О посте

Пост—это божественная благодать (Быт.2,16-17) и поэтому непреложен. Согласно Василию Великому, «он современен человечеству, пост узаконен в раю» (Беседа 1. О посте). Это великий духовный подвиг и высшее выражение аскетического идеала Православия. Неуклонно следуя соборным правилам и всему святоотеческому преданию, Церковь всегда проповедовала высшее достоинство поста для духовной жизни человека и его спасения. В богослужебном круге лета Господня выражается учение о посте через постоянное и неослабное бодрствование человека и усердствование в духовных подвигах. Поэтому пост и воспевается как Божественный дар, как благодать многосветлая, как оружие непреоборимое, как духовных подвигов начало, как пища душевная, как источник любомудрия всякого, как нетленного образа и равноангельного жития подражание.

Пост, как древнейшее установление, встречается еще в Ветхом Завете (Втор.9,18; Иоил.2,15; Иона 3,5-7). Сам Господь постился сорок дней перед началом Своего общественного служения (Мф.4,2) и преподал указания о способе ведения поста (Мф.6,16-18). В Новом Завете он рекомендуется вообще как средство воздержания, покаяния и духовного восхождения; пост соблюдал не только Сам Господь, но также Иоанн Предтеча и апостолы (Мк.1,6; Деян.13,2; 14,23). Церковь, начиная с апостольских времен, проповедовала высшее значение поста и установила среду и пятницу как дни постные (Дидахи 8,1), а также пост перед Пасхой (Ириней Лионский, у Евсевия в Церк. Ист.5,24). Существующее разнообразие в отношении продолжительности и содержания этих постов (Дионисий Александрийский. Послание к Василиду. ГП. 10,1278) указывает на их духовный характер. Пост призваны соблюдать все, каждый по своей силе и возможности, не допуская, однако, пренебрежительного отношения к этому священному установлению: «Смотри, чтобы кто-нибудь не совратил тебя с этого пути учения... Ибо если ты можешь снести иго Господне в целости, то будешь совершен; если же нет, делай то, что можешь. Что же касается пищи, понеси, что можешь» (Дидахи 6,1-3).

Истинный пост, как высший духовный подвиг, следует из всего аскетического идеала Православия и неразрывно связан с непрестанной молитвой и искренним покаянием. «Покаяние без поста не полно» (Василий Великий. О посте), но и пост мертв без благотворительности, особенно в современную эпоху, когда неодинаковое и несправедливое распределение благ лишает целые народы хлеба насущного. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды, расторгнем стро-потная нуждных изменений. Всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия без-кровныя введем в домы...» (Стихира самогласна в среду 1-й седмицы Великого поста). Пост не исчерпывается формальным воздержанием от некоторых видов пищи: «Для похвального поста не достаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу. Истинный пост—удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост. В этом пост—прекрасное дело» (Василий Великий. Беседа 2. О посте). Воздержание во время поста от некоторых видов пищи и довольствование малым не только по качеству, но и по количеству принимаемой пищи составляет важный элемент духовного подвига. «Воздержание от пищи указывает на смысл поста, пища же не делает нас совершенно ни праведными, ни неправедными. В таинственном же смысле указывает, что как для тех, кто принимает пищу, результатом является жизнь, а невкушение— это символ смерти, так и нам, мирским, поститься подобает, да мирови умрем, и затем, пищи Божественной приобщившись, Богови жити» (Климент Александрийский. Эклоги. ГП.9,704-705). Таким образом, истинный пост касается всей во Христе жизни верующих, особенно участия их в богослужении, а главное—в Таинстве Божественной Евхаристии.

Сорокадневный пост Господа стал примером для верующих, побуждая их к послушанию, дабы, благодаря ему, «мы совлеклись того, что не соблюли, и насладились тем, что соблюли» (Григорий Богослов. Слово 45, на Святую Пасху). Замечательное христианское толкование духовного характера поста, в частности Четыредесятницы, дано святым Григорием Паламой: «Если так будешь поститься, то будешь не только состраждущим и соумирающим, но и совоск-ресающим и соцарствующим Христу во веки бесконечные, ибо сроднившись таковым постом подобию смерти Его, и причастником воскресения будешь и иже в Нем живота наследником» (Слово 13, на пятую Неделю поста. ГП. 151,161).

По православному преданию, нет предела духовному росту, и каждый должен возрастать соответственно своим силам. Именно поэтому аскеза и духовный подвиг не имеют меры, как и совершенствование совершенных. Немногие следуют предписаниям этого высокого православного идеала настолько, чтобы быть чтимыми еще при жизни. Но и они, несмотря на то что делают всеповеленное, никогда не высокомудрствуют, а исповедуют, «мы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17,10). Все остальные не должны оставлять подвига поста, а в самоуничижении, смирении и сознании недостаточности своего состояния предаваться за свои опущения на милость Божию.

Православная Церковь, как заботливая мать, определила все, что полезно для спасения, и установила священные периоды поста как Богодарованную «сокровищницу» новой во Христе жизни верующих. Следуя Божественным установлениям Священного Писания, соборным правилам и Священным Преданиям, она указывает на посты как на прекрасное в подвиге поприще духовного совершенства и спасения верующих и проповедует необходимость соблюдения постов лета Господня, т.е. Великой Четыредесятни-цы, среды и пятницы, постов Рождественского, Святых Апостолов, Успенского и однодневных—Воздвижения Честнаго Креста, кануна Богоявления и Усекновения Главы Иоанна Предтечи, а также всех постов, устанавливаемых согласно пастырскому попечению или соблюдаемых по произволению верующих.

Церковь, определив полезное для спасения человека в священные периоды поста, оставила вместе с тем на пастырское усмотрение границы человеколюбивой икономии его устава. Так, предусмотрено применение принципа церковной икономии и разрешение или ослабление поста по немощи плоти или крайней необходимости, согласно ответственному суду и пастырскому попечению.

Действительно, сегодня многие верующие не соблюдают всех установлений о посте или по малодушию, или вследствие существующих условий жизни. Однако все эти случаи ослабления, общие и индивидуальные, должны встречать внимательную материнскую заботу со стороны Церкви, которая «не хочет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему». Поэтому для испытывающих затруднение в соблюдении действующих установлений о посте по причинам индивидуальным (болезнь, армия, характер работы и т.п.) или общим (особые климатические условия некоторых стран, невозможность отыскать постную пищу, социальные условия) предлагается на духовное усмотрение Церкви определять меру человеколюбивой икономии и ослаблять в необходимых случаях «строгость» святых постов. Но все это в рамках вышеупомянутого и так, чтобы никоим образом не нарушить священный устав поста. Это послабление Церковь может осуществлять со всякой жалостью и снисхождением особенно для тех постов, которые не имеют единообразного предания и практики. «Хорошо поститься на всякий день, но не ядый ядущаго да не осуждает. В них не законополагать, не торопиться, не заставлять подобает вверенное стадо, а действовать убеждением и кротостью и словом, солью приправленным...» (Иоанн Дамаскин. О святых постах, 7).

Необходимо также приучать полноту Церкви, клир и верующих поститься и в особых обстоятельствах жизни: в знак покаяния, во исполнение духовного обета, для достижения какой-то духовной цели, во время искушения, в сочетании с просьбой к Богу, при стихийных бедствиях, перед Крещением (для взрослых, приступающих ко Крещению), в случае епитимии, перед хиротонией, перед Божественным Причастием и т.п.
 

Церковные Таинства

—    Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Христианин постоянно делает выбор: между добром и злом, между благочестивой жизнью и пребыванием в грехе, между Богом и мамонной. Церковь живет по своим законам, по своему внутреннему укладу, что позволяет ей не быть в водовороте "стихий века сего".
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru