Мир

Мир! 1 Какое драгоценное слово! Как человечен смысл его! Здесь и созидательный труд, и радость материнства, и земное благополучие каждого из нас. Это слово символизирует все лучшее в жизни человека. Желание мира изначально присуще человеку, сознательно или бессознательно, как основа нормальной жизни. С понятием мира тесно связано отсутствие разногласий, вражды, ссор и наличие дружеских отношений, спокойствия, согласия 2.

В душу каждого человека Господь вложил стремление к правде, добру, к счастливой спокойной жизни, возможной только в мирные времена. Мир—одно из величайших благ, дающих человеку возможность жить работать и творить. Слово «мир» в Библии употребляется в двух смыслах: мир внутренний, т.е. духовно-нравственный, субъективный, и внешний, т.е. политический, объективный. Внутренний мир есть благодатное состояние души, состояние душевного спокойствия. Оно является плодом примирения с Богом и победы над греховными склонностями и страстями: злобой, яростью, местью, завистью, враждой, страхом—всем тем, что вызывает тревогу и нарушает внутренний покой. Внешний же мир заключается в отсутствии войны между народами, вражды и неурядиц в общественной жизни.

Мир в свете Слова Божия означает нечто большее, чем внешнее спокойствие и отсутствие войны. Возвещаемый пророками, воспеваемый ангелами, проповедуемый Христом и Его апостолами, мир является одним из величайших благодатных даров Святого Духа (Гал.5,22). И как всякий совершенный дар, он исходит от Бога, Отца светов (Иак.1,17). Он—полнота божественных дарований, Божественной любви, милости и духовной радости (Рим. 14,17). Духовный мир тесно связан с любовью и проистекает из нее, он брат правды (Пс.84,11) и ее драгоценный плод. «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак.3,18). Вот почему «делом правды будет мир, и плодом правосудия—спокойствие и безопасность вовеки» (Ис.32,17).

Духовный мир, по христианскому учению, заключается, прежде всего, в мире (примирении) с Богом (Рим.5,1; Еф.2,16). Это примирение толкуется двояко: в общем смысле, как примирение Бога с целым человечеством, совершенное через искупительную смерть Господа Иисуса Христа, и в индивидуальном, как примирение каждой человеческой души с Богом.

Примирение это совершил воплотившийся Сын Божий. Посредством боговоплощения преграда между небом и землей разрушилась: «Он есть мир наш» (Еф.2,14). Пророк Исайя назвал Его Начальником мира, ибо Он был не только самый первый, верховный проповедник мира, но и самый величайший миротворец, совершивший великое примирение Бога и человека.

Во время Своего земного служения Иисус Христос много раз говорил о мире, указывая на его великое значение в частной и общественной жизни человека. Без мира не могут жить ни семьи, ни общества, ни государства. Христос учил своих последователей, чтобы они не только соблюдали мир между собой, но и трудились для водворения мира среди других людей; чтобы они были миротворцами. В Нагорной проповеди, определяющей нравственную жизнь человека, Спаситель говорил: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5,9). Исцеляя кого-либо от недуга, Христос отпускал его со словами: «Иди в мире» (Мк.5,34; Лк.7,50). Отправляя апостолов на проповедь, Спаситель учил их при входе в дом желать живущим в нем мира: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему» (Лк.10,5). Являясь Своим ученикам после воскресения, Он приветствовал их словами: «Мир вам!» (Ин.20,19,21). Указав при этом на Свои раны, Христос засвидетельствовал, что мир достигнут не серебром и золотом, а «драгоценною Кровию... непорочного и чистого агнца» (1 Пет.1,18,19).

Когда нам живется хорошо, мы не ценим мира и не испытываем в нем нужды, но как только возникнет какой-нибудь спор, разгорится вражда, мы начинаем жаждать мира. И потому, что такое мир, знает только потерпевший, но не нападающий. Мир должен водворяться разумом, терпением и любовию. Люди, желающие достигнуть счастья, должны добиваться мира 3.

Не может быть счастья в семье, где нет мира; в доме, где соседи живут в раздоре; в стране, утратившей мир. Там появляются смерть, кровь, зло и вражда. Счастье—это мир.

«О сколько это слово "мир" иссушило слез, сколько утешило скорбящих, сколько душ не допустило умереть безвременной смертью, даровало детям отцов, женам мужей и отцам детей "Старайтесь иметь мир со всеми". (Евр.12,14). Итак, мир—это великий праздник» 4.

Мир—вожделенное чаяние человечества во все времена, идеал отношений между людьми, принесенный Христом и проповедуемый в той или иной степени всеми религиями и Церквами. Мир возвещен ангелами в светозарную ночь Рождества Христова, ставшую началом христианской эры; «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк.2,14),— пели ангелы, и внимали им простые люди—вифлеемские пастухи, донесшие до нас этот гимн мира 5.

О мире между народами говорится и в древнейшем из дошедших до нас документов: стены Карнакско-го храма в Египте сохранили высеченный на камне текст мирного договора египетского царя Рамзеса II и царя хеттов (около 1300 г. до Р.Х). Эти соперники в борьбе за главенство в Передней Азии заключили удивительный для того времени договор о сохранении мира между обеими сторонами на вечные времена 6. Спустя несколько столетий, в эпоху не менее бурную, чем при Рамзесе, на рубеже VII и VIII вв. до нашей эры, мы слышим настоящий гимн миру, прозвучавший в Иудее из уст величайшего пророка Исаии: «Гора дома Господня будет поставлена во главу гор... и потекут к ней все народы... и скажут: приидите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковля, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне—из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои—на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будет более учиться воевать. Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день... Грядет день Господа... на все гордое и высокомерное и на все превознесенное,—и оно будет унижено,—и на все кедры Ливанские... и на все высокие горы... холмы... высокую башню... крепкую стену... И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок...» (Ис.2,2-4,11-15,17).

«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком... корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей...» (Ис. 11,6-9).

В V в. до Р.Х. в Греции возникла идея, приписываемая Периклу7: организовать конференцию по вопросам мира. На ней представители всех греческих городов, европейских и азиатских, должны были совместно обсудить проблемы, касающиеся общего мира. Еще за много веков до Р.Х., как видим, не было недостатка в благородных намерениях или мечтах о мире. Однако это не мешало народам постоянно враждовать и вести войны.

Идея международного мира столь же стара, конечно, как и идея войны. «В глубочайшей древности, на первых ступенях человеческого развития, простая экономия личных, семейных, родовых, племенных, государственных, международных сил должна была подчас заставлять людей так же страстно желать мира, как в другое время грубое сознание своего интереса, чувство хищника побуждало их к войне—к уничтожению себе подобных для завладения их имуществом, скотом, пастбищами, женами, детьми. И, смотря по обстоятельствам, гимны войне сменялись гимнами миру. Вот почему, несмотря на все варварство этих отдаленных времен, мы можем проследить идею мира уже в глубочайшей седой древности Востока—в иероглифах египетских храмов, в священных книгах евреев, не говоря уже о гениальных творениях мудрецов и поэтов Эллады или философов и юристов железного, властного Рима» 8.

Кинеи 9 античного мира—попытка остановить кровожадных царей—и Кинеи Возрождения, имевшие целью подарить всем народам желанный, вечный мир, связаны между собой образом Божественного Миротворца 10.

В трех различных странах, являвшихся очагами древней культуры—в Иудее, Индии и Греции—последовательно возникали религиозно-философские системы (мозаизм, буддизм, стоическая философия и др.), поднявшиеся до идеи общечеловеческого равенства.

«Идея равенства' и братства всех людей в системе мозаизма зародилась слишком рано и была поглощена узконациональным чувством исключительности; идея равенства буддизма явилась вдали от центра международной жизни и была затемнена чрезмерным развитием умозрительной субъективной стороны учения Будды; идея равенства стоиков не проникла за пределы тесного кружка лиц, но, являясь современницей христианства, способствовала приготовлению для него почвы» 11.

Ни в одном из древних таинственных учений, спрятанных жрецами под покровом мифов, суеверий и языческого культа, мысль о Едином Боге как Творце вселенной не выражается с такою ясностью, как в религии богоизбранного народа. Естественно, религия Ветхого Завета не могла не признать в теории и равенство всех людей вообще, как детей того же Бога-Творца. Однако эта высокая идея, развиваемая пророками, не могла быть воспринята целым народом.

Мышление философов, будучи в какой-то степени ограниченным, также не произвело переворота в моральном миросозерцании того времени, хотя и подготовило почву для того, вышедшего из народа же, великого учения, которому суждено было совершить этот переворот,—для христианства. С этой точки зрения древняя философия, говоря словами Климента Александрийского, только «приготовила язычников к Евангелию, подобно тому, как закон Моисеев приготовил к нему еврейский народ» 12.

Таким образом, ни левит, погруженный в книги закона, ни индийский кшатрия, познавший страдания и суетность земной жизни, ни высокообразованный римлянин, строящий отвлеченные философские теории о благе личности и всеобщем равенстве по природе, не могли ввести в сознание человечества идей любви, равенства и братства всех народов. Эти идеи дал людям Христос, распятый за нас.

В последней беседе с учениками и апостолами Христос говорит им: «Мир Мой даю вам; не так, как мир дает» (Ин. 14,27). Очевидно, не случайно Христос противопоставляет светскому миру Свой мир, который превосходит всякий человеческий ум, потому что Он Божий (Флп.4,7), является плодом любви, правды и свободы и даром благодати. Достаточно посмотреть на судьбу известного Римского мира (Pax romana), который был задуман с благой целью, но не смог долго просуществовать, потому что был человеческим, не совершенным, основанным на насилии, и не было в нем правды. Такова участь светского мира, не основанного на Божественных законах.

В мире Христовом упраздняются все различия и разрешаются все противоречия между людьми, ибо «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3,11). По мнению язычников, миротворцы—ученики пророков и последователи Христа—«род людей, полный новых и зловредных предрассудков» (Светоний), ненавистная секта, одна принадлежность к которой должна караться, как уголовное преступление, ибо они не желают власти и законов земных, однако хотят «Царствия Божия». Всеобщий мир христиан достигается помимо всякого государства и при полном отрицании грубой силы 13.

Самое главное и дорогое для христианина—Бог: «Возлюби Господа Бога твоего... вот первая заповедь» (Мк. 12,30), а вся жизнь его должна иметь целью славу Божию (1 Кор. 10,31). Христианину следует постоянно помнить, что «Бог» и «мир» нераздельны. «Бог сый мира...», поэтому «возлюби Господа Бога твоего» значит—возлюби мир. Где нет любви к миру, там нет и настоящей любви к Богу.

Иисус Христос есть утверждение мира верою, которая преобразует сердца: «Один у вас Отец, Который на небесах, все же вы—братья» (Мф.23,8-9). Этими словами провозглашено единство человеческой семьи, уничтожен источник национальных войн. Религия проповедует мир, мир который есть следствие веры в общего Отца. «Любовь и правда по отношению к другим личностям, и прежде всего, к Богу как виновнику всякого бытия и всяких законов... дающих новое содержание и новую силу добродетели, являются в жизни Спасителя в совершенстве, которое составляет вечный идеал для всего человечества» 14.

Проповедуя, что «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5,14), христианство ясно и определенно отрицает эгоизм. Не отрицая любви человека к самому себе, как вполне естественной, христианство в то же время требует от верующего такой же любви к остальным людям, кем бы они ни были. Ведь в самом деле, невозможны ссоры и вражда там, где ударившему в правую щеку обиженный подставляет левую (Мф.5,39), а зло побеждается добром (Рим.12,21), где за ближних жертвуют своею жизнью (Ин.15,13) и миротворцев называют сынами Божиими (Мф.5,9) и т.п.

Возвышающее человека учение не осталось только теорией, а вошло в жизнь и преобразило ее. Христианство на все времена дало живой пример единения людей на основе любви, равенства и свободы, возвещенных миру Спасителем.

Нравственные принципы христианства зиждутся на признании каждого человека братом, происходящим «от одной крови» (Деян. 17,26). Здесь нет места вражде и ненависти. Любовь к Богу и ближним христиане противопоставили ненависти и порабощению (Откр. 13,10).

Любовь к Богу и ближним преображает человека, делает его «новой тварью», заменяя прежние стимулы его деятельности—эгоизм и стремление к наслаждению—любовью и воздержанием. Замена эта не есть результат какого-нибудь принуждения, внешнего давления (веления Божества или предписания религиозно-морального законодателя), а свободный акт личности с новым мировоззрением, т.е. освободившейся от прежних эгоистических взглядов.

Моисей являет собою закон, подробно формулирующий условия договора, заключенного между Иеговой и избранным им народом (от повеления чтить родителей до описания обязательных для евреев кисточек или каймы на одежде); Христос есть учитель Истины. Евангелие свидетельствует что «закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин.1,17). Таким образом, нравственные нормы еврейского закона (как и других религиозных систем древности) основаны на принуждении; нравственные нормы христианского учения—на свободном волеизъявлении. «Истина сделает вас свободными» (Ин.8,32)15.

Христос, родившийся на земле ради мира и нашего спасения, принес людям закон братства, взаимного служения, мирного сосуществования. И если нет пока полного внешнего мира среди людей, то это потому, что мы грешны, что не усвоили заветов Его и не претворяем их в жизнь.

Христианское понятие единства и мира основано на идее Единого Бога для всех людей и народов. В Церкви Христовой все «одно стадо» (Ин.10,16;17,21), которому преподана заповедь любви (Ин. 13,34; 15, 12,17) и мира (Ин.14,27; Рим.12,18), завет сохранять «единство духа в союзе мира» (Еф.4,3).

«Во Христе—примирение Бога с людьми, путь к их праведности и возвращению к вечной жизни, потерянной ими райским грехом; в Нем незыблемое основание спасающей церкви Христовой» 16, которую не победят силы ада (Мф.16,18).

Апостолы свидетельствовали, что мир является делом Божиим, которое обязывает христианина, как воина, обувать ноги «в готовность благовествовать мир» (Еф.6,15). Обращаясь к римлянам, Павел призывает верных «искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (14,19). Апостол Петр в первом Послании наставляет: «Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему» (3,10-11).

Распространяя Христово учение, апостолы были руководимы Духом Святым, Который совершает в верующих все плоды духовные, кои есть: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5,22-23).

Особое значение миру придает апостол Павел, который сам раньше гнал христиан, был свидетелем вражды между иудеями и язычниками и не знал мира до обращения ко Христу. В каждом послании в качестве приветствия он выражает пожелание мира: «Благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Тим. 1,2); «мир от Бога Отца нашего, и Господа Иисуса Христа» (Флм.1,3); «благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (1 Кор. 1,3).

Бога Апостол называет Источником и началом мира, Богом мира: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте» (1 Сол.5,23); «Господь мира да даст вам мир всегда во всем» (2 Сол.3,16); «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере» (Рим. 15,13). Мир, по словам Павла, приходит от Бога Отца через Христа Спасителя: «Мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим.5,10); «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор.5,19). После догматического учения о Боге Отце и Христе Спасителе, через Которого дан мир, следует нравственное наставление: «Будьте единомысленны, мирны,—и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13,11); «и да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле» (Кол.3,15); «будьте в мире между собою» (1 Сол.5,73); «будем искать того, что служит к миру» (Рим. 14,19).

Проповедовали мир и другие ученики Христа, например, «благовествующий мир чрез Иисуса Христа» (Деян. 10,36) апостол Петр: «Ищи мира и стремись к нему» (1 Пет.3,11); а также апостол Иуда: «Милость вам и мир и любовь да умножатся» (Иуд. 1,2).

Святые отцы и учители Церкви, дела и слова которых должны служить руководством для христианина, тоже не обходили вопрос о мире, зачастую выступая его убежденными и вдохновенными защитниками. Так, святой Василий Великий, объясняя слова пророка Исаии «и мира нет предела» (Ис.9,7), относил это к миру Христову: «Посему несть предела мира Его; ибо это премирный дар. Если бы он был от мира, то и продолжался бы не долее бытия мира. Но теперь приявший и соблюдший мир Его будет вечное время жить, наслаждаясь благами мира. Мир Соломонов ограничивался определенным числом лет, а мир, даруемый Господом, спрогяжен всему веку, как бесконечный и беспредельный. Ибо все покорится Ему, все признает владычество Его. И когда будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28), по приведении в безмолвие мятежных отступников; тогда в мирном согласии будут песнословить Бога» 17.

«Нет ничего равного миру,—говорит святой Иоанн Златоуст,—поэтому мы молимся и просим Ангела мирна... Мир—матерь всех благ и основание радости» 18.

Значение мира в человеческой жизни столь велико, что «превышает всякое разумение, всякий ум» 19. Корни мира находятся в высшей сфере бытия, в домостроительстве Божием о спасении человека. Ибо «для того и Сын Божий пришел в мир», чтобы примирить наше естество с Отцом, как и Павел говорит: «Ныне примирил Себе всех, крестом убив вражду на нем» (Кол.1,22; Еф.2,16)20. Сын Божий воплотился, чтобы не только Самому творить мир, но и нас призвать к тому же, ублажая миротворцев высоким званием «сынов Божиих»21.

Для христианина путь к миру, по учению Златоуста, лежит через достижение мира с Богом, с самим собой и окружающим обществом. Бог—основа всей нашей жизни. Все, что не благословляется Им, «не принесет нам никакой пользы» 22. Поэтому основа миролюбия—мир с Богом, которого мы можем достичь через «приобретение добродетелей и борьбу со страстями» 23, ибо «ни от кого Бог так не отвращается, как от человека злопамятного, как от сердца гневливого и души, пылающей ненавистью» 24.

Иоанн Златоуст исходит из того, что человек, примирившийся с Богом и с самим собою, т.е. обретший мир внутри себя, будет создавать его и вне себя, в своих отношениях к семье, обществу и государству. Мир всех со всеми в духе любви и взаимопонимания—это и есть мир во всем человеческом обществе, между народами и государствами.

«Что наипаче полезно для душ ваших? Или что всего благоприличнее настоящему времени?—спрашивает святой Григорий Богослов, и отвечает: Мир. А что всего гнуснее и вреднее?—Разногласие» 25. Выступая в Константинополе со словом о мире по случаю распрей в народе, он восклицает: «Любезный мир,—вожделенный делом и именем... мир!.. Весьма сильно... люблю и лобызаю тебя, заботливо храню, когда ты с нами, и со многими слезами и рыданиями призываю, когда оставляешь нас» 26.

Мы призваны свято чтить и хранить мир, поскольку в основе его лежит величайший закон жизни—закон любви. И Бог, будучи Богом мира, есть вместе с тем и Бог любви, ибо Он есть сама любовь (2 Кор.13,11; 1 Ин.4,8). Называясь миром и любо-вию, Бог, говорит святой Григорий, внушает нам «стремиться к стяжанию сих совершенств» 27, т.е. мира и любви.

«...Миром поддерживаются, а от несогласия приходят в расстройство города, царства, лики поющих, войска, дома, общества плывущих на одном корабле, супружества и дружеские союзы...» 28.

И христианство, и здравый смысл, безусловно, признают преимущества мира и любви перед враждой и ненавистью, созидания—перед разрушением, единства—перед разобщением. «Истинное единство и желанный мир человечества должны основываться не на слабости и подавленности народов, а на высшем развитии их сил, на свободном взаимодействии восполняющих друг друга народностей» 29. Добрая воля—вот величайшая гарантия сохранения мира, ибо она проникнута любовью к человеку, а любовь никому «не мыслит зла» (1 Кор. 13,5).

Всякий, считающий себя принадлежащим к Церкви, помнит, что в тот знаменательный момент, когда Бог сошел на землю, небесный голос провозгласил: «...На земле мир... », а не вражда, не истребление себе подобных. И слово «мир», прозвучавшее над землей в ту Святую ночь, должно восприниматься христианином как завет, данный ему небом; оно должно стать путеводной звездой в жизни и деятельности человека. Все помыслы христианина должны быть направлены к миру.

«Блажени миротворцы...»—священная заповедь Христа Спасителя. Эта заповедь является не только призывом к миру, но и предусматривает активное действие—миротворчество. Что можем сделать для этого мы? Прежде всего, проникнуться сознанием братства всех людей, к какой бы нации они не принадлежали, ибо уважение и любовь ко всем людям является основой христианской религии: «Идите, научите все народы»,—говорит Господь (Мф.28,19). Божественная заповедь о любви к Богу, Отцу всех людей, и к ближнему не исключает из этой любви никого, даже врагов. Она предписывает нам поступать со всеми так, как мы хотим, чтобы поступали с нами (Мф.7,12). Любовь исключает презрительное отношение к кому бы то ни было и побуждает быть ко всем милосердными, как милосерд Отец наш небесный (Лк.6,36). Она побуждает любить ближнего, как самого себя (Мф.22,39), до самопожертвования (Ин.15,13), не возвышая себя пред другими, чтобы не оказаться униженными (Мф.23,12), и ближними считать всех, кто нуждается в нашей помощи 30.

Стадии пути, по которому нам следует идти, таковы: внесение духа истинной любви в отношения к самому себе, к своим собственным стремлениям, склонностям и обнаружениям, другими словами: при наличии истинно христианской любви нашей к самим себе и к своим ближним легко урегулируются и наши отношения—общественные и всякие другие; когда каждый будет носить мир в самом себе, тогда наступит и мир всеобщий31.

Мир—прямой завет Евангелия. Поэтому все проявления агрессии, угрожающие мирной жизни людей, церковный человек не может рассматривать иначе, как грех, как зло. «Любовию служите друг другу»,— учит христиан апостол Павел (Гал.5,13), и каждый член Церкви считает это своей обязанностью.

«...Истинный последователь Христа знает, что в мире идет та же борьба, какая непрерывно совершается в его душе: борьба между светом и тьмой, между стремлением к единству и цельности и пребыванием в разъединенности и отчуждении. Поэтому, побеждая в себе тьму и смерть, христианин умножает силы жизни и добра в мире, становится союзником и помощником всех, кто борется за правду и мир среди людей. Исход этой борьбы определяется также внутри человека, и потому так важно участие в ней каждой христианской души» 32.

Нередко приходится слышать споры о необходимости и допустимости обороны против «взявших меч». Вопрос о войне и позволительности христианину служить в войске на протяжении веков неоднократно рассматривался различными христианскими и нехристианскими мыслителями. Одни, в частности Л.Н.Толстой, проповедовавший «непротивление злу насилием», утверждали, что ни то, ни другое не позволительно последователю Христа, другие, например Ф.Ницше, придерживались обратной точки зрения.

Всякое зло, нравственное и физическое, есть порождение греха и требует борьбы. Это засвидетельствовал Начальник мира Христос, победивший Своим пришествием и крестным подвигом тяготевшие над нами мрак и зло. Со злом боролись и Его последователи 33.

Православная Церковь выступает не только против войны, но и против любого пролития крови. Однако она отличает войны оборонительные и освободительные от захватнических. Осуждая войну как нападение и убийство, Христианская Церковь благословляет подвиг обороны и защиты жертв нападения 34. В этом она основывается на Христовой заповеди о действенной любви к ближнему.

Один из святых первоучителей славянских, равноапостольный Кирилл, в споре с неверными', которые указывали ему на видимое противоречие христианства, заповедующего любить ближних и в то же время допускающего войну, спросил их: «Какую, по вашему мнению, заповедь нужно прежде всего исполнить, большую или меньшую?» Ему ответили: «Большую». Тогда святой сказал: «Правда, Христос заповедал любовь к ближним, но Он дал и другую заповедь, которую Сам же и назвал большею: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих"» (Ин.15,13).

«Честь и слава,—писал блаженный Августин,— смелым бойцам, которые выносят усталость и опасности, чтобы победить разнузданного врага и таким образом утвердить мир в своей стране. Но более достойно славы—избежать войны путем переговоров, чем убивать людей в кровавых битвах. Более достойно славы—добиться мира и сохранить его путем дружественных договоров, а не навязывать мир военными мероприятиями» 35.

В вопросе о войне и мире суждение Церкви всегда оставалось неизменным. Вопрос этот решался ею в единственно возможном для нее смысле, в смысле осуждения войны и благословения мира 36.

ПРИМЕЧАНИЯ


1    Мир (лат.—pax, греч.—είρηνη, нем.—frieden)— покой, тишина, спокойствие, согласие.

2    Толковый словарь русского языка /Под ред. Д.Н.Ушакова.

3    Ященко М.Ф. Мир вам!!! К.,1909.С.З-4.

4    Там же. С.9-10.

5    Журнал Московской Патриархии. 1961.№9.С.33.

6    Таубе М.А. Христианство и международный мир. М.,1905.С.19.

7    См.: Жизнеописание Плутарха /Пер. А.Алексеева. СПб.,1891. Т.П.С.147-148.

8    Таубе М.А. Цит. соч. С.25.

9    По имени Киней назван один из первых планов всеобщего мира, составленный Эмериклом Крюсэ. В XVII и XVIII вв. предлагались различные проекты вечного мира. (Богословский С.Д., свящ. Война и христианство. М.,1915).

10    Таубе М.А. Цит. соч. С.26.

11    Там же. С.29.

12    Там же..

13    Там же. С.29-31.

14    Янышев И.JI. Сущность христианства с нравственной точки зрения //Христианское чтение. 1877.Ч.II.С.351.

15    Таубе М.А. Цит. соч. С.34.

16    Елевферий, митр. Об искуплении. Париж, 1937.C.V.

17    Василий Великий. Творения. М.,1993. Ч.II.С.259.

18    Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1898. Т.12.С.1328.

19    Там же. Т.6.С.305.

20    Там же. Т.2.С.436.

21    Там же.

22    Там же. Т.10.С.9.

23    Там же. Т.5.С.32.

24    Там же. Т.2.С.435-436.

25    Григорий Богослов. Творения. СП6.Т.1.С.463.

26    Там же. С.336.

27    Там же. С. 153.

28    Там же. С. 155.

29    Соловьев В. Оправдание добра. М.,1899.С.490.

30    Павлосюк Н., прот. Колониализм в свете христианской морали//Православний вісник. Львов, 1961.№5.С.165-167.

31    Бронзов А. Христианская любовь //Христианское чтение. 1899. Ч.І.С.470-471.

32    Николай, митр. Борьба за мир—долг христиан //Журнал Московской Патриархии. 1954.№9.С.44.

33    Таубе М.А. Цит. соч. С.49.

34    Мы восхищаемся мужеством древнерусских героев—святых Александра Невского и Димитрия Донского, Минина и Пожарского, преподобного Сергия и святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Митрофана Воронежского и многих других...

35    Послание 229, 2.

36    Журнал Московской Патриархии. 1958.№2.С.34.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru