Гуманизм и христианство

Понятия «гуманизм», «прогресс», «демократия» относятся к числу слов-символов, которые имеют поразительную власть над умами уже не одно столетие и пронизывают все сферы человеческой деятельности. И в наше время мы постоянно слышим о гуманизме, будь то политика, призывы к гуманным общественным и межнациональным отношениям, акции милосердия, уважительное отношение к личности и достоинству человека.

Вместе с тем, христианская идея прочно вошла в историю всех европейских народов, стала всемирным достоянием и практикой.

Как же соотносятся между собой эти понятия, являются ли они изначально самостоятельными и независимыми, или между ними есть связь, и могут ли они по-прежнему оставаться теми основами, на которых до сих пор зиждилась современная цивилизация? Решение этих вопросов имеет не абстрактный академический интерес, а продиктовано временем, насущной необходимостью. Особенно это касается нашего государства, вошедшего в полосу глубокого кризиса и серьезных перемен. Сегодня, может быть, как никогда ранее, люди со все возрастающей тревогой осознают, насколько неблагополучна у нас государственная, культурная и духовная жизнь, что те общественные, идеологические и экономические устои, на которых основывался наш быт в течение 70 лет, разваливаются, а новых нет. В этих условиях, когда стала очевидна тупиковость прежнего пути, возникла естественная потребность вернуться к вечным ценностям, выработанным человечеством на протяжении веков.

Христианству скоро исполнится 2000 лет. Оно — благодатная новая жизнь, открывшаяся людям в Богочеловеке Иисусе Христе и оформленная в систему религиозной веры, мировоззрения и практики. Основами христианства являются, во-первых, вера в Триединого Бога—Творца и Промыслителя всей вселенной, а во-вторых, учение о человеке как образе и подобии Божием; о свободе человека и его грехопадении, исказившем весь строй жизни; о восстановлении, или спасении, человека через воплощение, жизнь, искупительную жертву и воскресение Сына Божия; об обожении человека действием Святого Духа; о Церкви как богочеловеческом организме, в котором происходит исцеление человеческой природы и личности и даруется вечная жизнь. Христианская мораль включает в себя такие понятия, как внутренний закон правды и совести, написанный в сердце человека, чувство долга и ответственности; святая, чистая любовь к Богу к людям—основное творческое начало, на котором должна строиться вся жизнь человека.

Гуманизм первоначально—это культурное движение в Европе XIV—XVI вв., стремившееся к освобождению от господства доктрин католической церкви в литературе, искусстве, науке и приведшее к созданию новой системы ценностей, основанных на приоритете свободной человеческой личности. Гуманизм стоит под знаком восстания «детей на родителей» и секуляризованной светской культуры и науки на религию. Для нового миросозерцания мерой всех вещей стал человек, его индивидуальность, в противоположность схоластическому принципу, утверждавшему, что мера всех вещей—Бог. Если прежнее схоластическое миросозерцание, основанное на аскетическом пренебрежении к внешнему миру и человечекой грешной природе, при сосредоточенности на божественном, трансцендентном, можно условно назвать теологическим максимализмом (философским монофизит-ством), то гуманизм следует охарактеризовать как антропологический максимализм (философское нес-торианство). В узком смысле гуманизм возник как вольнолюбивая реакция на несвободу и пренебрежение к плоти мира, но развиваясь, он выявил внутренние, как положительные, так и отрицательные, возможности человеческой личности во всех сферах деятельности. При попытке создать свою собственную, светскую философию, при критическом отношении к религии и отрицании метафизики гуманисты пришли к полной секуляризации мысли, что имело далеко идущие последствия. Рационалистический подход ко всем явлениям жизни выдвинул на первый план вопросы не умозрительные, а практического толка: этика, наука, искусство, политическое устройство общества и т.п.

Основным положением этики гуманистов стало утверждение, что человек по природе существо доброе и нравственное, что индивидуализм человека— его основное свойство, а удовлетворение потребностей человеческой природы должно быть гарантировано правом и всем строем общественной жизни. Отсюда ясно, что осуществить это можно только при широком развитии демократии в обществе. Все сословные привилегии должны исчезнуть. Талантливая личность, к какому бы сословию она ни принадлежала, должна иметь приоритет во все сферах общественной жизни. Гуманисты положили начало раз-ночинству—образованию особого класса общества—интеллигенции. Они же стояли у истоков современной, независимой от идеологических догм науки и, в частности, ее критического направления. Изучение внешней, материальной природы предполагало и любовь к ней, пиетическое преклонение перед ее законами и красотой.

В области литературы гуманисты создали свое направление—публицистику, предназначенную для широкого распространения их взглядов и формирования общественного мнения. Все это—несомненные заслуги гуманизма. Но несмотря на крупный исторический успех, гуманизм со временем обнаружил и свои существенные недостатки, заключавшиеся в основах его мировоззрения. Так, мораль гуманистов, не имеющая твердых принципов, не считающаяся с тем фактом, что зло глубоко укоренено в природе человека, выявила свой поверхностный характер и бессилие что-либо изменить в этом направлении. А отрицание аскетизма во имя полного удовлетворения потребностей человеческой природы привело к разнузданной чувственности, к открытой проповеди безнравственности. Автономная практическая мораль гуманистов, оторванная от религиозных корней, превратилась в свою противоположность.

История не простила и ошибочной, наивной гуманистической веры в природную доброту человека, обожествления «естественного» человека. Мнимая свобода человека от религии, утопия естественного добра, погоня за внешними благами—ради человека, во имя человека—не создали прекрасной жизни, светлого будущего, но, напротив, очень дорого обошлись человечеству.

Понятие индивидуального и общественного блага строилось гуманистами на эгоизме человека, личном или коллективном. Эгоизм же всегда защищает себя и вынужден самой логикой поведения остерегаться, не любить, а иногда и ненавидеть других. Он не в состоянии создать человеческого братства, единства.

Гуманизм пытался раскрыть внутреннюю сущность человека, но она не однозначна. Не все в человеке хорошо и достойно уважения. Более того, человеческая личность, индивидуализированная, оторванная от абсолютной личности и соборности с другими, подобными ей личностями, не является самодовлеющей, самодостаточной ценностью. Добро, нравственное начало, которое безусловно есть в человеке, не может раскрыться и осуществиться само по себе, без наших усилий. Этому мешает зло, которое также присутствует в человеческой душе. Истина и справедливость входят в жизнь и проявляются лишь в борьбе с противоположным явлением.

Означает ли сказанное, что гуманизм вообще не оправдал себя и принес человечеству больше зла, чем блага? В своей мирской, секулярной форме он действительно послужил источником многих неприятностей для человечества. Но возможен другой гуманизм—христианский, основанный на Личности и учении Иисуса Христа, Истинного Бога и Истинного Человека.

Цель гуманизма—предельное раскрытие всех потенциальных возможностей природы и человека—уже достигнута и осуществлена в одной всечеловеческой Личности—в Иисусе Христе. Распространяя эту Личность на всех людей, включаясь в богочеловечество Иисуса Христа, мы и сами становимся ближе к заветной цели. Подлинный гуманизм—это одухотворенность жертвенной любовью к людям, которая может стать реальностью, если мы видим нечто божественное в человеке, то, что достойно в нем любви. Отсюда вытекает задача: восстановить, возродить потерянный, искаженный грехом образ Божий в человеке. Это достигается подвигом общения с Богом, источником святости и блага, трудничеством, и, прежде всего, внутренней аскетической борьбой с разъедающим душу злом, с темными, умерщвляющими нас страстями. Христианский гуманизм есть путь подражания Богу и Его совершенствам, исполнения в практической жизни заповедей Евангелия, которое есть учение не человека, а Бога, и потому истинно. Все, что не со Христом,—против Него, от «князя мира сего» и может быть лишь призраком, личиной добра, а по сути—ложью и злом.

Скажут, что идеал христианства также остался неосуществленным. Да, он в широкой массе не реализован, но он принципиально осуществим, и подтверждение этому мы находим и в наше время в жизни праведников и святых. В этом мире «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1,5). Идеал Богочеловека неугасимым светом озаряет мрак нашей жизни, течет в душе неисчерпаемым источником живой воды. Это величина действительная, а не мнимая. И это не «частное дело», а всеобщее. Христианство взывает к каждой человеческой душе, чтобы она очистилась, раскаялась, обратилась к Богу. Спасение человека не только его личное дело, оно спасительно для всего человечества в силу онтологического единства всех в Богочеловечности Сына Божия.

«Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный... да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5,48,16).

 

Церковные Таинства

—    Крещение — установленное Самим Господом Иисусом Христом Таинство, в котором верующему при трехкратном погружении в воду с призывом Бога Отца, Сына и Святого Духа невидимо подаются Дары Святого Духа, освобождающие его от первородного греха и возрождающие для духовной жизни, по словам Спасителя: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5).

Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Христос сказал, что Его Царствие не от мира сего. Но Он Сам пришел в этот мир, чтобы выполнить Свою спасительную миссию. Церковь также не от мира сего, ибо она является богочеловеческим организмом — Телом Христовым.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru