Первосвященническое служение

Как Пророк, Иисус Христос возвестил нам о спасении, просветил наш разум светом истинного Бого-ведения, «глаголами вечной жизни» (Ин.6,68) засвидетельствовал о Себе, объяснил, каким образом Он спасет нас, и указал прямой путь ко спасению. Он искупил нас от греха и уготовал для нас жизнь вечную через Свое первосвященническое служение.

Оно состояло в том, что Христос, подобно ветхозаветным первосвященникам, главной обязанностю которых было приносить «дары и жертвы за грехи» (Евр.5,1), принес Самого Себя, как Агнца непорочного, в умилостивительную жертву за грехи мира, и тем освободил род человеческий от рабства греховного, примирил людей с Богом и даровал им Божие благоволение и милость.

«Первосвященническое служение Иисуса Христа объемлет всю Его земную жизнь от воплощения до крестной смерти. Уже самое воплощение Сына Божия было служением делу примирения Бога с человеком, или, что то же,—началом первосвященничес-кого служения Иисуса Христа. Вся земная,жизнь Его была тоже умилостивительною жертвою за грехи мира, ибо вся она от начала до конца была посвящена тому, чтобы совершить примирение между Богом и человеком. Но по преимуществу крестная смерть Иисуса Христа, т.е. страдания и смерть Богочеловека, составляют жертву искупления и спасения человека» 26.

Поэтому и внимание учеников Спасителя было направлено преимущественно на Его смерть как на умилостивительную жертву для искупления мира. Своею жизнью и смертью Христос искупил людей от рабства греха. Он заплатил выкуп за несостоятельных должников. Бог Отец послал Его, чтобы мир был спасен через Него: «Богоугодно было Отцу... посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кро-вию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1,20).

Таким образом, в центре всего искупительного дела Христова находится Его крестная смерть; об этом свидетельствуют Священное Писание, Священное Предание и общий голос Церкви.

«Божественное учение представляет нам Искупление как спасение Христом людей, воссоединение их с Богом во Христе силою Духа Святого. Этот единый акт состоит из двух аспектов—примирения Бога с людьми во Христе, которое и есть в собственном смысле Искупление, как уже совершенный факт, и примирение людей с Богом, которое есть усвоение людьми Искупления (2 Кор.5,15-21)» 27.

Искупленный человек узнает о любви Божией к себе, узнает, что между ним и Господом не существует никакой стены, кроме собственной греховной отчужденности от Бога. Искупленный человек чувствует возможность войти в союз и общение с Богом.

Если прежде человек не столько желал праведности, сколько боялся греха, и Бог в сознании подзаконного представлялся только Судьей, то теперь, познав любовь Божию, он начинает любить закон Божий ради Бога, чтоб ответить на любовь любовью же.

С пришествием Примирителя, даровавшего Искупление, человек нравственно сроднился с Богом. Вражда твари против Творца разрушена, клятва снята, между Богом и человеком—мир, взаимная любовь, душа человека обручена Христу и всецело Ему принадлежит—вот что такое искупление.

Оно не могло быть достигнуто только Гефсиман-ским подвигом, подвигом сострадания грешникам, как утверждали некоторые богословы 28, ибо этим умалялась бы искупившая мир Любовь Христова. Ведь «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»,—говорит сам Христос (Ин. 15,13). Только лишь состраданием Христа грешному человечеству, без принятия грехов людских, не могло быть удовлетворено правосудие Божие, и не могло быть принесено облегчение людям. Необходимо было истоптать «ягоды в точиле гнева Божия» (Откр. 14,19-20), вступить в борьбу с «имеющим державу смерти, сиречь диаволом» (Евр.2,14). Надлежало Христу войти в достоинство вождя многих сынов через страдания. Именно в смерти Христовой и заключается вся сущность искупления. Тут не только «возмездие за грех» (Рим.6,23), умилостивительная жертва Богу за грехи всего мира, победа над смертью как факт, но и выражение «превосходящей разумение любви Христовой» (Еф.3,19). Сила этой любви воплотилась в смерти Его, здесь «правда и мир облобызаются». По этой премудрой любви Тот, Кому отдана всяка власть на небеси и на земли... будет действовать до самого Страшного Суда, так спасая падшее и сохраняя его свободу, что «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы» (Мф. 12,20). Это всеобъемлющее значение смерти Христовой открыто Церкви Духом Святым, ниспосланным Спасителем 29.

Мог ли умереть Христос, если бы Он не принял на Себя грехи людей, а только сострадал им? Конечно, нет, ибо Он безгрешен, а смерть—«возмездие за грех». А если не мог умереть, то не мог и воскреснуть: тогда все христианство ниспровергается. Если бы искупление состояло только в сострадании Христа грешникам, а не в принятии Им на Себя их вины перед Богом, то нельзя было бы говорить о плодах усвоения искупительного дела, о мире и единении верующих во Христа с Богом.

Великою голгофскою жертвой была навсегда уничтожена всякая вражда, отменен суровый закон возмездия за грех, возмездия в виде физической и духовной смерти.

Своим крестным подвигом Христос победил грех-великое бедствие как по своему влиянию на душу человека, так и по своим последствиям, и дал возможность каждой душе быть в теснейшем единении с Ним. Грех удаляет от Бога душу, лишает ее жизни, убивает лучшие ее свойства, дарованные Богом, помрачает разум, вносит разлад и вражду. Победив грех, Начальник мира дал душе человека все самое лучшее и спасительное—мир с Богом, с людьми, с самим собою.

«Смерть Христа была исходным пунктом и самой могучей причиной Его действия на мир. В течение своей жизни Он не выходил из тесных пределов Палестины: с высоты Креста Его подвиг осветил всю вселенную. Каково бы ни было догматическое значение, которое приписывается Его смерти, эта смерть была и теперь есть временная жизнь многих тысяч людей...» 30.

Первосвященническое служение Иисуса Христа предсказано было в Ветхом Завете. Пророк Давид говорит о Спасителе: «Ты священник вовек по чину Мел-хиседека» (Пс. 109,4).

Апостол Павел раскрывает значение и сущность первосвященничества Христова: «Он должен был во всем уподобиться братиям, чтоб быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом (Евр.2,17)... Уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа (3,1)... Имея Первосвященника великаго, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр.4,14-15)... Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя... И в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Евр.5,5-6)31... Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес» (Евр.7,26).

Иисус Христос называется священником по чину Мелхиседекову, но не по чину Ааронову, чтобы показать превосходство Его священнического служения. В Священном Писании (Быт.14,18) не упоминается ни о роде Мелхиседека, ни о начале, ни о конце его жизни, ни о предшественнике, ни о преемнике его (Евр.7,3). История Мелхиседека прообразует историю Иисуса Христа, Первосвященника вечного (Евр.7,24). Мелхиседек был одновременно священником и царем, его наименование—Мелхиседек, царь Салима (в переводе с еврейского) означает: царь правды, царь мира (Евр.7,2). Иисус Христос тоже одновременно и Первосвященник и Царь (Лк.1,32), Царь правды (Ин.18,37; Евр.1,8) и мира (Быт.49,10; Ис.9,6; Лк.2,14, Ин. 14,27). Священник Мелхиседек, приняв десятину от Авраама и в лице его благословив всех сынов Ле-вииных, ветхозаветных священников, принял и их десятину, а так как меньшее от большего благословляется, то этим он предобразил священство Христово, превосходящее левитово. Превосходство Христового священства в том, что оно учреждено клятвою Бога (Евр.7,20,21), оно вечное, ибо «Сей (Христос), как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр.7,24). Ветхозаветные священники приносили жертвы за свои и за людские грехи, а Христос, как совершенно безгрешный, принес жертву только за грехи мира; те приносили жертвы во все дни, Христос же «одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (ЕврЛ0,14).

Следуя Божественному учению, святые отцы и учители Церкви согласно исповедали истину священства Христова, Который был Сам священником и жертвой, приносимым и приношением 32.

Чтобы послужить умилостивительною жертвою Богу за грехи человечества и избавить нас от всех гибельных последствий греха, Христос благоволил выполнить за нас два условия, понести двойной крест.

Люди, в лице прародителей, не исполнили воли Божией, не послушались заповеди своего Творца, пали вследствие самоволия и гордости. Каждый из последующих грехов был новым преслушанием. Чтоб удовлетворить Правде вечной за грехи человеческие, Христос Сам благоволил явить в Себе совершеннейший образец смирения и послушания воле Бога,—это Его первый крест. Второй крест нашего Спасителя в том, что Он сделался за нас клятвою (Гал.3,13), понес вольные болезни, мучения и скорби.

Первосвященническое служение Христа длится от первых слов Его к Отцу: «Вот, иду... исполнить волю Твою, Боже» (Евр.10,7; Пс.39,7-8), до последнего: «Совершилось!.. Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Ин.19,30; Лк.23,46) 33.

Христос взял на Себя вину человечества перед Богом и всегда исполнял волю Бога в смирении, как говорил апостол Павел: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2,8). С самого детства Иисуса это послушание обнаружилось в посещении храма Иерусалимского, в беседах о Богопознании, когда Он так сказал Иосифу и Матери Своей: «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк.2,49). И потом не раз говорил: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин.4,34). Людям Он дал образец святой жизни: «Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13,15).

Главное проявление послушания воле Отца—это подвиг в Гефсимании и на Голгофе. Нужно принять смерть для искупления людей, для примирения с правосудием Божиим, но смерть страшит Христа по человеческой природе и чужда Его Божественному безгрешному естеству. Поэтому в муках борения слышится желание избавиться от страданий, но с согласия Отца: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26,39).

Отец послал к Нему Ангела, который укреплял Его (Лк.22,43). Согласно словам еп.Исидора, вестник Отца сказал Христу, что смерть Его неизбежна для спасения мира, что она—лучшее и потому единственное в Премудрости и любви Божией к тому средство, что такова воля правосудного и любящего Отца, воспринятая Сыном. Поэтому во второй и третьей Своей молитве Христос уже не просит Отца об избавлении Его от смерти, а говорит: «Отче Мой, если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф.26,39,42,44) 34. Иисуса страшил разрыв с Отцом из-за принятых на Себя грехов человеческих: «Боже мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27,46).

Таково было последствие человеческого непослушания, лишившего людей мира и потребовавшего столь мучительного подвига для его восстановления. «Как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим.5,19).

Святой Ириней Лионский писал: «В первом Адаме мы прогневали Бога, не исполнив Его заповеди; а во втором Адаме снова примирились с Богом, быв послушны даже до смерти, ибо не другому кому мы были должниками, как Тому, чью заповедь преступили вначале» 35. Господь показывает человеку огромность его бедствия огромностью средства, употребленного для спасения его (Паскаль). Мучительно происходило искупление вины человека перед Богом. «За каждый наш долг воздано особо Тем, Кто превыше нас; и открылось новое таинство—человеколюбивое Божие смотрение о падшем чрез непослушание... Для сего— древо за древо и руки—за руку; руки, мужественно распростертыя за руку, невоздержно простертую; руки пригвожденныя за руку своевольную, руки совокупляющия во едино концы мира (т.е на кресте,—М.В.)— за руку, извергшую Адама. Для сего—вознесение на крест за падение, желчь за вкушение, терновый венец за худое владычество, смерть за смерть» 36.

Кроме вины перед Богом за непослушание воле Бо-жией, есть еще одна сторона греха: повреждение человеческой природы и последовавшие затем страдания-болезни и смерть. Взяв на Себя грехи, страдания и смерть людей, Христос укрепил их волю для добра и искупил их, восстановил мир с Богом в их душе (2 Кор.5,21; Мф.26,28; Ин.6,41). Грехи порождают муку в душе человека, возбуждают вражду к Богу, неверие, приносят духовную смерть. Человек винит во всем Бога, а не себя. Но «не Бог враждует против нас, а мы против Бога»,—говорил святой Иоанн Златоуст (на 2 Кор.5,20). Где грех, там нет мира. Язычники и иудеи все были под грехом, в грехах «они,—писал апостол Павел,—не знают пути мира» (Рим.3,17). Вот почему Христос призывал прежде всего к покаянию, обличал, указывал высокий идеал нравственной жизни в самоотверженной любви, установил таинства крещения, покаяния.

Все это давало мир душевный, как говорил апостол Павел: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14,17). Тем, Кто веровал и принимал учение Христа, Он даровал этот мир. Кровоточивой исцеленной женщине Иисус сказал: «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк.8,48). А кто не принимал Христа—не имел мира. Он обличал города за неверие, особенно дорогой для него Иерусалим: «О если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!» (Лк. 19,42). Всем заповедал Христос иметь мир: «Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мк.9,50), ибо мир так же необходим людям, как соль. Для сохранения мира Христос указал мудрое средство—на зло отвечать не злом, а добром, которое умиряет и успокаивает, но не возбуждает (Мф.5,39) Без мира в душе нельзя приносить и дара своего в храм: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5,23-24).

Божественный уничиженный Страдалец принес искупление и примирение для всех людей и на все времена. «Земные скорби и удручения свидетельствуют лишь о том, что Христос—действительно Божественный Мессия, не принижающийся до искусительно демонических обольщений и не спускающийся до грубых вкусов толпы, неспособный льстить чисто национальным прихотям религиозно-политической горделивости. Он—всецело божественный и потому выше и вне расовых и временных рамок и стеснений: Его миссия—общечеловеческая, вселенская» 38.

Итак, Христос Спаситель, избавивший людей Своею смертью от греховной погибели, дает мир душе, мир с людьми, с Богом и с природой. Мир с Богом восстановлен через смерть Христа: «Будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим.5,10).

Христос примирил язычников и иудеев между собою, явив им образ нового человека, а также с Богом— через подвиг Креста. «Теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду. Упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И пришед, благовествовал мир вам, дальним и близким... Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2,13-19).

Говоря о примирении людей между собою и с Богом посредством креста Христова, апостол Павел побуждал святых отцов пояснять «великую мудрость и силу креста». Св. Василий Великий четыре конца креста понимает как народы всех концов земли, востока, запада, севера и юга, призываемые Христом к миру и спасению 39. «Руце распростер на кресте, языки вся собрал еси»,—говорится в священном церковном песнопении. Святой Афанасий Великий также говорит: «Если смерть Господа есть искупление всех, если ею разрушается средостение преграды и совершается призвание языков (Еф.2.14), то каким бы образом Он призвал нас к Отцу, если бы не распялся на кресте? Ибо только на кресте можно умереть с распростертыми руками... чтобы одною рукою привлечь к Себе древний народ, другою язычников, и таким образом обоих соединить в Себе Самом. Об этом и Сам Он предсказал, когда хотел показать, какою смертию имел искупить всех: аще вознесен буду, вся привлеку к Себе (Ин.12,32)» 40.

Для восстановления мира на земле нужно было освободить людей от власти диавола (Деян.26,18), внесшего вражду, смерть, расстройство и грех посредством соблазна прародителей в раю и всего человечества в дальнейшей жизни. Для этого и воплотился Сын Божий: «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти... всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2,14,15).

Борьба Христа с диаволом продолжалась постоянно. Будучи возведен Духом в пустыню, Иисус отверг диавольские искушения (Мф.4,4,10,7): «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Втор.8,3)... Господу Богу Твоему поклоняйся, и Ему одному служи (Втор.6,13)... Не искушай Господа Бога твоего» (Втор.6,16)». Христос изгонял из бесноватых злых духов, которые мучили несчастных (Мф.8,28-34; Лк.4,41). Перед Своими страданиями Спаситель говорил о предстоящем полном поражении диавола: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего (т.е. диавол,—М.В.) изгнан будет вон (Ин.12,31)»41.

С наибольшей силой единоборство Христа со смертью, грехом и отцом их—диаволом проявилось в Геф-симанском подвиге и на Голгофе. Своею смертью Христос победил смерть и явил миру искупление, благоволив быть нашим Первосвященником пред Отцем Небесным.

«Так как смерть, некоторым отображением которой были кровавые жертвы, по суду Правды Божией, есть "оброцы греха", то Христос, принявший на Себя греховную вину всего человечества, тем принял на Себя и возмездие за эту вину—смерть. А так как принятие на Себя Христом смерти, как возмездия за грехи, было добровольное, по исключительной Его любви к падшим людям, то эта смерть потому и есть жертва, принесенная Богу, за грехи человечества, в удовлетворение Правде Божией (Рим.6,23)» 42.

Умилостивительною жертвою называет смерть Христа, с предшествовавшими ей страданиями, и пророк Исайя (53,10). Своим воскресением Христос доказал, что в Его смерти грехи уничтожены, а следовательно, побеждена и смерть как возмездие за них.

Таким образом, смерть и воскресение Христа мыслятся, соответственно, как основание и следствие спасения (Рим.6,1-11). «Искупительная Жертва Сына Божия восстановила союз человека с Богом, нарушенный грехопадением первых людей, и проповедь Евангелия открыла перед человечеством новую эру Царства Божия или Царства Мира» 43.

ПРИМЕЧАНИЯ

26    Малиновский Н. Цит. соч. С.221.

27    Елевферий, митр. Цит. соч. С. 108.

28    Там же.

29    Там же. С.10-11.

30    Навиль Э. Христос. СПб, 1901.С.98.

31    Евр.5,6, ср.:7,21.

32    Григорий Богослов. Творения. Слово о Богословии III,IV. С. 102. См. также: Поликарп, Епифаний и др.

33    О трояком служении Иисуса Христа. С.34,35.

34    Богоявленский И.Я., прот. (еп.Исидор). Православный символ веры: Религиозно-философские размышления. Таллин, 1939. Ч.ІІ.С.343-344.

35    Против еретиков. Kh.V, гл.16.

36    Григорий Богослов. Творения. Т.1. Слово 3. С.31.

37    Из лекций доц. Миролюбова Г. П.

38    Глубоковский Н.Н. Евангелия и их благовестив о Христе-Спасителе... София, 1932.С.90.

39    Василий Великий. Толкование на пророка Исайю. Гл.11,12.

40    Муравьев А.Н. Письма о спасении мира Сыном Божиим. СПб,1844.С.67.

41    О трояком служении Иисуса Христа. С.42-43, 50-53.

42    Елевферий, митр. Цит. соч. С. 15.

43    Николай, митр. Вопросы войны и мира в свете Библии. //Журн. Моск. Патриархии, 1956. №З.С.26.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru