Святитель Митрополит Феогност 1328-1353

Этот архипастырь отличался мудростью в делах церковного управления. Основные усилия он направил на централизацию церковной власти и объединения Русского государства. В этом направлении деятельности Святителя раскрывается весь его духовно-нравственный образ.

Сразу после приезда на Русь в 1328 году Святитель Феогност посетил западно-русские епархии, по просьбе галицких и литовских князей, были выделены в отдельную Митрополию.

Святитель заблаговременно заручился поддержкой Константинопольского Патриарха на восстановление единой общерусской митрополии. Это был первый шаг Митрополита Феогноста в деле укрепления Русского государства, поскольку церковное единство была залогом стабильности в государстве. В мае 1328 он собрал на Волыни Собор епископов отмененной Митрополии и с их участием рукоположил епископов Владимир-Волынского и Галицкого, став, таким образом, действительным Первоиерархом всея Руси. После этого Митрополит отправился в Москву, чтобы сделать ее своей постоянной резиденцией.

С первых дней прибытия в Москву Митрополит Феогност начал заботиться о внешнем благоустройстве города. К этому располагал и Великого Князя. Святитель закончил строительство Успенского храма в Москве. Это дело начал еще его предшественник Митрополит Петр. В 1329 году построил две каменные церкви - во имя святого апостола Петра и преподобного Иоанна Лествичник. Укреплению Москвы как центра Русской Митрополии способствовало прославления мощей святого Петра и присоединение его к лику святых (в июле 1333) по ходатайству святителя Феогноста. С тех пор Москва становится и политическим, и церковным центром Русского государства.

Святитель Феогност целиком стал на сторону Московского князя и всячески способствовал ему в реализации его планов относительно подчинения других княжеств Москве. Так, святой Феогност оказал большую услугу князю Ивану Даниловичу, наложив на жителей Пскова церковное отлучение за то, что они не хотели выдать хану Узбеку тверского князя Александра Михайловича. Этим Митрополит Феогност предотвратил неизбежном кровопролитие и дал возможность князю Александру уехать в Литву. Отлучение было снято из жителей города, а позже и с самого князя, после того, как он согласился ехать в Орду.

Чтобы утвердить централизацию церковной власти, Митрополит Феогност совершал сложные поездки по своей Митрополии, отправляясь даже в Константинополь. Он первый сумел полностью подчинить своей власти непокорных новгородцев, хотя не обошлось без жалоб на Святителя в Константинополь.

Тяжелое испытание пришлось выдержать святителю в 1341 году. Тогда в Золотой Орде изменился правитель. Изменение хана сопровождалась усилением притеснений Церкви со стороны татар. От нового обладателя требовалось получить ярлык, который защищал бы Церковь. С этой целью и поехал Святитель в Золотую Орду. Но новый хан Чанибек, ссылаясь на информацию своих слуг, которые докладывали о якобы больших прибылях Русской Церкви, потребовал от Святителя ежегодной дани в крупных размерах. Отстаивая независимость Церкви, святой Феогност был подвергнут строгим пыткам. Он с доблестью истинного мученика выдержал все. Хан был сломан мужеством Митрополита и согласился предоставить Церкви право распоряжаться своими доходами. Эти прибыли при митрополите Феогносте и его предшественниках шли в основном на ликвидацию страшных убытков от Батыева нашествия, церковно-монастырское строительство и христианскую благотворительность.

Новое испытание для Митрополита повлекло отделение (под давлением литовских и польских князей) Галицкой Митрополии. Митрополит Феогност активно противодействовал этому и добился от Константинопольского Патриарха решение об отмене образованной Митрополии. В 1347 году святитель лично объехал воссоединенные епархии, поднимая этические чувства и сознание паствы юго-западных регионов.

Вскоре святитель совершил путешествие в Кострому. Там провел собор четырех архиереев и поставил на Суздальскую кафедру нового епископа Даниила (1351 год), а потом решил спор о церковное подчинение района Черный Яр между Рязанской и Сарайской епархии.

Так, в заботе о церковном благоустройство прошла жизнь Святителя. Митрополит Феогност готовил себе достойную смену в лице святого Алексия, который при митрополите Феогносте за 14 лет прошел все иерархические ступени и под его руководством получил прекрасное церковное и светское образование. В 1352 году Митрополит Феогност поставил Святителя Алексея епископом Владимирским, а после своей смерти благословил его занять митрополичью кафедру. В этом случае Митрополит Феогност вел себя как добрый пастырь Церкви Христовой. Назначение архипастыря на Русскую Митрополию из числа славян было нежелательным для греков, но Святитель Феогност сделал это только ради интересов Церкви. На Киевскую кафедру он искал, прежде всего, достойного по личным качествам кандидата, независимо от национального происхождения.

Митрополит Феогност умер 11 марта 1353 от лютующей тогда «черной смерти». Был похоронен на четвертый день после кончины в Московском Успенском соборе, рядом с Митрополитом Петром.

В 1471 году его мощи были обретены нетленными.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru