Митрополит Исидор 1437-1441

Митрополит Киевский и всея Руси Исидор был греком по происхождению и родился в Фессалониках. До 1437 года был игуменом монастыря во имя святого Димитрия в Константинополе, участвовал в посольстве императора на Базельский Собор Католической Церкви (1434 года), где было принято решение о созыве специального собора для объединения Греко-Православной и Католической Церквей.

В 1437 году митрополит Исидор был назначен Константинопольским патриархом Иосифом на русскую митрополию. Это решение имело определенную цель - склонить русских к участию в Соборе по объединению Церквей. В Москве Исидор был принят неохотно, потому что на Московскую митрополию уже был выбран другой кандидат, из русских, которого отправили в Константинополь для возведения в сан. Прибыв в Москву, Исидор сразу заговорил о предстоящем Собор в Италии и выразил желание поехать на него как представитель Русской митрополии. Великий князь Василий Васильевич Темный убеждал Исидора не ездить на латинский землю и даже запрещал ему своей властью. Наконец, увидев упорство Исидора, согласился, взяв с него клятву, что тот ничего не принесет от латинян и крепко стоять за Православие. Однако уже в Юрьеве (Дерпте) Исидор стал на сторону латинян.

На заседаниях Собора в Ферраре, а затем во Флоренции он был на стороне латинян и подписал соборное определение Церквей. От папы Исидора получил сан кардинала и звание «легата от ребра апостольского» для всех северных стран. По дороге домой в Будине, Кракове и Львове он сообщал о соединении Церквей и проводил литургии в латинских храмах.

В 1441 году, когда он вернулся из Италии в Москву, перед ним несли латинский крест. На первой литургии, которую проводил сам митрополит, на ектеньях вместо восточных патриархов поминали папу Евгения I. После окончания службы архидиакон стал читать с амвона определения Флорентийского Собора. Прихожане молчали, но великий князь выступил с обличительным словом. Он назвал Исидора волком-хищником, лжепастырей, еретиком, губителем христианских душ и приказал посадить его в тюрьму в Чудов монастырь. Затем созвал Собор иерархов для рассмотрения флорентийских соборных постановлений. Последние были признаны противными древнему православному учению. Было решено призвать Исидора к покаянию и исправлению, но напрасно: из заключения он успел убежать в Тверь, а оттуда через Литву пробрался в Рим, где получил место в совете кардиналов.

Исидор был участником обороны Константинополя в 1453 году, но ему удалось избежать плена. Умер, по одним источникам, 14 марта 1463, по другим - 1472 года.

Это был последний митрополит, избранный и поставленный для России в Константинополе. С митрополитом Исидором закончился тот период, когда наши Первосвятители избирались в Греции, России или Литве, когда на Руси появлялось одновременно два и даже три митрополиты, и происходили различные беззакония от соискателей митрополичьей власти.
 

Церковные Таинства

— Еще в Ветхом Завете есть прообраз христианского Таинства Миропомазания. Моисей, сообщив своему брату Аарону Божие повеление и ставя его первосвященником, сначала омыл его водой "и возлил елей помазания на голову Аарона и помазал его, чтобы освятить" (Лев. 8, 6-12).
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Бессмертной душой Господь наделил лишь человека. Об этом говорит Священное Писание, этому учат святые отцы. Именно человека Бог создал по Своему образу и подобию, наделив нас умом и волей. Грехопадение Адама стало причиной не только изгнания его из Рая, но и, как говорит апостол, причиной того, что "вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим. 8, 22). Все создание ожидает спасения и возвращения в Рай, но личное спасение и жизнь вечная возможны лишь для бессмертной человеческой души.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru