Православная Церковь и мир

Пришедший на землю в определенное от Бога время обетованный Мессия Иисус Христос, как пророк, передал людям новый и совершеннейший, единый спасительный закон веры и деятельности; как первосвященник, принес Самого Себя на Кресте в умилостивительную жертву Богу за грехи мира и таким образом примирил нас с Богом, избавил от греха и его последствий, даровав нам вечные блага; как царь, употреблял и употребляет Свое царское могущество и власть ради нашего спасения. Для того чтобы мы могли совершенствоваться по слову Спасителя, Он основал благодатное Свое царство—Церковь, в которой совершает наше примирение и спасение, сообщает нам благодать Святого Духа, силу, освящающую нас в учрежденных Им церковных таинствах. Так явилась религия и Церковь христианская

Могут сказать,—да и говорят,—что борьба за мир есть дело политики, а у Церкви своя область, свое поле деятельности—человеческие души, о спасении которых она должна заботиться. Все это так, однако Церкви далеко не безразлично то, что совершается в политической сфере человеческих отношений, она не может быть равнодушной к проявлениям доброй или злой воли людей, в какой бы области это ни происходило.

Пусть у Церкви свой собственный, особый путь к миру, через внутреннюю жизнь человека, но из этого отнюдь не следует, что она может пренебрегать стремлением современного человечества к международному миру. Церковь, верная своей природе, должна радоваться всякому проявлению доброй воли людей и бороться со всяким проявлением зла. Ведь никто не станет отрицать того, что война—ужасное зло, а стремление к миру и борьба за него—дело доброе.

«Война вторгается в жизнь христианина вследствие греховного настроения мира. От христианина требуется развить в этом греховном мире как можно больше добра. Поэтому он вынуждается иногда брать в руки меч, когда он является единственным средством для защиты правды и добра, поругаемых людьми. Христианин не может стремиться к войне: стремиться к ней—значит желать великого бедствия, несчастья для своих ближних; он только с покорностью может принимать это Божие испытание и исполнить свой долг любви к своему отечеству в этом испытании» 2.

Господь вовсе не требует от нас замкнутости, сосредоточенности только на внутренней жизни. Неправ тот, кто считает, что христианин должен отделиться от общества, уйти из него. Христос хочет, чтобы мы были совершенны и вносили христианский дух оздоровления во все области общественной жизни. Христианин не «отрезанный ломоть», как иногда приходится слышать, а деятельный, живой, чуткий член общества. Христианин—это человек, свободный от эгоизма, корыстолюбия, тщеславия, честолюбия; человек, которому Христос дал власть над грехом, силу для борьбы со злом. Отсутствие в нас духа Христова, этого живого начала, дает возможность развиваться отрицательным чертам нашего характера, вследствие чего зло вторгается в любое доброе начинание, препятствует ему, а нередко и губит совсем. Не замыкаться должен христианин, а идти в жизнь, нести туда свою инициативу, готовность к самоотречению. Христос хочет, чтобы мы в полной мере отдали нашему народу и обществу все, что получаем от Него благодаря вере, любви и надежде, чтобы мы защищали мир, принесенный Им на землю и воспетый ангелами 3.

Полнота всякой внутренней силы стремится проявить себя во внешних действиях. Душа, исполненная рожденным от любви Божественным миром, старается передать его своим близким, семье, а затем эти лучи мира простираются все дальше и дальше, обнимая и ближних, и дальних. Мирный дух, говорил преподобный Серафим Саровский, содействует спасению многих. Значит, спасется не только носитель этого духа, но и те, кто его окружает. Внутренний мир создает почву для внешнего. Внешний мир только тогда может приносить добрые и достойные плоды, когда его корни черпают живительную силу в мире внутреннем. Такой силой и обладает Церковь Христова, этот ковчег спасения, принимающий на себя заботы, тревоги, сомнения окружающего мира.

Церковь своим благодатным трудом постоянно утверждает мир как высший принцип человеческого общежития. И вопреки всем нарушениям, она верует, что «над миром противоборства, вражды, раздора... над печальной действительностью войны... стоит иной мир, мир зиждительно организующей любви и всем управляющего Разума» 4.

Войну Церковь не считает изначальным и естественным состоянием народов, как это утверждал Платон, но видит в ней бедствие и зло, вызываемое грехопадением человека, потому что война порождает вражду, попирающую любовь, и насилие, осуждаемое христианской свободой, она обесценивает, уничтожает человеческую личность, в которой воплощены образ и подобие Божие 5.

Сошествие Святого Духа на апостолов является завершением искупительного дела Христа Спасителя. С тех пор Святой Дух пребывает в Церкви Христовой. Святые апостолы через рукоположение (хиротонию) передали полученную ими благодать своим преемникам. Преемство иерархии является показателем того, что Дух Святой действует и в Христовой Церкви последующих времен, до наших дней включительно. Ведь Церковь возводит свое единство в догмат веры и полагает его в основу всего обновленного бытия. Следовательно, своим единством Церковь непрестанно проповедует необходимость всеобщего союза любви и согласия.

Церковь вносит в общество скрепляющую силу веры и животворящий дух любви; решая в земной жизни Богочеловеческую задачу, она показывает миру высший образец человечности.

Мы—наследники учения Христа, земное служение Которого было утверждением заповеди о любви и живым примером новой жизни в этой любви. Христос призвал Своих последователей к миру и успокоению, возведя дело умиротворения в христианский подвиг. Христианство, религия любви и мира, всегда ищет того, что служит к миру (Рим. 14,19).

Наша Православная Церковь, следуя заветам Спасителя, не может быть безучастной в вопросах войны и мира. Она неустанно, непрерывно и повсеместно, в лице своих иерархов, клира и верующих, выполняет священную миссию миротворчества, призывает разобщенных к единению, разномыслящих к согласию, враждующих к примирению. В обращении к предстоятелям всех православных автокефальных Церквей в марте 1950 г. говорилось: «Все благое Бо-жие домостроительство о нашем спасении направлено к установлению мира во всем мире, мира, некогда нарушенного в раю. Родился Христос—и всякая тварь, небеса и земля, веселится и радуется избавлению от клятвы... И нам, преемникам апостольским, надлежит быть подражателями Сыну Божию, причастниками Его Сыновства Богу и Отцу, сонаследниками Его блаженства, делателями и творцами мира. Это по преимуществу наше, пастырское, дело—творить мир на земле...

По самому духу, по самой сути своей Православная Церковь есть провозвестница и глашатай мира. В ее молитвах, в словах служений священное слово "мир" занимает одно из первых мест. Мира, прежде всего мира—мира духа, мирного людского сожительства, мирного человеческого труда ищет, жаждет, просит наша Церковь. Это позиция сострадания страждущему человечеству при постоянной готовности возлить на его раны елей своей нравственной помощи» 6.

Воздавая «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк.12,17), Церковь исполняет указание Христа Спасителя: «Идите, научите все народы» (Мф.28,19). Повседневная церковная молитва «о мире всего мира» воплощается не только в созидании душевного мира православных христиан, но и в той борьбе за мир, в которой Православная Церковь принимает участие вместе с народом, исходя при этом не из политики государства, а из учения Христа Спасителя.

Наша Церковь, пережившая ужасы второй мировой войны, всегда чутко прислушивается к нравственным запросам современного человечества, которое жаждет спокойной и мирной жизни. Действуя в пользу мира своим духовным оружием, она стремится к примирению всех людей посредством евангельского единомыслия, твердого и непоколебимого благочестия и считает своей священной обязанностью призывать всех христиан к миру.

По словам святого Григория Богослова: «Лучше быть посредником единения и любви, чем посредником раздора и разрушения». Всей своей деятельностью подтверждая эту мысль, Церковь свидетельствует, что миротворчество является одной из важнейших составляющих христианской миссии. Если все мы будем вносить в общую жизнь мира здравые мысли, чистые чувства, благие стремления и правые дела, то сделаем все, что необходимо для утверждения мира среди людей.

Голос Церкви в защиту мира не умолкал со времен апостольских. Моление о мире не прекращалось с первых дней христианства. «О мире всего мира», о «временех мирных» молится Церковь за каждой Божественной литургией. «Мир всем»,—возглашается перед каждым чтением Евангелия—благовествования жизни, любви и мира.

Христианская религия принципиально и категорически осуждает агрессию. Сам Божественный Основатель христианской религии провозгласил эту истину, когда апостол Петр поднял меч, защищая Его: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26,52). Знаменательна последовательность, с которой Священное Писание утверждает эту истину. Она звучит в первой из книг Ветхого Завета и повторяется в последней из книг Нового Завета: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт.9,6)—«Кто мечом убивает, тому самому надлежит убиту быть мечом» (Откр.13,Ю).

Насаждая мир в сердцах своих верных чад и создавая в них «единство духа в союзе мира» (Еф.4,3), Церковь считает своим прямым долгом поддерживать народы в их стремлении протвостоять войне и жить в мире. Одно из важнейших служений Церкви Христовой на земле, обусловленное ее назначением,—«все небесное и земное соединить под Главою Христом» (Еф.1,10).

К этой цели христианина ведет вера во Единого Бога Отца, которая возводит нас в достоинство детей Божиих, обязывая видеть это достоинство во всех людях; вера в Иисуса Христа, Сына Божия, и Его Искупительную жертву, что открывает нам действие Божественной Любви, спасающей людей для вечной жизни; вера в Духа Святого, вводящая нас в благодатную жизнь Церкви и призывающая к просвещению искупленного человечества светом Евангелия; наконец, вера в Троицу Единосущную и Нераздельную, раскрывающую нам тайну единства в любви, тайну совершенного согласия и мира.

Православная Церковь молится, благословляет и приветствует вековечные чаяния человечества, стремящегося к установлению такого порядка, когда «мечи будут перекованы на орала». А молитва—это великое дело. «Сила молитвы,—говорит святой Иоанн Златоуст в 5-м слове против аномеев,—погашала силу огня, обуздывала ярость львов, останавливала войны, прекращала сражения, утишала бури, прогоняла демонов, отверзала врата неба, расторгала узы смерти, отгоняла болезни, отражала злобу, укрепляла колеблющиеся города; и свыше посылаемые удары, и человеческие козни, и все вообще бедствия отклоняла молитва» 7.

Церковь рассматривает человечество как одну семью и простирает свои упования на весь мир. В достоинство семьи возводит всех людей именно Церковь Христова, которая считает нас детьми Отца Небесного и ставит своей целью спасение всего человечества, всего мира. Силою благословения Божия созидается на земле и Церковь Христова—этот «столп и утверждение истины» (1 Тим.3,15), возносящийся среди изменчивого мира, это таинственное Тело Христово (Еф. 1,22-23), соединяющее в союз деятельной любви всех верующих в Искупление рода человеческого.

Православная Церковь в течение всей своей истории, как известно, была вместе с народом. Это единение особенно проявлялось в трудные для народа годы. В дни испытаний Церковь не жалела ни жизни своих людей, ни средств, идя на любые жертвы во имя народного блага и мира. Она благословляла на победу воинов ежедневной горячей молитвой, посланиями своих иерархов воодушевленно звала верующих людей на борьбу с врагом во имя спасения отечества, собирала денежные пожертвования на нужды армии. Церковь всегда жила непоколебимой верой в победу, молилась об установлении мира и проповедовала его. Так было как во времена Древней Руси, когда орды иноплеменников попирали нашу землю, так и в XX в., в годы Великой Отечественной войны.

ПРИМЕЧАНИЯ


1    Серединский Г. Обозрение религий. Рига, 1893.С.9-10.

2    Никольский В.А. Христианство, патриотизм и война. Казань, 1904.С.98.

3    А. Н. Что Христос от нас хочет и что Он хочет нам дать. СПб.,1912.С.20.

4    Введенский А.И. Дальне-Восточная война с философской точки зрения //Богословский вестник. 1904.С.453.

5    Крашенинников А. Миссия христианства в современном мире //Голос Православия. 1952.№11.С.34.

6    Ведерников А. Церковь и мир // Журнал Московской Патриархии. 1952.№9.С.ЗЗ. 7 Иоанн Златоуст. Творения. СПб.,1895.T.I.С.534-535.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru