Митрополит Исидор 1437-1441
Митрополит Киевский и всея Руси Исидор был греком по происхождению и родился в Фессалониках. До 1437 года был игуменом монастыря во имя святого Димитрия в Константинополе, участвовал в посольстве императора на Базельский Собор Католической Церкви (1434 года), где было принято решение о созыве специального собора для объединения Греко-Православной и Католической Церквей.
В 1437 году митрополит Исидор был назначен Константинопольским патриархом Иосифом на русскую митрополию. Это решение имело определенную цель - склонить русских к участию в Соборе по объединению Церквей. В Москве Исидор был принят неохотно, потому что на Московскую митрополию уже был выбран другой кандидат, из русских, которого отправили в Константинополь для возведения в сан. Прибыв в Москву, Исидор сразу заговорил о предстоящем Собор в Италии и выразил желание поехать на него как представитель Русской митрополии. Великий князь Василий Васильевич Темный убеждал Исидора не ездить на латинский землю и даже запрещал ему своей властью. Наконец, увидев упорство Исидора, согласился, взяв с него клятву, что тот ничего не принесет от латинян и крепко стоять за Православие. Однако уже в Юрьеве (Дерпте) Исидор стал на сторону латинян.
На заседаниях Собора в Ферраре, а затем во Флоренции он был на стороне латинян и подписал соборное определение Церквей. От папы Исидора получил сан кардинала и звание «легата от ребра апостольского» для всех северных стран. По дороге домой в Будине, Кракове и Львове он сообщал о соединении Церквей и проводил литургии в латинских храмах.
В 1441 году, когда он вернулся из Италии в Москву, перед ним несли латинский крест. На первой литургии, которую проводил сам митрополит, на ектеньях вместо восточных патриархов поминали папу Евгения I. После окончания службы архидиакон стал читать с амвона определения Флорентийского Собора. Прихожане молчали, но великий князь выступил с обличительным словом. Он назвал Исидора волком-хищником, лжепастырей, еретиком, губителем христианских душ и приказал посадить его в тюрьму в Чудов монастырь. Затем созвал Собор иерархов для рассмотрения флорентийских соборных постановлений. Последние были признаны противными древнему православному учению. Было решено призвать Исидора к покаянию и исправлению, но напрасно: из заключения он успел убежать в Тверь, а оттуда через Литву пробрался в Рим, где получил место в совете кардиналов.
Исидор был участником обороны Константинополя в 1453 году, но ему удалось избежать плена. Умер, по одним источникам, 14 марта 1463, по другим - 1472 года.
Это был последний митрополит, избранный и поставленный для России в Константинополе. С митрополитом Исидором закончился тот период, когда наши Первосвятители избирались в Греции, России или Литве, когда на Руси появлялось одновременно два и даже три митрополиты, и происходили различные беззакония от соискателей митрополичьей власти.
В 1437 году митрополит Исидор был назначен Константинопольским патриархом Иосифом на русскую митрополию. Это решение имело определенную цель - склонить русских к участию в Соборе по объединению Церквей. В Москве Исидор был принят неохотно, потому что на Московскую митрополию уже был выбран другой кандидат, из русских, которого отправили в Константинополь для возведения в сан. Прибыв в Москву, Исидор сразу заговорил о предстоящем Собор в Италии и выразил желание поехать на него как представитель Русской митрополии. Великий князь Василий Васильевич Темный убеждал Исидора не ездить на латинский землю и даже запрещал ему своей властью. Наконец, увидев упорство Исидора, согласился, взяв с него клятву, что тот ничего не принесет от латинян и крепко стоять за Православие. Однако уже в Юрьеве (Дерпте) Исидор стал на сторону латинян.
На заседаниях Собора в Ферраре, а затем во Флоренции он был на стороне латинян и подписал соборное определение Церквей. От папы Исидора получил сан кардинала и звание «легата от ребра апостольского» для всех северных стран. По дороге домой в Будине, Кракове и Львове он сообщал о соединении Церквей и проводил литургии в латинских храмах.
В 1441 году, когда он вернулся из Италии в Москву, перед ним несли латинский крест. На первой литургии, которую проводил сам митрополит, на ектеньях вместо восточных патриархов поминали папу Евгения I. После окончания службы архидиакон стал читать с амвона определения Флорентийского Собора. Прихожане молчали, но великий князь выступил с обличительным словом. Он назвал Исидора волком-хищником, лжепастырей, еретиком, губителем христианских душ и приказал посадить его в тюрьму в Чудов монастырь. Затем созвал Собор иерархов для рассмотрения флорентийских соборных постановлений. Последние были признаны противными древнему православному учению. Было решено призвать Исидора к покаянию и исправлению, но напрасно: из заключения он успел убежать в Тверь, а оттуда через Литву пробрался в Рим, где получил место в совете кардиналов.
Исидор был участником обороны Константинополя в 1453 году, но ему удалось избежать плена. Умер, по одним источникам, 14 марта 1463, по другим - 1472 года.
Это был последний митрополит, избранный и поставленный для России в Константинополе. С митрополитом Исидором закончился тот период, когда наши Первосвятители избирались в Греции, России или Литве, когда на Руси появлялось одновременно два и даже три митрополиты, и происходили различные беззакония от соискателей митрополичьей власти.
← Митрополит Герасим 1433-1435 | Святитель Митрополит Иона 1442 -1461 → |
---|
Церковные Таинства
— Бог есть любовь, поэтому любой грех — это преступление против любви, ведущее к разрыву с Богом и другими людьми, следовательно, является грехом против Церкви. Поэтому тот, кто грешит, отпадает от Церкви и должен каяться перед ней. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Действительно, на сеансах так называемого "лечения" многие современные экстрасенсы и "целители" используют святую воду, иконы, Священное Писание и тому подобное. Но нужно помнить о том, что, как говорит апостол Павел, могут существовать даже "лжеапостолы, лукавые делатели", котороые "принимают вид Апостолов Христовых,... потому что сам сатана принимает вид Ангела света" (2 Кор. 11, 13—14). |
Подробнее ... |