Проповедь на Святую Пасху

Христос воскресе! Сегодня мы, православные христиане, празднуем праздник Пасхи Христовой. Пасха—это нечто большее, чем просто один из праздников. Тот, кто хотя бы однажды принимал участие в торжестве этой ночи, которая светлее дня, кто хотя бы однажды вкусил этой ни с чем не сравнимой радости, знает, что такое Пасха. Об этом так поет святая Церковь: "Ныне вся исполнишася света: небо же и земля, и преисподняя"; "смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало" (канон Пасхи).

В каком смысле мы празднуем сегодня смерти умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало? На все эти вопросы существует один ответ: нам, всем тем, кто верует во Христа и Бога нашего, дана новая жизнь, которую являет праздник святой Пасхи и открывает нынешнее торжество, к которой призывает нас воскресший Господь. От Него мы получили начало новой жизни, той жизни, которая 2000 лет тому назад воссияла из гроба. Эта новая жизнь дается каждому верующему в день его крещения, в день, о котором говорит святой апостол Павел: "Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Рим.6,4).

Празднуя Пасху, мы празднуем Христово Воскресение—событие, которое случилось с нами лично и которое сказывается на всей нашей жизни, ибо каждый из нас получил особенный дар новой жизни, коренным образом изменяющий наше отношение ко всему в мире, включая и смерть; жизни, которая позволяет нам с радостью утверждать: смерти больше нет; жизни, которая жительствует во Христе и приводит верующего от временной суеты к вечному блаженству. Эта жизнь помогает верующим людям разуметь истину своего положения, призвания и назначения.

Господь даровал нам новую жизнь. Господь призывает нас ходить в этой новой жизни. Победив смерть, Он даровал нам совоскресение в Своем победоносном Воскресении. В этом наше торжество, и мы выражаем его в нашем пасхальном богослужении: "Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя"; "Воскресе Христос, и жизнь жительствует, воскресе Христос, и ни един умерший во гробе.”

Начатки этой новой во Христе жизни прививает нам святая Церковь в своем богословии, в литургической жизни и в своем многовековом церковном опыте. Эту жизнь утверждают, о ней свидетельствуют сонмы святых угодников Божиих. Они, наши соотечественники и все святые, угодившие Богу, дают нам пример и образец того, как следует человеку достойно осуществлять свое земное шествование. Многие из них принесли в дар Воскресшему лучшие порывы своей души, достойные дела и саму жизнь. Они осуществляли Божественное повеление и жили так, как заповедал нам воскресший Господь.

По выражению учителя Церкви IV века Тертулли-ана, "душа по природе христианка". В каждой душе горит огонь Божественного озарения, огонь веры, надежды и любви. Его нельзя погасить. Он нет-нетда и заявит о себе, поставит перед нами жгучий вопрос: ну, а что же такое человек, зачем, почему и для чего он живет на земле, каково его назначение? Может быть, вся жизнь человека есть не что иное, как бессмысленное приближение к бессмысленному концу?

Воскресение Христово дает ответ на недоуменные вопросы, касающиеся жизни и назначения человека. Наша смерть (через которую мы все должны пройти) стала, благодаря Христовой смерти, переходом в жизнь.

Неверие можно определить как нежелание быть в ответе за себя и за свою жизнь. Вера же налагает ответственность и призывает человека к исполнению Божественных велений, велений высоких и трудных. Мыслимо ли?—"Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5,48). Сами ученики Христа в ответ на подобные слова Его вопрошали: "Кто же может спастись?". А Христос им говорил: "Невозможное человекам возможно Богу" (Лк. 18,26,27).

Евангелие говорит: ищите узкий путь, идите по узкому пути, терпите, ибо в этом—высшее счастье. Мир же говорит нечто другое, и, как с первого момента можно согласиться, очень убедительное: живите широко, шагайте по широкому пути, берите от жизни все, что можете, не принимайте все близко к сердцу. Но над всем и всеми возвышается заповедь Христа: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф.6,33). Это заповедь воскресшего Христа.

Каждая Пасха—это новый призыв к обновлению человеческому. Возблагодарим же, братия и сестры, воскресшего Господа, даровавшего нам еще одну Божественную и спасительную Пасху, обновляющую и спасающую нас.

Уповая на воскресшего Господа, встанем на путь нашего обновления, на путь мира и евангельской правды. На этом пути с нами Бог: "Я с вами во все дни до скончания века. Аминь". (Мф.28,20).
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru