Проповедь на Святую Пасху

Христос воскресе! Этими священными словами, братья и сестры, Церковь торжественно свидетельствует сегодня о великом событии Воскресения.

Воскресение Христово не может рассматриваться в отрыве от крестных страданий Христа Спасителя. Апостол Павел в Первом послании к коринфским христианам говорит: "А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных... Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор. 1,23-24).

Еще во времена апостолов иудеи требовали чудес, а еллины искали мудрости (1 Кор. 1,22). Уподобляемся им и мы, люди двадцатого века.

В факте смерти и победного Воскресения Христова Бог дал человечеству и чудо, и мудрость. Разве в том, что есть победа над смертью, не самое великое чудо из чудес? Не чудо ли, что Христос, Первенец из мертвых, проложил путь к воскресению всякой плоти? А в том, что почти две тысячи лет, проходя через все житейские бури и треволнения, исполняя свою спасительную миссию, существует Церковь Христова, не чудо, не мудрость? А в том, что из года в год, из рода в род, из поколения в поколение проповедуется правда Евангелия, правда любви, мира и справедливости, не есть ли ответ на требование еллинов, ищущих мудрости?

Мудрость Божественная в том и заключается, что Христос—Святая Невинность—приносит Себя в жертву за виновных. Будучи Владыкой неба и земли, Он, вызвавший к бытию весь мир видимый и невидимый, уподобляясь нам, принимает человеческую плоть, чтобы стать братом человеку, возвести его от земли к небу, уравнять его с Ангелами. Терпит вольную смерть, полагается во гроб, открывая человеку путь в бессмертную вечность. Воскресением Своим Христос удовлетворяет запросы иудеев, требующих чудес; удовлетворяет запросы еллинов, ищущих мудрости. В распятии и Воскресении—высшая мудрость, превосходящая всякий смысл и всякое понимание. Но как проповедь о Христе, так и проповедь о Его Воскресении для одних всегда будет соблазном, для других безумием, "для самих же призван-ных"—Божией силой и Божией премудростью.^Человеку, высшему из творений, дан образ Божий и подобие Божие, дана ему и свобода воли, руководствуясь которой он вправе принимать или отвергать, верить или не верить, познавать или не познавать. Вера—это дар Божий. За этот дар надо благодарить, им надо жить. Воскресение Христово утверждает нашу веру, дает ей светлое озарение и смысл. "А если Христос не воскрес,—говорит апостол Павел,—то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" (1 Кор.15,14).

Действительно ли воскрес Христос? Может быть, Воскресение—это легенда? Вначале мы напомнили, что Воскресение нельзя рассматривать без креста. Значит, прежде должно увериться в том, действительно ли Он умер, чтобы потом воскреснуть и дать путь к воскресению всякой душе человеческой. Каждый читающий Евангелие не может усомниться в том, что Христос действительно умер. О том свидетельствуют четыре евангелиста (Мф.27,50; Мк. 15,37; Лк.23,46; Ин. 19,33-35). "Придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его" (Ин. 19,33-35). О том свидетельствует римский сотник и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи и остававшиеся на Голгофе до последнего Его издыхания. О Его смерти свидетельствуют Его недруги, которые, наверное, удостоверились в действительности Его смерти, прежде чем разрешить снять Его тело с Креста и предать погребению.

И вот Христос, как и обещал (Лк.24,5-7,26), в третий день воскрес из мертвых. Сразу же, как только распространилась весть о Его восстании из гроба, люди измышляют различные объяснения, пытаясь затмить свет Воскресения. Одни твердят, что Он не умирал, другие, наоборот, что Он не воскресал, и т.д.

Для нашего сердца и ума, озаренных верою, есть одна истина: Христос воскрес! Воистину вокрес! Наша вера зиждется на Божественном Откровении, на опытном познании Бога.

По воскресении Христос является Марии Магдалине (Мк.19,9), женам-мироносицам (Мф.28,9), двум ученикам, идущим в селение (Мк.16,12-13; Лк.24,13-35), одиннадцати и прочим ученикам (Лк.24,36-43; Ин.20,19-25).

"Напоминаю вам, братия, Евангелие... которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь... Я... преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть и доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я... недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию" (1 Кор. 15,1-9). Это свидетельство в прошлом гонителя Церкви, отдавшего затем жизнь свою (через усечение мечом) за проповедь Воскресшего Христа. Мог бы человек, не убедившись в действительности бытия Христова и Его Воскресения пойти на такую жертву?

Апостол Петр, обращаясь к иерусалимской общине, говорит: "Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели" (Де-ян.3,15). И этот Апостол свидетельствовал истину своей проповеди мученической кончиной.

И так каждый из двенадцати, и даже до семидесяти смертью свидетельствуют действительность Воскресения. В городах и деревнях, на крышах домов, в синагогах и на улицах проповедуют Христа распятого и воскресшего. Каждый платит за эту проповедь своей жизнью. "Мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал..." (! Кор.15,15).

Апостолы пронесли проповедь о Воскресении во все концы земли. В каждой части земного шара росла и ширилась Церковь Христа, многомиллионная, многонациональная. И ныне люди слушают слово Божие, верят Богу и исповедуют Его, в Нем видят свое воскресение.

На легенде не построишь того, что живет тысячелетиями, за что платили дорогою ценою и чего врата ада никогда не одолеют (Мф.16,18).

Сонмы мучеников шли на смерть ради и во имя Того, Кто победил смерть. Сонмы святых угодников избирали путь подвига и святости. Миллионы верующих жили и живут Его правдой.

Сколько в истории человечества лучших порывов, талантов и способностей посвящено Христу и Его Воскресению: в музыке, искусстве, науке, поэзии, литературе, во всем, чем богата человеческая жизнь,—лучшее приносилось и отдавалось Ему, в Его славу. Если бы вера и доверие Христу не отзывались глубоко в сердце и душе настоящей правдой, могли бы люди все самое возвышенное и прекрасное нести к Его ногам?! Волей или неволей, по желанию людей или против их желания, вся человеческая жизнь, общечеловеческая культура, история и цивилизация пронизаны Им и Его божественным учением.

Вот почему в единстве мыслей и чувств, едиными устами и единым сердцем мы, верующие, и ныне славим Его Воскресение, верим Ему, проповедуем Его, живем Им, соразмеряя свою жизнь с принципами Евангелия.

Воскресение Христа—это залог нашего воскресения, ибо как живет Христос, Глава нашей Церкви, так будут жить все члены Ее. "Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас" (2 Кор.4,14). "Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем" (2 Тим.2,11-12).

Нам нечего бояться смерти, ибо нас освободила Спасова смерть. Смерть победил Христос, и отныне она не уничтожение, а переход из временного в вечность.

Иисусе Воскресший, воскреси души наши, дабы, отложивши дела тьмы и неправды, во свете Твоего Воскресения мы могли чистым сердцем Тебя славить. Аминь.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru