Царское служение

Как пророк, Господь Иисус возвестил нам тайну спасения, а как первосвященник—совершил наше спасение, искупив нас от греха, «власти сатаны» (Деян.26,18), вечной смерти и заслужив для нас вечное блаженство. Но и при том и при другом служении Ему необходимо было иметь могущество царя, чтобы, с одной стороны, в подтверждение Своего благовестия совершить ряд знамений и чудес; а с другой—разрушить власть диавола—ад, победить смерть и открыть нам вход в Царство Небесное 44.

Он—Царь нового, грядущего царства, новый Пророк и новый Первосвященник, которому нет равного на земле. Это—Сын Давидов, или новый Давид и новый Соломон. Но Он царствует, как никто никогда не царствовал—не внешнею, а внутреннею силою—в умах и сердцах людей; Он владычествует над народами не для достижения земных целей, а для мира истины и правды. Он Сам преисполнен этою правдой, источающей благословения для всех народов, и не на время, а на веки. Царствование Его, в противоположность всему, что было прежде в истории народов, будет владычеством мира, ибо Сам Он есть мир, или воплощение мира (Мих.5,5). Это—Первосвященник (Зах.З,8-9), не для того явившийся, чтобы приносить обычные жертвы и возлияния, а чтобы прекратить их (Дан.9,27). Это—Пророк, Который на всех изольет дары пророчеств и боговедения (Поил.2,28). Это—особая Отрасль на земле (Зах.З,8), чудный Сын человеческий (Дан.7, 13,14), Желаемый всеми народами (Агг.2,7), Которому дана на веки власть над человеческим миром 45.

Господь Иисус Христос, как истинный Бог, по своей Божественной природе есть Царь всего мира, всех тварей видимых и невидимых, которые Им созданы. В этом смысле Ему принадлежит царство как одному из Лиц Святой Троицы, вместе с Богом Отцом и Духом Святым. Он же есть Царь и как Искупитель падшего человека, принявший по человечеству Своему от Бога царственную власть над всем, чтобы совершать наше спасение.

Это возвышенное служение Искупителя было предуказано еще в Ветхом Завете. У пророка Давида грядущий Мессия изображается Царем Сионским, Который получил в наследие народы и будет пасти их жезлом железным (Пс.2,6-8). Славный потомок Давида сядет на престоле, и царство Его будет продолжаться во веки (2 Цар.7,12-19). Другие пророки не только именовали Его Царем (Иер.23,5-6, Зах.9,10), единственным Князем и Пастырем (Иез.34,23-24, Ис.40,10-11), но представляли Его Владыкою народов, вечным Владыкою, с царскими властью и действиями (Дан.2,44; Мих.5,2-6).

Ангел Господень, согласно таким предсказаниям, возвещает Деве Марии о зачатии Иисуса: «И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1,32-33). Сам Христос усвоял Себе имя Царя, Которому «надлежит царствовать» (1 Кор. 15,25), ибо дана Ему от Отца «всякая власть на небе и на земле» (Мф.28,18). Именно поэтому принял Он и одобрил исповедание Нафанаила: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин.1,49), и восклицания толпы при торжественном входе Его в Иерусалим: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне... Царь Израилев!» (Мф.21.9; Ин.12,13).

Все высокие черты царственного и первосвященни-ческого служения в Нем одном сливаются и приобретают характер не только идеальный, но и сверхъестественный, Божественный.

Царское достоинство и служение Христа всегда исповедовала Святая Церковь в своем Символе веры «Егоже Царствию не будет конца».

Царство Христово—не земное, но духовное. Оно заключается не в обладании странами и народами, не во внешнем величии, как у земных царей, но в духовном владычестве Спасителя на земле и на небе: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. 18,36). Царство Божие внутри нас (Лк.17,21), т.е. в душе человека, когда она проникнута стремлением к Богу и способна в благоугождении Ему и покорности Его воле находить мир и радость. Сыны этого Царства должны быть светом миру и солью земли, предохраняющей человечество от нравственного разложения. Как царство святых, оно является полной противоположностью царству тьмы и греха, царству диавола (Кол. 1,13)46.

Царство Божие, как царство духовное, царство правды и любви, не связано ни с определенным местом, ни с определенной народностью. Христос пострадал за всех людей: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин.2,2), поэтому и призывает всех вкусить от блага Своего Царства.

Царское служение Христа выразилось, во-первых, в чудесах, которыми Он свидетельствовал Свое Божественное посольство и царскую власть над всею природой, в частности над адом и смертью; во-вторых, в Его сошествии во ад и победе над ним; в-третьих, в Его воскресении и победе над смертью; и, в четвертых, в Его вознесении, которым Он отверз нам вход в Царство Небесное.

«Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то когда не верите Мне, верьте делам Моим (Ин. 10,37-38)... ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин.5, 36).

Господь проявлял Свою власть над природою. Так, Он претворил воду в вино (Ин.2,1-11), ходил по водам (Мф. 14,26), одним словом укротил бурю морскую (Лк.8,24); одним словом или прикосновением исцелял болезни (Мф.9,20-23), возвращал зрение слепым (Мф. 10,46-52), слух—глухим, речь—немым (Мф.9,32-35), исцелял прокаженных (Мф.8,1-5); несколькими хлебами и рыбами насыщал множество народа (Мф.14,15), изгонял духов нечистых, всячески разрушая дела диавола в роде человеческом и этим показывая власть над силами ада. Проявлял Христос власть свою и над смертью: воскресил сына вдовы наинской (Лк.7,14), дочь Иаира (Лк.8,49), четверодневного мертвеца Лазаря (Ин.11). Таким образом, дела Спасителя во все дни Его общественного служения показали, что Он есть Царь вселенной, Победитель ада и смерти. Полную победу над адом и разрушение его Спаситель совершил, когда, упразднив смертью Своею «имущего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2,14), сошел во ад с душою Своею, яко Бог, чтоб извести оттуда всех ветхозаветных праведников в светлые обители Отца Небесного 47.

Так же, как Христос разрушил ад своим сошествием туда, хотя и прежде являл царственную власть над силами зла, так и смерть победил Он воскресением, хотя и прежде не раз свидетельствовал Свое могущество над нею. «Христос воскрес из мертвых,—говорит апостол Павел,—первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15,20-23). По учению слова Божия, мы верой во Христа и причащением Святых Тайн Его становимся причастниками Христу (Евр.3,14), едино со Христом (Ин.11,17,21,22), а в Нем—причастниками Его воскресения и жизни.

«Без сомнения, Христос восторжествовал над смертью. Для тех, кто Ему вверяется, могила есть только оболочка, в которой куколка отращает свои крылья, чтобы взлететь к небу. Обетования Христа величественны. Нас ожидает жилище мира и радости, оно же и есть обитель святости» 48.

«Ключ Давидов, отпирающий все двери, есть Бого-человечество Иисуса Христа, которым как Божество проникает во все состояние человечества, так человечество входит во внутренняя Божества. Всеотверзаю-щее движение сего ключа есть Воскресение Христово. Им отверзается темница—и отдает заключенных; отверзается рай—и приемлет изгнанных, отверзается небо—и ожидает избранных» 49.

Смерть, беспощадно сражавшая миллионы живых существ, оказалась бессильной перед лицом этого обесчещенного, оплеванного и казненного Праведника. Он добровольно отдал Себя во власть грозной, разрушительной стихии и победил ее. Он искупил вековое проклятие, тяготевшее над человечеством.

Христос уничтожил грех подвигом страданий. Он не испытал тления, потому что не было в Нем греха. Он пронес жизнь через смерть и ад, разорвав узы диавола, потому что был чист от греха. Воскресением была посрамлена сила греха и сатаны пред лицом добра, удовлетворена правда Божия (Архиеп.Сергий).

Сойдя во ад, Христос «уничтожил над умершими власть диавола, ибо грех, как основание этой власти, истреблен; попрал смерть, питавшуюся грехом, возвестил вечную жизнь в Себе для всех желавших получить ее через веру в Него» 50.

Воскресение Христа есть необходимый постулат евангельской истории и ее естественный эпилог. В нем разрешается важнейшая жизненная проблема, проблема борьбы добра и зла, истины и лжи, жизни и смерти, и решение ее имеет глубочайший богословский и философский смысл.

Жизнь Христа без последовавшего за ней воскресения была бы зданием без завершающего его купола. Воскресение венчает и вместе с тем оправдывает тот путь жизни, который указан человечеству и воплощен в жизни Иисуса Христа.

Воскресение Христа показало всем, что Он действительно Владыка жизни и Победитель смерти, что Он «расторгнул узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян.2,24).

Душевное тело мы получили от Адама, дух—от Христа. Таким образом, Адам—родоначальник нашей душевно-телесной жизни, оканчивающейся смертью, а Христос—родоначальник духовной жизни, которая смерти не подлежит. Воскресение Христа и было торжественным явлением миру этой вечной духовной жизни в преображенном и прославленном теле.

Церковь наша видит во Христе не страдательное орудие умилостивления, а восстановителя нашего падшего естества, первенца из умерших, которых Он вывел из смерти; поэтому Церковь называет Его «вторым Адамом», небесным Господом «небесных» (1 Кор.15, 20,23,45,47,48), т.е. как бы предводителем человечества, но только Христова (ст.23), облекшегося во Христа, идущего за своим Вождем в надлежащую Ему от вечности Отчую славу (Кол.3,1-6)51.

Христос явил жизнь и нетление (Тим. 1,10). С уверенностью говорил Он о будущем. Так, по поводу предстоящей Ему смерти Христос сказал Своим опечаленным ученикам: «Да не смущается сердце ваше... В доме Отца моего обителей много... Приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я». (Ин.14,1-3). Смерть есть только переход, минутное разлучение, прелюдия вечного соединения. Против скорби смерти евангельское слово поставляет не только учение, но и факт—Воскресение Христа. Христос воскрес, и наши мертвецы воскреснут, как Он. «Утешайте друг друга сими словами» (1 Фес.4,18)52.

Всем тем, кто не принимает воскресения Христова, предстоит разрешить задачу: нужно объяснить, каким образом ученики Иисуса уверовали в это, ибо действительность их веры несомненна. Воскресение оспаривается, но проповедь о нем неопровержима 53.

Богу угодно было, чтобы апостолы постепенно пришли к сознательной вере в воскресшего Иисуса Христа, Сына Божия. Им надлежало идти в мир и проповедовать Его учение, а для этого они должны были обладать верою, не допускающею никаких сомнений, и веру эту должен был принять от них весь мир. К такой вере, живущей не только в сердце, но и в разуме, они пришли постепенно, преодолевая прежнее неверие и сомнения.

Ученики рассматривали своего учителя, осязали, но все-таки еще не вполне верили, а только радовались и удивлялись (Ин.20,20; Лк.24,4). Чтобы дать им новое доказательство, уверить их в истинности и действительности Своего воскресения, Иисус Христос вкушает перед ними предложенную по Его указанию пищу. «Не убеждают ни ребра, ни раны, как бы так говорит Он,—пусть по крайней мере убедит трапеза» (св.И.Златоуст). Вкушал пищу, не имея в ней нужды, но с той только целью, чтобы убедить учеников: перед ними не призрак, а действительно воскресший Господь, распятый прежде на кресте и погребенный 54.

Всеведущий знал и душевный недуг Фомы, видел также искреннее стремление его к истине, а потому, наказав малое неверие кратким лишением радости, позволил ему, по словам митрополита Филарета, «собственными, так сказать, руками взять радость воскресения из живоносных ран воскресшего тела». Фома осязает Воскресшего «десницею любопытною», и это не просто внешнее осязание, а живое прикосновение к источнику жизни воскрешает веру апостола. В радостном восторге Фома восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20,28).

Достигнув крепкой и сознательной веры, веры не только сердцем, но и рассудком, апостолы, выступив перед всем тогдашним миром, заявили: «Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели» (Деян.3,15). Они верили воскресению Своего Учителя, и эта вера составляла одну из могущественных сил их проповеди. Все христиане разделяли апостольскую веру в воскресение Христово, и на этом основании создана святая Церковь.

Христианство указывает нам самый надежный фундамент, на котором мы должны строить наше духовное здание, проникаясь твердою, непоколебимою уверенностью в безусловной прочности постройки. Что же именно дает нам христианство? Господь наш Иисус Христос, проповедуя Свое учение, Сам первый и исполнял возвещаемые Им нравственные заповеди. Это значит многое, но не все. Человеку желательно видеть в Основателе незыблемой религии большее. Господь многочисленными чудесами удостоверял своих слушателей в истинности Своего учения. Это значило больше, чем один только пример исполнения заповедей, но опять не все. Наконец, Спаситель, пострадавший и принявший за наши грехи смерть, в третий день воскресает из мертвых, воскресает собственною Своею силою (Ин.2.19; 10,18). Это уже значит «все». Если Господь, добровольно пострадавший за нас, Сам своею силою воскрес, то Он не просто человек, а Бог, ибо только Бог может обладать таким могуществом. Если так, то ясно все остальное: учение Господне истинно, а Сам воскресший тем более может воскресить и нас. Воскресение Христово—самое главное в истории христианства. Апостол Павел говорит о значении Христова воскресения: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15,14)55.

За воскресением Иисуса Христа последовало еще одно, высшее проявление Его царственной славы и могущества,—вознесение на небо. Своим вознесением Он открыл нам вход в Царство Небесное, мы же должны с верою и надеждою совершать свой земной подвиг, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр.12,2), чтобы и мы были там, где ныне Он (Ин.14,3). Вечное царствование Христа продолжается и по вознесении. В Его божественной власти все средства, чтобы направлять события мира и силы жизни, чтобы защищать и умножать Царство Небесное, чтобы для всех послушных Ему быть виновником спасения вечного (Евр.5,9).

Дело мира, совершенное Христом, состоит в том, что Своим Крестным подвигом Он разорвал преграду между добром и злом, между Богом и человеком. Виновник всякого зла и вражды побежден воскресшим и сошедшим во ад Христом, уничтожен источник раздоров и враг мира. Взяв на себя грехи мира и искупив человека от греха, проклятия и смерти, Господь Иисус открыл человеку все пути к правде, добру и миру.

Дело примирения Начальник мира совершает теперь в Церкви Своей во святых таинствах. «Бог ищет не внешних поступков, не заслуг со стороны человека, чтобы не даром уступить ему блаженство в вечном общении с Собою, а ищет только способности к восприятию этого общения и дает его, не сколько Сам может или хочет дать, а сколько человек может вместить» 56.

От человека требуются надежда на Бога и вера с добрыми делами. Но недостаточно быть искренно убежденным в милости и близости Бога, необходимо действительно обратиться к Богу, в Котором одном только мир и спасение, протянуть руку к помогающей деснице Божией.

Боговоплощение, вера и любовь ко Христу, благодать Святого Духа и, особенно, Евхаристия—вот то, что обусловливает наше общение и примирение во Христе.

В последней беседе с учениками Христос говорит им: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14,27). Это второй великий дар Христа (первый дар—новый Дух, который коренным образом изменяет нас; этот дух Христов наполняет наши мысли, чувства, желания, и именно Он делает для христианина не тяжкими заповеди Божии). Только тот, кто испытал это на себе, может понять, какое глубокое внутреннее умиротворение Христос вносит в нашу душу после того, как мы признаем Его Богом и нашим Спасителем. Этот мир основан не на личном счастье, благополучии и довольстве, за которыми обычно гонятся люди и которые есть лишь иллюзия; основа этого мира—сознание полного внутреннего обновления и возрождения, а также твердая уверенность в том, что в душе не осталось греха, как огнем, сжигавшего ее. Великая тайна искупления крестными страданиями Христа наших грехов открывается только в самых глубоких тайниках нашей души, в непосредственном обращении к Спасителю и беседе с Ним. Внешне же это проявляется в глубоком мире и покое нашей совести, в том, что характер наш становится открытым, свободным и независимым, поскольку совесть освобождается от греховного гнета. Проявляется эта великая тайна и в самой чистой, самой светлой способности христианской души—способности любить людей той братской любовью, которую завещал нам Христос.

ПРИМЕЧАНИЯ

44    Макарий, митр. Цит. соч. С. 164.

45    Хрисанф, еп. Религии древнего мира... СПб, 1878. T.3.C.231-233.

46    Малиновский Н. Цит. соч. С.300-302.

47    Пространный Христианский катихизис. О пятом члене. Ответ на вопр.49. М., 1911.

48    Навилъ Э. Указ. соч. С.82.

49    Филарет (Дроздов), митр. Творения. Т.2.С.189.

50    Елевферий, митр. Цит. соч. С.116-118,137.

51    Сергий, архиеп. Цит. соч. С.23.

52    Аквилонов Е., прот. О Спасителе и о спасении. СПб., 1906.С.109-127.

53    Малиновский Н. Цит. соч. С.334.

54    Там же. С.339.

55    Бронзов А. Значение Воскресения Христова для нашей нравственной жизни. //Христианское чтение. 1900.Ч.І. С.547-549.

56    Сергий, архиеп. Цит. соч. С.205.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru