Святитель Митрополит Иона 1442 -1461

Святитель Иона, митрополит Киевский и всея Руси, родился в 90-х годах XIV века в селе Одноушове вблизи города Солигалича в семье землевладельца Федора Одноушева. Двенадцатилетним мальчиком он пошел в Галицкий монастырь, где принял монашество, а через несколько лет перешел в Московский Симонов монастырь. В монастыре он исполнял послушание, будучи пекарем. Однажды, утомленный работой, он заснул в пекарне. В настоящее время монастырь посетил святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, который обошел все монастырские здания и заглянул в кухню. Увидев спящего монаха Иону, он предсказал, что юноша станет великим святителем земли русской.

Глубокий ум, строгое и непорочную жизнь выделяли его из среды других монахов. В 1430 году митрополитом Фотием он был хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского, а вскоре ему самому пришлось возглавить Русскую Церковь. 2 июля 1431 митрополит Фотий умер: преемником стал епископ Иона. Первым шагом в деятельности нового митрополита было прославление и причисление к лику святых митрополита Алексея.

Для утверждения в сане митрополита Иона выехал в Константинополь только в 1435 году. Когда в начале 1436 Иона прибыл в Царьград, там уже был поставлен на Московскую митрополию другой кандидат - митрополит Исидор, сторонник намечаемого соединения Церквей.

Далек от властолюбия, Иона смиренно вернулся в Россию вместе с митрополитом Исидором. Когда новый митрополит, побывав на Флорентийском Соборе, начал вводить в Москве латинские новшества, был созван Собор под председательством епископа Ионы. Митрополиту Исидору было предложено отказаться от нововведений и покаяться. Исидор отказался это сделать и был взят под стражу, но 15 сентября 1441 бежал из заключения. С тех пор епископ Иона вновь стал руководить митрополией, а 15 декабря 1448 Собор русских иерархов самостоятельно, без Константинопольского патриарха, поставил Иону митрополитом Московским.

Первоиерарх Русской Церкви прославился и как великий святитель, и как известный политический деятель своего времени. Он принимал активное участие в государственной жизни Московского княжества, способствуя князю Василию в объединении разрозненных русских княжеств в единое государство. Слово святителя было очень весомым, его авторитет для князя Василия был непререкаем. Имея сильное влияние на князя, митрополит Иона пытался не слишком часто посещать княжеские покои; если старец-митрополит шел к князю, это указывало на то, что стране угрожает внутренняя или внешняя опасность.

В спокойное время святитель любил молиться в одиночестве. Это был великий подвижник, добрый и незлобивый. Он прославился даром прозорливости, исцелял больных, заступался за обиженных, помогал неимущим и ревностно насаждал благочестия. Святитель очень заботился западно-русскими епархиями, пытался своими посланиями и грамотами оградить в них Православие от влияния униатства.

Всю жизнь святителя было целенаправленным и напряженным. Тридцать лет святитель Иона управлял Русской Церковью, охраняя ее независимость.

31 марта 1461 года митрополит Иона умер.

В 1472 (через 11 лет) в Успенском соборе были открыты мощи святителя, а в 1547 году митрополита Иону Церковь причислила к лику святых, и установили торжественное церковное празднование.

Церковное предание гласит, что во время Отечественной войны 1812 года страшное видение напугало французов у ​​гробницы святителя Ионы: чудотворец стал перед ними с угрожающе поднятой рукой. Архиепископ Августин (Виноградский) через несколько дней после бегства французов из Москвы со страхом вошел в Успенский собор. У стен собора стояли горны для плавки металлов, исчезло огромное серебренные паникадило, ободранные иконы были разбросаны по полу. Но больше всего в ограбленном соборе поразила архиепископа уцелелая рака со святителем Ионой. Это событие стало своеобразным знамением, и после смерти святитель Иона охраняет Москву от врагов.
 

Церковные Таинства

— Каждый грех, как учит Священное Писание, своим следствием имеет смерть. Именно из-за греха — нарушения данной Богом заповеди — в мир вошли болезни, страдание и смерть. Но страшнее физической смерти является смерть души, после которой следуют вечные страдания без возможности спасения.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru