и монастырей Петр Могила брал отовсюду: от лавры, из личного имущества, пожертвований. Он также обращался за помощью к московскому царю.

Особое внимание обращал Петр Могила на так называемую Могилянской школе; ходатайство о переименовании ее в академию были неудачны, но она была полностью оборудована и обеспечена.

 

В бытность свою митрополитом Могила издал следующие книги: Евангелие Учительное, поучения на праздничные и воскресные дни константинопольского патриарха Каллиста (1637; в 1616 году это Евангелие в первый раз было издано на зап.-русском литературном языке); Анфологион, сиречь молитвы и поучения душеполезные в душевную пользу сцудеев (1636); Евхологион альбо молитвослов (или требник; 1646).

Приготовил на латинском языке катехизис под названием «Православное исповедание», подвергшийся обсуждению на Киевском соборе 1640 и одобренный с поправками на соборе в Яссах в 1643 году. «Исповедание» в греческом переводе было разослано для проверки и одобрения восточным патриархам; напечатано только в 1662 в Амстердаме, на греческом языке. Ради крайней нужды в подобной книге Могилой было издано «Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан» (1645).

Для изданной Могилой книги Афанасия Кальнофойского «Τερατουργήμα» (1638) сам Могила доставил рассказы о чудесах печерских.

Принимал большое участие в составлении резко-полемического сочинения «Λίθος» (Лифос).

Из проповедей Могилы известны две: «Поучение о Кресте Господа нашего и каждого христианина» и «Слово на брак Януша Радзивила». Записки П. Могилы отчасти напечатаны в «Киев. епарх. вед.» 1861—62 г.

Им были задуманы две колоссальные работы: «Жития святых» (эта работа исполнена была уже только Дмитрием Ростовским) и исправление и установление славянского текста Библии, выполненное не раньше половины XVIII ст.

В 1996 году Священный Синод Украинской Православной Церкви канонизировал для местного почитания (в пределах Украины) святителя Петра, митрополита Киевского.

8 декабря 2005 года святитель Пётр был канонизирован на всей территории РПЦ. Известны также свидетельства о его народном почитании в Румынии и Польше.

 

Церковные Таинства

—    Крещение — установленное Самим Господом Иисусом Христом Таинство, в котором верующему при трехкратном погружении в воду с призывом Бога Отца, Сына и Святого Духа невидимо подаются Дары Святого Духа, освобождающие его от первородного греха и возрождающие для духовной жизни, по словам Спасителя: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5).

Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Тяжело сказать, существует ли православная медицина. И можно ли назвать медициной случаи чудесного исцеления от болезней после молитвы ко Господу или от чудотворных икон и святых мощей... Церковь чествовала святых целителей — великомученика Пантелеимона, преподобного Агапита Печерского, бессребреников Косьму и Дамиана и других.

Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Сентябрь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
101112131516
17181920212223
24252627282930

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru