О молитве

Молитва есть возношение ума и сердца человеческого к Богу, благоговейная, смиренная беседа с Ним. Чтобы молитва была услышана, нужно, прежде всего, отрешиться от всего и представить себя стоящим перед невидимым Богом, а произнося ее—сосредоточиться, вдумываясь в каждое слово.

Слова молитвы подобны нотам: для неумеющего переложить их в звуки они могут остаться мертвыми знаками, а могут наполниться живым содержанием, исполнить душу человека неизъяснимой силой, радостью, красотой, которые даются от Бога всем, умеющим молиться. Научиться молитве может каждый человек, для этого нужно только его искреннее и усердное обращение к Богу с приложением от себя молитвенного труда и внимания. Молитву, как и все прочее, дает нам Бог. И нужно быть усердным и настойчивым: «Просите, и дано будет» (Мф.7,7). Главное же, молиться нужно с верой в то, что Бог подаст нам все просимое, если это не препятствует спасению души. Нужно абсолютное доверие к Богу, крепкая вера в то, что, даже посылая нам противоположное тому, о чем мы сейчас Его просим в молитве, Он подает нам именно то, что в будущем окажется для нас спасительным и радостным.

Господь говорит, если между вами, грешными людьми, нет человека, который дал бы своему сыну вместо хлеба камень или вместо рыбы змею, то тем более не может Отец Небесный дать людям ничего другого, кроме добра (Мф.7,9-11).

Итак, нужно молиться с верою (Мф.21,22), смирением (см. притчу о мытаре и фарисее—Лк.18,10).

Для истинной молитвы нужен перевес духа над телом и плотскими чувствами, чтоб душа человека могла возноситься к небу и дышать воздухом вечности. Этому способствуют: пост, воздержание от всякого излишества, благочестивый труд, коленопреклонения во время молитвы, физический труд. Истинная молитва требует полного сосредоточения внимания, отрешенности от всего суетного и мысли только о Боге. Молитвенному настроению помогает лицезрение креста и святых икон—образов истинного Бога и святых Его.

Наконец, кто хочет, чтобы его молитва была угодна Богу и принесла благой плод, должен свою волю (все свои желания) подчинить воле Божией и саму молитву сделать жертвой Богу, как Господь Иисус Христос в Гефсиманском саду (Лк.22,42).

Молитва различается по своему предназначению: славословие, т.е. выражение нашего преклонения перед бесконечной любовью и всемогуществом Божи-им, благодарение Богу за жизнь и за все, Им дарованное, и прошение. Все эти виды молитвы обычно соединяются вместе, как это мы видим в молитве Господней—«Отче наш...», которая дана нам Спасителем как образец молитвенного обращения к Богу.

По проявлению своему молитва бывает внутренняя, или сердечная, мысленная, когда мы молимся в душе без слов, и внешняя, когда произносим слова, крестимся, творим поклоны.

Внутренняя молитва может быть непрестанной (1 Фес.5,17); она заключается в непрерывном молитвенном настроении души, когда человек постоянно мыслит о Боге и все делает только во славу Божию (1 Кор.10,31). Внутренняя молитва сопровождается у всякого человека неизменно и внешним выражением молитвенного настроения. Сам Господь Иисус Христос не только выражал Свою молитву словами, но и благоговейными движениями, например, возведением очей Своих к небу (Ин.17,1), а иногда преклонением колен и лица к земле (Мф.26,39). Если Сам Господь прибегал к внешним выражениям молитвы, то тем более естественно это делать нам (креститься, кланяться, стоять перед образами и др.).

Внешне молитвенное чувство проявляется в осене-нии себя крестом (по-славянски «крестным знамением», т.е. изображением, знаком креста), в коленопреклонении и поклонах—малых (поясных) и великих (земных, т.е. касаясь земли коленями, руками и головой). Крестное знамение полагается на чело, чтобы освятить ум и мысли наши, на чрево (живот)—чтобы освятить внутренние чувства, на правое, а затем левое плечо—чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших.

Православные христиане возносят молитвы не только о себе, но и других людях, своих ближних, по слову Спасителя: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13,35). Молитва и есть выражение нашей любви. Именно поэтому брат Господень, апостол Иаков, заповедовал нам: «Молитесь друг за друга... много может усиленная молитва» (Иак.5,16). Молиться нужно о живых—о даровании им телесного и душевного здравия и, особенно, об усопших, чтобы Господь простил им содеянные при жизни вольные и невольные грехи и сподобил войти в Царствие Небесное.

Молитвы об усопших. В молитвах заупокойных мы просим Господа, чтобы Он помянул усопших, т.е. обратил на них милостивое внимание. Усопшими (т.е. уснувшими) мы называем умерших потому, что они не перестали существовать: души их находятся в месте, назначенном Богом, и ожидают всеобщего воскресения. Тогда все умершие оживут и получат или Царство Небесное, назначенное праведникам, или вечное наказание, ожидающее грешников (Мф.25,46). Но люди грешные еще могут получить облегчение своей участи, если на земле будет совершаться их поминовение.

Церковь поминает поименно своих чад, потому что Бог есть наш Отец и для Него каждый человек незаменим и неповторим в своей личности, а личность человека запечатлевается его именем.

В чем смысл подавания просфор на литургии за проскомидией? На литургии совершается Таинство Причащения, в котором верующие вкушают Тело и Кровь Христову и таким образом происходит единение верующих с Богом и Бога с людьми—живыми и умершими. Когда мы подаем помянник и просфору, священник читает имена и, вынимая частицы просфоры, кладет их на дискос у подножия Агнца. Агнец—кубическая часть просфоры, изображающая самого Господа Иисуса. За литургией Агнец—хлеб претворяется в истинное Тело Христово, а вино в чаще—в истинную Кровь Спасителя. После причащения верующих все частицы, вынутые за живых и умерших, опускаются в святую Чашу, соединяясь с Кровью Господней, священник в это время молится: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кро-вию Твоей честною, молитвами святых Твоих».

В своих молитвах Церковь поминает усопших ежедневно и еженедельно—по субботам, а также в специальные, так называемые, родительские дни.

Сугубые молитвы о новопреставленных усопших мы возносим в третий, девятый и сороковой день после смерти. По учению Церкви, душа новопреставленного проходит мытарства в первые сорок дней. В течение этих дней она видит блаженство небожителей и мучения грешников, вспоминает свои грехи и падения, скорбит и трепещет перед Богом. В третий, девятый и сороковой день душа приводится на поклонение Христу Спасителю.

По истечении сорока дней после поклонения Источнику жизни и воскресения происходит частный суд и определяется место обитания души до времени всеобщего воскресения и суда.

Молитвы Церкви, наши с вами молитвы, милостыня, добрые дела в честь и память покойного могут благотворно влиять на его загробную участь и положение души. Особенно важно поминовение на проскомидии имен усопших. Церковь имеет много свидетельств тому. Вот одно из них. Перед прославлением Феодосия Черниговского, после переоблачения его мощей праведным старцем Амвросием, последнему явился святитель Фео-досий в сиянии небесной славы и говорит: «Благодарю тебя за то, что потрудился для меня,—и добавил:—молись за моих родителей, иерея Никиту и Марию» (до этого времени имена их были неизвестны). Смущенный старец Амвросий ответил: «Святитель Божий, ты сам прославлен, твои молитвы сильны у Господа, как же я грешный могу молиться?» Святитель отвечал: «Поминай на проскомидии: это выше моих молитв». На этом видение кончилось.

Православная Церковь не совершает христианского погребения (отпевания), а значит и не поминает умерших некрещеными и покончивших жизнь самоубийством.

По учению Священного Писания Церковь есть Тело Христово, Глава которого Сам Христос. Соединяет человека с этим Телом Таинство святого Крещения. Кто не сподобился его принять, тот не может быть членом Тела Христова, того Церковь не считает своим и не поминает. И никакие самодеятельные молитвы, никакие предписания и действия, которые составляют и дают к употреблению несведущие люди, не могут здесь помочь или изменить что-либо. Как нельзя мертвого оживить, так нельзя умершего некрещеного сделать крещеным. О некрещеном может быть только одна молитва: «Буди, Господи, милость Твоя!».

Самоубийство—страшный грех. Каждому человеку Бог дает жизнь, и только Он один в угодное Ему время может ее отнять. Самоубийцы выступают против Бога, берут на себя то, что принадлежит Господу. Церковь таковых не отпевает и не поминает. В прежние времена самоубийц не хоронили на общем кладбище, а только вне его, за оградой.

В настоящее время иногда допускается некоторое послабление в отношении самоубийц. Священник может (но только с разрешения епископа) совершить отпевание, а епископ—дать на это разрешение при наличии свидетельства о смерти, в котором врач удостоверяет, что покончивший самоубийством был умственно неполноценным и состоял на учете в психиатрической клинике. Других исключений нет и быть не может.

Родные и близкие самоубийц во утешение и ослабление своей скорби могут только частным образом молиться о покончившем с собой, могут, милостыней и добрыми делами умилостивляя Бога, только на Него возлагать свою скорбь и надежду.

 

Комментарии  

 
0 #1 Владимир 16.09.2012 18:37
Мир Вам.

Мой коментарий касается последний мысли в отношении самоубийц. В евангелии от Иоанна в 15:12-14 Господь говорит: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

Зничит ли это, что жертвовать своей жизнью, тяжкий грех.

Спасибо.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru