О Священном Предании

Божественное откровение распространялось и хранилось на земле посредством Священного Предания и Священного Писания. Под Священным Преданием понимается Слово Бо-жие, не заключенное в письмена самими богодухновен-ными писателями, а устно переданное Церкви и с тех пор в ней сохраняющееся.

Книги Священного Писания (как Ветхого, так и Нового Завета) появились после того, как людям дано было Божественное откровение. Так, в Ветхом завете, от Адама до Моисея, не было никаких священных книг, а учение веры и нравственности передавалось из уст в уста, от отцов—детям, от предков—потомкам, от одного поколения—другому. То же самое мы видим на первых порах в христианской Церкви, Основатель которой, Господь наш Иисус Христос, учил людей словом и примером и не оставил никакого писания. И после Него, при апостолах, христианская вера распространялась и утверждалась большею частью устно, и только впоследствии некоторые из святых апостолов заключили учение Христа Спасителя в письмена. Но и эти писания апостольские содержат в себе далеко не все, что было сказано и сделано Божественным Учителем нашим и Его учениками. «Суть же и ина многа,—говорит святой Иоанн Богослов в конце написанного им Евангелия,— яже сотвори Иисус, яже аще бы по единому писана быша, ни самому, мню всему миру вместите пишемых книг» (21,25).

Значит, было много событий в земной жизни Иисуса Христа, которые, из-за невместимости их человеческим разумом, апостолами не были описаны, но они рассказывали о них своим последователям.

Устные наставления, касавшиеся истин веры, нравственности, Таинств и обрядов, преподанные так давно, могли ли сохраниться до настоящего времени? Да, могли. Священное Предание дошло до нас во всей своей первозданной чистоте и целостности, чему способствовало немало факторов. Ведь святые апостолы проповедовали Богооткровенное учение не пред немногими избранниками и отнюдь не тайно, а повсеместно и всенародно. Они пронесли его по всем странам тогдашнего мира, возвестили на всех языках. При таких обстоятельствах Предание, столь широко распространяемое, просто не могло затеряться. «Кто хочет знать истину,—говорил святой Ириней,—тот во всякой церкви может усмотреть апостольское предание, возвещенное во всем мире».

Сохранению преданий способствовала и ревностная приверженность к Евангельскому учению всех христиан и, особенно, пастырей Церкви, которых, сообразно с самим назначением их «пасти Церковь Господа и Бога» (Деян.20,28), старались наставить и утвердить в истинах веры святые апостолы.

История свидетельствует, что преемники апостолов были достойны своего призвания. «Они, что нашли в Церкви,—говорит блаженный Августин,—то и содержали, чему сами учились, тому и учили, что приняли от отцов, то передали и детям». Основным способом передачи Священного Предания будущим поколениям христиан было заключение их в письмена учителями Церкви. Наконец, церковная практика, касавшаяся совершения тех или других Таинств (особенно причащения и священных обрядов), введенная апостолами и строго соблюдаемая их преемниками, также значительно содействовала сохранению Священного Предания.

Источников преданий немало, и прежде всего к ним принадлежат так называемые древние «символы», или образцы веры. Появление их восходит ко временам апостолов, и они существовали во всех Церквах до появления Никео-Цареградскаго символа, составленного в четвертом веке. Далее—правила святых апостолов, пользовавшиеся огромным уважением во всей Вселенской Церкви и воспринимаемые как законы, исполнение которых было обязательно для всех верующих. Известны 85 правил святых апостолов, преимущественно по вопросам церковного управления и благочиния. Источником преданий служат также материалы соборов, подразделяемых на поместные, на которые два раза в год собирались епископы из разных городов для бесед о делах веры и приносили с собой сохранившиеся в их Церквах предания, и вселенские, куда, в лице предстоятелей. своих, собиралась вся Христова Церковь. Этот источник тем драгоценней, что соборы всегда обращались в своих рассуждениях не только к Писанию, но и к Преданию, и что в определениях и правилах этих соборов дошли до нас предания, касающиеся всех предметов христианской веры и Церкви.

К неиссякаемым источникам Священного Предания принадлежат, кроме того, древние литургии, акты святых мучеников, различные исторические сочинения, в том числе и святоотеческие. Святые Отцы Церкви все свои творения сообразовывали с апостольскими преданиями, а потому справедливо могут быть названы их свидетелями. Наконец, много преданий сохранила святая Церковь в священных действиях, обрядах, церемониях, установлениях о постах и праздниках, устройстве и расположении храмов, составе и порядке богослужений.

Наряду с указанными источниками Священного Предания, так сказать, естественными, есть еще самый главный—сверхъестественный, проистекающий из того, что Церковь христианская, православная находится под особым водительством Самого Божественного Основателя, Господа нашего Иисуса Христа и Святого Духа.

«Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века»,— говорил Иисус Христос апостолам, отправляя их на всемирную проповедь (Мф.28,20). «Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век... Той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам» (Ин.14,16,26),—таково обещание Спасителя данное апостолам, а в их лице и всем православным пастырям. А значит, все то, чему научил Иисус Христос своих учеников, что заповедал Он им передать нам, должно было сохраниться и дойти до нас. Все это действительно сохранилось и содержится неизменно в единой истинной Церкви Православной, и способствуют этому Сам Господь Иисус Христос и Святой Дух Утешитель. Наш долг— всегда и во всем слушаться голоса любящей нас Матери—святой Церкви. Только в ней истина, она одна верная хранительница преданий и имеет право толкования их.

«Не должно у других искать истины,—говорит св.Ириней,—но должно научаться ей у Церкви, в которую, как в богатое хранилище, апостолы положили все, что только есть истиннаго. Здесь, кто хочет, да почерпает себе животворное питие; здесь—дверь жизни; все же другие татие суть и разбойницы, и потому должно убегать их, а должно любить то, что исходит от Церкви, и принимать от нее предания истины... Где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий,—там и Церковь и всякая благодать, ибо Дух есть истина...»

Для чего же нужно Предание, когда мы имеем такой источник христианского вероучения, как Священное Писание? Во-первых, Священное Писание всецело утверждается на Священном Предании, ибо само число книг в Писании, их подлинность и богодухновенность окончательно утверждаются ничем иным, как Преданием, которое является необходимым подспорьем и единственным надежным руководителем для правильного и точного определения и разъяснения даже тех истин, которые изложены в Священном Писании, потому что они иногда изложены не прямо, а иносказательно. Вот почему для правильного и полного понимания откровений мы не можем ограничиваться объяснениями собственного разума, а должны руководствоваться апостольским преданием, которое непререкаемо утверждает эти истины для верующих.

Наконец, мы не найдем разъяснений в Священном Писании, как правильно совершать Таинства и соблюдать священные обряды в первоначальном их установлении святыми апостолами и отцами Церкви. Сведения эти сохранились исключительно в Священном Предании. Святой Василий Великий по этому поводу пишет: «Кто учил писанием, чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом креста? Какое писание научило нас обращаться в молитве к востоку? Кто из святых оставил нам письменно слова призывания в преложении хлеба в евхаристии и чаши благословения? По какому писанию благословляем и воду Крещения и елей помазания, еще же и самого крещаема-го? Не по умолчанному ли и тайному преданию?».

Подобным же образом и всеми чтимые посты, дни воскресения и праздничные, устройство христианских православных храмов, различные церковные церемонии и священные обряды, равно как и состав тех или других богослужений и чинопоследований,—все это основывается и утверждается единственно на Священном Предании. «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим»,—пишет апостол Павел (2 Фес.2,15). Этот завет свяіо исполняли самые достойные люди, богомудрые и святые отцы и учители Церкви и завещали и нам поступать также. Ибо если мы останемся при одном только источнике христианского вероучения—Священном Писании, то легко можем впасть в сомнения и заблуждения относительно тех или иных истин исповедуемой нами религии. Пример тому—разные сектанты. Отчего они отделились от Церкви? Оттого, что источником Божественного откровения они признают только Священное Писание, а всякий, по-своему толкующий Священное Писание, неизбежно впадает в заблуждение (ведь у каждого свое представление обо всем). И сектанты, действительно, все дальше и дальше удаляются от истинной Церкви и ее материнских попечений, да и других стараются совратить с должного пути. Забывают они слова Божественного Учителя Иисуса Христа, Который говорит, что соблазнителю лучше было бы не родиться.

Не забудем, что тот, кто Церковь не слушает, тому Бог не Отец, тому Церковь не Мать.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru