Проповедь на Святую Пасху

Христос воскресе! Сегодня мы, православные христиане, празднуем праздник Пасхи Христовой. Пасха—это нечто большее, чем просто один из праздников. Тот, кто хотя бы однажды принимал участие в торжестве этой ночи, которая светлее дня, кто хотя бы однажды вкусил этой ни с чем не сравнимой радости, знает, что такое Пасха. Об этом так поет святая Церковь: "Ныне вся исполнишася света: небо же и земля, и преисподняя"; "смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало" (канон Пасхи).

В каком смысле мы празднуем сегодня смерти умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало? На все эти вопросы существует один ответ: нам, всем тем, кто верует во Христа и Бога нашего, дана новая жизнь, которую являет праздник святой Пасхи и открывает нынешнее торжество, к которой призывает нас воскресший Господь. От Него мы получили начало новой жизни, той жизни, которая 2000 лет тому назад воссияла из гроба. Эта новая жизнь дается каждому верующему в день его крещения, в день, о котором говорит святой апостол Павел: "Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Рим.6,4).

Празднуя Пасху, мы празднуем Христово Воскресение—событие, которое случилось с нами лично и которое сказывается на всей нашей жизни, ибо каждый из нас получил особенный дар новой жизни, коренным образом изменяющий наше отношение ко всему в мире, включая и смерть; жизни, которая позволяет нам с радостью утверждать: смерти больше нет; жизни, которая жительствует во Христе и приводит верующего от временной суеты к вечному блаженству. Эта жизнь помогает верующим людям разуметь истину своего положения, призвания и назначения.

Господь даровал нам новую жизнь. Господь призывает нас ходить в этой новой жизни. Победив смерть, Он даровал нам совоскресение в Своем победоносном Воскресении. В этом наше торжество, и мы выражаем его в нашем пасхальном богослужении: "Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя"; "Воскресе Христос, и жизнь жительствует, воскресе Христос, и ни един умерший во гробе.”

Начатки этой новой во Христе жизни прививает нам святая Церковь в своем богословии, в литургической жизни и в своем многовековом церковном опыте. Эту жизнь утверждают, о ней свидетельствуют сонмы святых угодников Божиих. Они, наши соотечественники и все святые, угодившие Богу, дают нам пример и образец того, как следует человеку достойно осуществлять свое земное шествование. Многие из них принесли в дар Воскресшему лучшие порывы своей души, достойные дела и саму жизнь. Они осуществляли Божественное повеление и жили так, как заповедал нам воскресший Господь.

По выражению учителя Церкви IV века Тертулли-ана, "душа по природе христианка". В каждой душе горит огонь Божественного озарения, огонь веры, надежды и любви. Его нельзя погасить. Он нет-нетда и заявит о себе, поставит перед нами жгучий вопрос: ну, а что же такое человек, зачем, почему и для чего он живет на земле, каково его назначение? Может быть, вся жизнь человека есть не что иное, как бессмысленное приближение к бессмысленному концу?

Воскресение Христово дает ответ на недоуменные вопросы, касающиеся жизни и назначения человека. Наша смерть (через которую мы все должны пройти) стала, благодаря Христовой смерти, переходом в жизнь.

Неверие можно определить как нежелание быть в ответе за себя и за свою жизнь. Вера же налагает ответственность и призывает человека к исполнению Божественных велений, велений высоких и трудных. Мыслимо ли?—"Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5,48). Сами ученики Христа в ответ на подобные слова Его вопрошали: "Кто же может спастись?". А Христос им говорил: "Невозможное человекам возможно Богу" (Лк. 18,26,27).

Евангелие говорит: ищите узкий путь, идите по узкому пути, терпите, ибо в этом—высшее счастье. Мир же говорит нечто другое, и, как с первого момента можно согласиться, очень убедительное: живите широко, шагайте по широкому пути, берите от жизни все, что можете, не принимайте все близко к сердцу. Но над всем и всеми возвышается заповедь Христа: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф.6,33). Это заповедь воскресшего Христа.

Каждая Пасха—это новый призыв к обновлению человеческому. Возблагодарим же, братия и сестры, воскресшего Господа, даровавшего нам еще одну Божественную и спасительную Пасху, обновляющую и спасающую нас.

Уповая на воскресшего Господа, встанем на путь нашего обновления, на путь мира и евангельской правды. На этом пути с нами Бог: "Я с вами во все дни до скончания века. Аминь". (Мф.28,20).
 

Церковные Таинства

—    Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Церковь — это собрание верующих во Христа. Церковь — это место особенного присутствия благодати Божией. В Церкви совершаются Таинства и звучит молитва.

Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru