Христианское примирение

Богословская мысль XX века все чаще обращается к теме христианского примирения. До сих пор учение о примирении не приведено к системе—вероятно, здесь сказываются конфессиональные особенности, исторический опыт Церквей, а также индивидуальные свойства характера христиан, живущих и совершающих свое служение в различных общественных и политических структурах.

Библейское понятие примирения имеет несколько аспектов. В Ветхом Завете слово «примирение» встречается всего лишь один раз,— в 18-й главе 4-й книги Царств, где повествуется о том, как Ассирийский царь Сеннахирим, завоевав Иудею, обложил Иерусалимского царя Езекию и народ тяжелой данью. При попытке иудеев освободиться из-под ига захватчиков, Ассирийский царь послал в Иерусалим большое войско под предводительством полководцев. Один из них, Рабсак, от имени царя Сеннахирима обратился к народу с требованием: «Не слушайте Езекии. Ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне» (31-32). Таким образом завоеватель намеревался сломить волю народа и насильно примирить его с агрессором. Но это лицемерное примирение не состоялось. Через пророка Исайю Господь указал на злодеяния царя Ассирийского, который со множеством колесниц вторгся в чужую землю, опустошая укрепленные города и превращая их в груды развалин. «За твою дерзость против Меня,—говорит Господь,—и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад той же дорогою, которою пришел ты» (4 Цар. 19,28,29). «И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч» (ст.35). Сам захватчик—царь Ассирийский позорно бежал в Ниневию и там трагически погиб от руки своих сыновей (ст.36-37).

Примирение, предложенное Сеннахиримом, было просто уловкой коварного завоевателя: вероломно напав на мирный народ, поработив его, он предложил иудеям «помириться», т.е. согласиться быть порабощенными. Такое примирение невозможно ни психологически, ни фактически (причем, как во времена Ветхого Завета, так и в наши дни).

В Новом Завете учение о примирении излагается, прежде всего, в Евангелии от Матфея. Христос Спаситель говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф.5,23-26).

В данном случае примирение имеет социальный характер. На первое место Иисус Христос ставит не внешнее религиозное действие, а внутренние человеческие взаимоотношения, определяющие чистоту и искренность в отношении jc Богу. Если человек затаил в душе своей обиду, гнев или ненависть к кому бы то ни было, то Господь повелевает сначала примириться, а затем уже приносить свой дар на алтарь Божий. В очень деликатной, но категорической форме Господь пробуждает совесть у человека-жертвователя и требует от него примирения с ближним. Примирение—односторонний акт: закон предусматривает, чтобы виновный примирился с пострадавшим, иначе, по словам Евангелия, тот предпримет ответные меры, вплоть до суда, и обидчик может оказаться в темнице, «ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2,13). Но как примириться с братом? Надо идти к нему, однако Спаситель не сказал, близок или далек этот путь. И само примирение не ограничивается разговором или уговорами перестать гневаться, необходимо возвратить то, что отнято у брата, одним словом, реабилитировать себя перед ним не словом, а делом.

Апостол Лука свидетельствует о хранении мира и всеобщем примирении, царившем в первохристиан-ской общине, когда «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее... Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; а каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4,32-35). И здесь страсть к наживе внесла дисгармонию в социальное примирение: Анания и его жена Сапфира нарушили принцип нестяжания, утаив часть денег от проданного имения, и за это были строго наказаны (Деян.5,1-11).

В обществе оставались богатые и бедные, существовали господствующие классы и угнетенные. Между ними не было и не могло быть примирения, потому что богатые утопали в роскоши и не стремились идти к своим страждущим братьям для примирения. Наглядным примером могут служить евангельский богач и больной нищий Лазарь. Один «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно», а второй «лежал у ворот его (богача— М.В.) в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк.16,19-21). И только после смерти, терпя адские муки, богач решил пойти на примирение с нищим Лазарем, но было уже поздно, так как между ними «утвердилась великая пропасть» (ст.26).

И доныне в человеческом обществе есть богачи и Лазари. Возможно ли между ними примирение? Жизнь свидетельствует обратное. Разве способны пресытившиеся богатством люди, гордые, самодовольные и всесильные, исполнить завет Христа Спасителя о примирении с братом? Кто из богачей следует призыву Христа: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню» (Лк. 12,33)? Кто из них подражает богатому Закхею, который сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19,8)? Поэтому так понятны обличительные слова Спасителя: «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение» (Лк.6,24).

Вечным примером для нас служит Спаситель, Который призывал людей к добру, правде и сострадал угнетенным и обездоленным. Он сказал: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11,28). Поэтому христиане, как последователи Христовы, призваны внести добрый вклад в исторический процесс обновления и преобразования человеческого общества на началах справедливости и братства всех людей.

Следующее упоминание о примирении мы находим в первом послании апостола Павла к Коринфянам (7,10-11), в котором говорится о нерасторжимости брака. В случае развода жена «должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим». Здесь примирение следует рассматривать в юридическом смысле. Православные церковные каноны большое внимание уделяют таинству христианского брака, которое бережно хранится Церковью. Да и гражданским законодательством о семье и браке установлена обязательная примирительная процедура в целях сохранения семьи.

Во втором послании к Коринфянам апостол Павел использует слово «примирение» в богословско-христологическом значении. Он подчеркивает: «Древнее прошло, теперь все новое», потому что Господь Иисус Христос на Кресте совершил единственный и неповторимый акт примирения мира, человечества с Богом, а всех людей—между собою. Примирение это стало возможным потому, что Воплотившийся Сын Божий взял на Себя грехи всего мира, усыновил нас Богу, возродил человеческую природу и указал нам путь восхождения от греха к святости (2 Кор.5,17-21).

Примиряющее действие Божие совершается в людях и через людей, осуществляется в Церкви и через Церковь. По словам Апостола, нам дано «служение и слово примирения» (2 Кор.5,18-19). В этих словах содержится великая программа христианского служения примирению, которая распространяется как на отдельных людей, так и на все человечество.

Миротворческая миссия христиан и наше служение примирению основаны на богооткровенном учении о телесном и духовном единстве всего человечества, заложенном в творении, ибо «от одной крови Бог произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян. 17,26). Следовательно, Божественный план предусматривал не вражду и разделение между людьми, а единство и сотрудничество всех народов.

Христианское понятие примирения тесно связано с идеей достижения на земле всеобщего братства людей как детей Божиих, сыновей одного Отца. Недаром Сам Господь называет нас братьями (Евр.2,11-12; Пс.21,23), многократно встречается это слово и в книге Деяний, и в посланиях апостольских как проявление одной из важнейших черт христианства. Слово «братья» напоминает о близости нашей к общему Отцу Небесному, а также о нашем призвании быть «некоторым начатком Его созданий» (Иак.1,18), строителями Царства Божия, служителями Любви, собирающей все человечество в единую семью Божию.

Согласно Евангельскому учению, христианское служение примирению направлено на созидание и жизнь, на торжество во вселенной любви, добра, правды и мира, на осуществление великой цели и предначертаний Божиих на земле. Поскольку человек был создан по образу Божию (Быт. 1,27) и закон Божий написан в сердцах человеческих (Рим.2,15), то идея христианского примирения выражает естественное стремление всех людей доброй воли к взаимопониманию, миру и справедливости.

Практическое осуществление примирения очень многообразно. Оно касается и малой «домашней церкви», т.е. христианской семьи, где не должно быть разлада, а только мир, любовь и согласие. Примирение необходимо и разделенным Церквам, и христианству в целом, чтобы вместо вековой вражды и отчужденности воцарились истинная любовь, единство в вере, правде и милости.

Христианское примирение предполагает также социальный аспект, ибо Спаситель призвал Своих последователей оправдывать высокое звание христианина делами бескорыстного служения людям. В Евангелии от Матфея (25,31-46) говорится о милосердии к голодному и жаждущему, нагому и бесприютному, больному и лишенному свободы. Множество возможностей в служении людям и человечеству предлагает нам Слово Божие: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет.4,10).

Наконец, христианское примирение предусматривает и миротворческое служение, ибо наш Господь есть Начальник Мира и Примиритель (Быт.49,10). Тех, кто подражает Ему в миротворческом служении, Он назвал сынами Божиими (Мф.5,9).

Итак, христианское примирение—это не отвлеченное богословское понятие и не пассивное состояние, а конкретное и реальное действие, труд, направленный на решение основных проблем современности во имя всеобщего мира и человеческого братства.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru