Вочеловечение

В Символе веры мы исповедуем: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотивша-гося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».

Сам Христос задавал в свое время вопрос фарисеям: «Что вы думаете о Христе? Чей Он Сын?»—и в ответ услышал: «Сын Давидов» (Мф.22,42). Тогда Иисус сказал: «Если Давид называет Христа Господом, то как же Он сын Давиду?» «И никто не мог отвечать Ему ни слова» (Мф.22,42,46). Иные говорили, что Он «сын Иосифов», но тогда почему же Мария ответила Архангелу: «Как это может быть, когда Я мужа не знаю?». И если Христос— «сын Иосифов», то почему сам Иосиф, узнав о зачатии, «хотел тайно отпустить Ее»?

Многие из народа говорили: «Он точно пророк. Другие говорили: это Христос...» (Ин.7,40-41).

С тех пор и до настоящего времени споры о Христе не прекращаются. Бесспорным остается лишь одно: воплощение Христа не просто догмат, это сверхъестественная реальность, краеугольный камень христианства, без которого не было бы спасения порочному человечеству.

«И беспрекословно—великая благочестия тайна: Бог явился во плоти...», «и Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины...» (1 Тим.3,16; Ин.1,14).

При воплощении Тело Христово не сошло с неба, но было рождено Девой Марией, как написано: «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены...» (Гал.4,4).

Рождение Христа от Девы было Божественным Промыслом, оно было предсказано в пророчествах Священного Писания, безусловно истинных, «ибо у Бога не останется бессильным (напрасным, неисполнившимся— М.В.) никакое слово» (Лк.1,37). За 700 лет до Рождества Христова Бог устами пророков предсказал, что Мессия придет в мир не вполне обычным образом; что Христос явится, но не как взрослый человек, а как Младенец; что местом Его рождения будет Вифлеем, а местом жительства и служения—языческая Галилея (Мф.2,1,22).

И если бы пророчества Библии (а их множество!) ошибались в вопросе воплощения Христа, то кто бы полагался на Библию во всех других вопросах веры, особенно в том, что касается нашего вечного спасения? Потому-то Христос и пришел в мир, что Бог хотел дать людям Спасителя, абсолютно свободного от «вошедшего в мир греха».

Через Адама «грех вошел в мир», а с грехом—смерть. Адам передал свою греховную природу всем грядущим поколениям. Каждый из нас может повторить исповедание пророка Давида: «Се бо, в беззаконних зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс.50). Если бы Христос родился так же, как все люди, унаследовав греховную природу Адама, то Он не только не мог бы искупить нас, грешников, но Сам нуждался бы в искуплении. Говоря образно, для того, чтобы уплатить Богу «долги наши», Христу надлежало Самому быть свободным от долгов перед Ним.

Спрашивается: как же Бог разрешил непостижимую для нас проблему непорочного зачатия и рождения? Как Бог сочетал в Своем Единородном Сыне Иисусе Христе Свою Божественность с нашей человеческой природой? Размышляя над этим, апостол Павел не мог удержаться от восторга: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы его (замыслы—М.В.) и неисследимы пути Его!» (Рим. 11,33).

И действительно, Сам Бог «уготовал» Христу Его физическое тело. «Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне» (Евр.10,5). Бог сказал Марии устами Архангела Гавриила, что родившийся Младенец не будет «сыном Иосифа», но что «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего...» (Лк.1,32). По Отцу Христос-Сын Божий, а по Матери—Сын Человеческий. Как сын Божий, Христос—Личность безначальная: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1,1), а как Сын Человеческий—Личность историческая: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1,14).

А вот что говорит о Божественном происхождении Христа евангелист Лука: «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына... Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (1,30-31; 35).

Что это за сила Всевышнего? В первых строках Библии находим: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1,2). Это и есть «сила Всевышнего», которой сотворены земля и все, что на ней, вселенная и все, что наполняет ее.

Архангел Гавриил сообщает Марии, что именно эта «сила Всевышнего» осенит Ее. «Осенить»—означает: покрыть своей тенью, охватить, объять. Так, на горе Преображения «явилось облако и осенило их (учеников— М.В.у, и устрашились, когда вошли в облако» (Лк.9,34).

«И беспрекословно—великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим.3,16), явился как Сын Марии, Который, будучи зачат от Духа Святого, вышел из утробы Матери Своей, питался Ее молоком, был у Нее в послушании, возрастал и укреплялся, как подлинный Человек, оставаясь всегда совершеннейшим Богом.

«Се Дева во чреве приимет и родит Сына...—таково было пророчество Исаии.—Ибо Младенец родился нам; Сын дан нам...» (7,14; 9,6). Оба эти пророчества в точности исполнились. Слова «Младенец родился» предвещали естественное рождение Христа по плоти от Девы Марии, «Сын дан нам»—указывают на сверхъестественное явление Его как Сына Божия. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16).

Нам непонятно явление в мир Богочеловека, родившегося сверхъестественным путем? Но ведь Бог и прежде создавал людские тела не менее чудесным образом. Возьмем, например, появление первого человека на земле. На вопрос: как Бог создал Адама?—Библия отвечает: «Из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2,7). Таким же непостижимым для нас образом Бог создал Еву «из ребра Адамова». Не менее чудесно Он создал всех людей, снабдив их репродуктивными органами и подчинив появление на свет потомства биологическим законам.

Все, что Бог сотворил и непрестанно продолжает творить,—чудесно! «Вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?» (Иер.32,27).

Христос был во всем нам подобен, кроме одного—Он был безгрешен, а потому не имел чувства греховности, что в моральном мире является не меньшим чудом, чем непорочное зачатие в мире физическом.

Боговоплощение—великая тайна благочестия, дело Божией любви к нам, Промысел Божий о мире и человеке, о нашем спасении. Его надо усваивать, им надо жить. «Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить...»,—заключает премудрый Екклезиаст (3,14).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru