О святых

Не все люди, угодившие Богу, ведомы миру. Многие великие подвижники совершали свои подвиги так, что никто и не подозревал об их существовании. Теперь пред престолом Божиим они наслаждаются неизреченной славой и блаженством, вместе с ангелами прославляя Господа Бога и молясь за грешный мир.

Святая Церковь разделила всех святых Божиих на лики (разряды) в соответствии с тем, каким путем проходили они земную жизнь и достигли вечного Царства, а именно: пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, бессребреники, юродивые. Такой порядок лика святых отражается в последовании прославления их за литургией и в других службах.

Пророки—особые избранники Божии, праведники, которым Бог открывал Свою волю, чтобы они возвещали ее людям. Вдохновленные Святым Духом, они ревновали о поклонении Единому Богу, о чистоте Его учения и исполнении заповедей, обличали народ в неверности Господу и за сотни лет предрекали будущее, видя отдаленное во времени и пространстве, как близкое. Главным предметом их пророческих предсказаний был обещанный Спаситель. Они готовили людей к принятию Его, описывали многие обстоятельства Его жизни, чтобы, когда Христос явится, все могли узнать Его.

Апостолы (греч.—посланники)—это те ученики Спасителя, которых Он посылал для проповеди Евангелия всем народам (Лк.6,13; Мф.10,1; Мк.3,13; Деян.).

Святители—святые отцы, пастыри и учители Церкви. Для управления Церковью апостолы еще при своей жизни избирали мудрых и богопросвещенных мужей, которым и вверяли христиан. Эти мужи назывались епископами, что, собственно, значит блюстители. В свою очередь, они избирали следующих и благодать Святого Духа, полученную ими от апостолов, передавали через рукоположение вновь избранным и обязывали их учением и Таинствами вести христиан в царство Христово. Так образовалась иерархия, которая, начиная с апостолов, непрерывно и неизменно продолжается и будет существовать до конца мира. Эти иерархи, или священноначальники, и называются святителями.

Мученики, великомученики, страстотерпцы (претерпевшие страдания), исповедники. Христиане уже в первые века подвергались жестоким гонениям со стороны властей предержащих и язычников. Всякого, кто дерзал называть себя христианином, влекли на суд, сначала убеждая отречься от Христа. Но если христианин был непоколебим, его осуждали на страшные мучения: до костей секли воловьими жилами, строгали острым железом, жгли на медленном огне, опускали в кипящее масло, вытягивали из живых жилы, вырезали части тела, травили зверями, распинали на крестах и т.д. Мучениками являются все, пострадавшие за веру Христову, с древнейших времен до наших дней (см.: Жития святых).

Преподобные—это подвижники, которые стремились приблизиться к Богу чистотой и святостью жизни во все времена. Они оставляли все, что может помешать этому стремлению: мир и его блага, семью и ее радости, общество и его связи,—удалялись в пустыни и там, в уединении, скитаясь в горах и лесах, совершали свои подвиги, вели жизнь, исполненную лишений и непрестанной молитвы. Некоторые из них основали монашеские общины.

Бессребреники—святые служители бедных и страждущих. Они все приносили в жертву любви, заповеданной Иисусом Христом Своим ученикам и последователям: раздавали имения неимущим, отдавали свои силы и знания на служение слабым и немощным, бескорыстно всем помогая. Так, обладавшие медицинскими знаниями были всегда готовы, не требуя ни малейшего вознаграждения, помогать больным. Сила их веры и молитвы дополняла знания, и часто по их молитвам и с их помощью исцелялись неизлечимо больные. Эти святые врачи названы исцелителями, бессребрениками и чудотворцами.

Юродивые—праведники, которые, отрекшись от мира, избрали образ жизни, полностью противоречащий благоразумию в обычном смысле слова. Перенося с необыкновенным терпением голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения, они нередко получали от Бога дар прозорливости и чудотворения. Таковы, например, Василий Блаженный, Прокопий Устюжский и др.

Ангел-Хранитель дается человеку в Таинстве Крещения, и каждый человек находится под особым его попечением. Именно Ангелу-Хранителю следует молиться об охранении от грехов и скорбей. По своей природе и неизменной святости ангелы выше всех сотворенных Богом существ, одна Богоматерь выше их.

Мы просим Ангела-Хранителя молиться о нас Господу о ниспослании нам благоговейного страха Господня, т.е. опасения согрешить в чем-либо перед Богом. Это спасительное чувство удерживает нас от поступков, нарушающих заповеди Божии. В Священном Писании «страх Господень» называется «началом премудрости» (Пс. 110,10).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru