Святитель Митрополит Фотий 1409-1431
Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, был греком по происхождению - из Пелопоннесской города Монемвасии (Мальвазия).
Еще подростком он поступил в монастырь и был постриженцем старца Акакия, великого подвижника (впоследствии митрополита Монемвасийского). 1408 года, когда Фотий находился в Константинополе с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении Русской кафедры после кончины Святителя Киприана († 1406). Выбор Патриарха Матфея (1397-1410 гг) упал на Фотия, известного своей ученостью и святостью жизни.
1 сентября 1408 года Святитель Фотий был возведен в сан Митрополита и через год прибыл на Русь. Полгода он провел в Киеве (сентябрь 1409 - февраль 1410), упорядочивая дела южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского, а точнее, как его называли, Литовского и Русского. Святитель видел, что престол Митрополита - духовный центр церковной жизни Руси - не может находиться в Киевской земле, которая все больше попадала в зависимость от католической Польши. По примеру прежних русских митрополитов, перенесших свое местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий в день Пасхи 1410 прибыл в Москву.
22 года святитель нес служение Предстоятеля Русской Церкви. В сложных условиях войн, междоусобиц, грабительских набегов татар он сумел высоко поднять духовную жизнь, материальную обеспеченность и благоустройство храмов Московской кафедры. Благосостояние Церкви позволял Святителю Фотию оказать существенную помощь Константинопольскому Патриархату, который находился тогда в беде, укреплять международное значение Русской Православной Церкви и Российского государства.
Враги Православия не раз пытались помешать церковно-патриотическому служению Фотия. Весной 1410 года, когда святой Фотий прибыл из Москвы во Владимир, хан Едигей, который разорил за два года до того Русскую землю, совершил новый поход с целью захватить в плен самого Митрополита. Татарские отряды быстро взяли Владимир. Но Бог сохранил праведника: накануне, не подозревая об опасности, Святитель выехал в загородный Святоозерський монастырь. Когда татары начали догонять его, он скрылся в небольшом поселке, окруженном непроходимыми болотами, на реке Сеньзи. Не сумев захватить митрополита, разъяренные татары разграбили Владимир и Успенский кафедральный собор. Ключарь собора Патрикей испытал страшные пытки и принял мученическую кончину от грабителей-татар, но не открыл место, где спрятал церковные святыни и сокровища.
Стараниями святого митрополита Фотия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской Церкви: отдельная Литовская митрополия, установленая под давлением князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, в 1420 году была отменена. Того же года Святитель посетил возвращенные епархии и поздравил паству учительным посланием.
Мудрый и высокообразованный пастырь оставил много поучений и посланий. Великое богословское значение имели его контраргументы против ереси стригольников. Усилиями мудрого святителя ересь прекратила свое существование в 1427 году. Важными церковно-историческими источниками являются составленные святым Фотием "Чин избрания и возведения в сан епископа» (1423), «Поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей», а также «Духовное завещание», где рассказывается о его жизни. Великое дело святителя было также заключение под его руководством «общерусского летописного свода» (около 1423).
20 апреля 1430 святой архипастырь был извещен Ангелом о предстоящей кончине и мирно отошел ко Господу в указанный ему время, в день праздника Положения Ризы Пресвятой Богородицы, 2 июля 1431 года.
Мощи святителя были найдены в 1471 году. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса митрополита Фотия.
Еще подростком он поступил в монастырь и был постриженцем старца Акакия, великого подвижника (впоследствии митрополита Монемвасийского). 1408 года, когда Фотий находился в Константинополе с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении Русской кафедры после кончины Святителя Киприана († 1406). Выбор Патриарха Матфея (1397-1410 гг) упал на Фотия, известного своей ученостью и святостью жизни.
1 сентября 1408 года Святитель Фотий был возведен в сан Митрополита и через год прибыл на Русь. Полгода он провел в Киеве (сентябрь 1409 - февраль 1410), упорядочивая дела южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского, а точнее, как его называли, Литовского и Русского. Святитель видел, что престол Митрополита - духовный центр церковной жизни Руси - не может находиться в Киевской земле, которая все больше попадала в зависимость от католической Польши. По примеру прежних русских митрополитов, перенесших свое местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий в день Пасхи 1410 прибыл в Москву.
22 года святитель нес служение Предстоятеля Русской Церкви. В сложных условиях войн, междоусобиц, грабительских набегов татар он сумел высоко поднять духовную жизнь, материальную обеспеченность и благоустройство храмов Московской кафедры. Благосостояние Церкви позволял Святителю Фотию оказать существенную помощь Константинопольскому Патриархату, который находился тогда в беде, укреплять международное значение Русской Православной Церкви и Российского государства.
Враги Православия не раз пытались помешать церковно-патриотическому служению Фотия. Весной 1410 года, когда святой Фотий прибыл из Москвы во Владимир, хан Едигей, который разорил за два года до того Русскую землю, совершил новый поход с целью захватить в плен самого Митрополита. Татарские отряды быстро взяли Владимир. Но Бог сохранил праведника: накануне, не подозревая об опасности, Святитель выехал в загородный Святоозерський монастырь. Когда татары начали догонять его, он скрылся в небольшом поселке, окруженном непроходимыми болотами, на реке Сеньзи. Не сумев захватить митрополита, разъяренные татары разграбили Владимир и Успенский кафедральный собор. Ключарь собора Патрикей испытал страшные пытки и принял мученическую кончину от грабителей-татар, но не открыл место, где спрятал церковные святыни и сокровища.
Стараниями святого митрополита Фотия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской Церкви: отдельная Литовская митрополия, установленая под давлением князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, в 1420 году была отменена. Того же года Святитель посетил возвращенные епархии и поздравил паству учительным посланием.
Мудрый и высокообразованный пастырь оставил много поучений и посланий. Великое богословское значение имели его контраргументы против ереси стригольников. Усилиями мудрого святителя ересь прекратила свое существование в 1427 году. Важными церковно-историческими источниками являются составленные святым Фотием "Чин избрания и возведения в сан епископа» (1423), «Поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей», а также «Духовное завещание», где рассказывается о его жизни. Великое дело святителя было также заключение под его руководством «общерусского летописного свода» (около 1423).
20 апреля 1430 святой архипастырь был извещен Ангелом о предстоящей кончине и мирно отошел ко Господу в указанный ему время, в день праздника Положения Ризы Пресвятой Богородицы, 2 июля 1431 года.
Мощи святителя были найдены в 1471 году. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса митрополита Фотия.
← Святитель Митрополит Дионисий 1384-1385 | Митрополит Герасим 1433-1435 → |
---|
Церковные Таинства
— "Пустите детей приходить ко Мне", — говорит Господь (Мк. 10, 14). |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Православная Церковь с особым вниманием относится к жизни человека — бесценному дару Божию. Согласно церковным канонам, даже неумышленное убийство человека требует особенной епитимии, то есть церковновоспитательных средств, которые должны утвердить в человеке покаянное чувство. |
Подробнее ... |