Пророческое служение

Служение ветхозаветных пророков состояло в том, чтобы, по вдохновению свыше, возвещать людям волю Божию (Агг.1,13), наставлять их, вразумлять, укреплять в истинной вере и благочестии (Иер.25,4). Соответственно этому и служение Господа Иисуса, величайшего из пророков, выразилось в том, что Он возвестил людям волю Божию о спасении мира (Ин.1, 16-18) и преподал новый, совершеннейший закон веры и благочестия, спасительный для всего человечества (Лк.4,18-21).

Об этом служении Христа было ясно предсказано в Ветхом Завете. Моисею Бог возвестил о новом, будущем Законодателе, Мессии: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их... и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему...» (Втор.18,18-19). От лица Мессии взывал к Богу псалмопевец: «Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя... Я возвещал правду Твою в собрании великом... верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим» (Пс.21,23;39,10,11). Позже пророк Исайя свидетельствовал, также от лица Мессии: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня...» (Ис.61,1).

Это служение признавал за собою сам Христос: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине...» (Ин. 18,37),—называя себя светом миру (Ин. 12,46), единственным учителем и наставником (Мф.23,8,10).

О том, что Иисус Христос «пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом» (Лк.24,19) и «Свет истинный, Иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир» (Ин.1,9), свидетельствовали апостолы, святые отцы и учители Церкви 14.

Пророческое служение Господа было двояким. Сначала—непосредственное, когда, достигнув тридцатилетнего возраста (Лк.3,23), Он стал общественным Учителем и около трех с половиною лет, до самой своей крестной смерти, обходил города и селения земли иудейской и всюду проповедовал Евангелие царствия (Мф.9,35). Потом—посредством учеников Своих, которых Он избрал (Лк.6,13) и приготовил к делу учительства, укрепив силою свыше (Лк.24,49). Они же, по заповеди Его, пронесли спасительное учение по всей земле |5.

Это учение, состоящее из двух частей (закона веры и закона деятельности) 16, объемлет все существо религии и всецело направлено к одной великой цели-спасению человека.

Сущность закона веры Христос выразил в словах: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16), или: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17,3). Соответственно этому Христос преподавал учение о Боге—высочайшем и совершеннейшем Духе, едином по существу, но троичном в лицах, всеблагом, всемогущем Творце и Промыслителе вселенной. Возвещал о Самом Себе как Единородном Сыне Бога, пришедшем в мир для примирения и воссоединения человека с Богом (Ин.3,16; 17,21); о своих страданиях, смерти и воскресении (Мф. 12,40); говорил, наконец, о падшем, поврежденном человеке и о средствах, какими он может достигнуть вечного блаженства (Ин.3,5).

Сущность закона деятельности, сообразно с законом веры, Христос выразил в двух главных заповедях: о любви к Богу и ближним (Ин.22,37-39). Исполнение этих заповедей, на которых утверждается весь закон и пророки, требует от человека самоотвержения: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк.8,34). «Отвергнуть себя»—значит искоренить в себе гордыню и самолюбие, отказаться от всего, что прямо или косвенно мешает нашему спасению и влечет нас ко греху, чтобы укоренить в нас семя новой жизни, святой и богоугодной (Ин. 13,34), привести нас в нравственное совершенство и воссоединить с Богом (Ин. 17,21). Господь учил, что любовь к Богу должна быть самая искренняя и совершенная, должна выражаться в повиновении воле Божией, в исполнении заповедей; простираться до того, чтобы ради имени Божия мы готовы были погубить свою душу (Мк.8,35). В любви к людям христианин также должен быть искренним, должен любить и врагов своих, всех прощать, всем помогать и, если потребуется, душу свою положить за ближних своих (Ин.15,13).

Для того чтобы подвигнуть человечество к принятию и исполнению закона веры и деятельности, Господь указал на предстоящее всем воздаяние. Это, с одной стороны, великие бедствия и вечные муки, уготованные нежелающим следовать Божественному учению (Мф.25,41; Лк. 13,28), а с другой—это величайшие вечные блага, которые уготовал Отец Небесный, ради заслуг Своего возлюбленного Сына, для всех праведных и следующих учению Его (Мф. 19,28,29; 25,34)17.

Дела Христа, свидетельствующие, что Он есть истинный Сын Божий, гармонично дополняют Его нравственное законодательство. Они ясно показывают, что Христос был не просто Учителем людей, а имел власть преподать новую заповедь, имел власть засвидетельствовать ценность человеческой личности как разумно-сво-бодного творения Божия. Христос—Учитель человечества и Христос—Сын Божий, имеющий власть повелевать ветру, отпускать грехи и говорить расслабленному: «Возьми одр твой и ходи»,— единый целостный образ Христа как Богочеловека. «Христос нисходил Своей самоотверженной любовью к падшей личности 18, уничтожал средостение между Собою, как Светом и Истиною, и ею, как объятой грехом, и сострадал ей, прививал к Своей личности, брал ее на Свои рамена и возносил к Отцу Небесному. Христос являл Себя в жизни, как самоотверженную любовь Божию. «Я есмь пастырь добрый,—говорил Он,—пастырь добрый полагает жизнь свою за овец...» (Ин. 10,11). Своею жизнью Христос свидетельствовал, таким образом, что Отец Небесный действительно «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного...» (Ин.3,16), и тем самым освобождал человеческую душу от мертвящего ее эгоизма, пробуждал в ней новое начало истинной жизни,— начало самоотверженной любви» 19.

Люди видели, что Христос, делая им добро, Сам трудился и страдал. Люди верили, что в Его власти превратить камни в хлеб, а между тем видели Его голодающим. Верили, что Он в одно мгновение мог бы взять в свои руки все царства мира и всю славу их, а между тем видели, как попирались Его царственные права. Верили, что без Его согласия не могла бы коснуться Его никакая беда, а между тем видели Его в опасности и, наконец, даже умирающим, терпящим муки и надругательства 20.

Апостол Павел писал: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8,38-39).

Святостью и смирением пронизаны все страницы Нового Завета, но мир никогда не знал и не любил бы этих добродетелей, если бы не видел их во Христе. Он был не просто Учителем высшей нравственности, но Сыном Божиим—Искупителем человечества, давшим нам действительное средство осуществить в жизни Его закон, стать действительно «новою тварью» (2 Кор.5,17)21.

Христос преподал миру закон новый, совершеннейший, взамен закона Моисеева. О таком законе пророчествовал Иеремия, называя его «заветом новым» (Иер.31,31,32). Сам Христос говорил, что Он дает «заповедь новую... да любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Ин.13,34),—новую по высоте и преизбытку предполагаемой любви (как Я возлюбил вас), хотя заповедь о любви была известна и в Ветхом Завете (Лев. 19,18). Тем не менее, Закон Христов—новый, ибо в нем содержится то, чего не было в Ветхом Завете. Христос научил нас, что Он—издревле обетованный Мессия, воплотившийся для нашего спасения (Ин.5,39; 3,16): «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал (Ин.6,29)... веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин.14,1)... верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин.6, 47)... «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин.5,23). Спаситель установил Таинства Церкви: вместо ветхозаветного обрезания— Таинство Крещения (Кол.2,11,12; Мк.16,16; Ин.3,5), вместо ветхозаветных жертв—Евхаристию (Ин.6,53-58; Мф.16,28), сделал нерасторжимым брак (Мф.19,3-9), учредил новозаветную иерархию (Лк.6,13).

Закон Христов есть «самый образ вещей» (Евр.10,1), а Моисеев служил только приготовлением к нему, был «детоводителем ко Христу» (Гал.3,24), тенью грядущих благ. Но Христос пришел не нарушить закон Моисеев, а исполнить (Мф.5,17-18). Он действительно исполнил закон и таким образом довел до конца домостроительство человеческого спасения 22.

В учении Христа указан один и единственный путь спасения для всех людей на все времена, и само оно преподано Им для всех народов с предназначением обнять весь мир. Его учение свободно от всего, что носит на себе следы духа времени, условий местности и народности, оно отвечает потребностям человеческой природы, которая неизменна и одинакова у всех людей. Всемирным Просветителем представляет Иисуса Христа Божественное откровение. Светом для язычников Он именуется и в Ветхом Завете (Ис.42,6,7), и в Новом—так Его называет праведный Симеон (Лк.2,32). Сам Христос говорил о Себе, что Он есть Свет мира (Ин.12,46), жизнь мира (Ин.3,16) и единый Пастырь всего мира (Ин.10,16).

«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13,8). Учение, преподанное Им, вечно, как и Он Сам. Посылая учеников своих научить «все народы», Он добавил: «И се Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28,20), имея, следовательно, в виду не только Своих современников, но и все будущие поколения людей на земле.

Христос был пророком. Он предсказывал будущее, но не по вдохновению свыше, как ветхозаветные пророки, а Сам Собою, как всеведущий Бог. Пророчества Его относятся к различным событиям, касающимся Его Самого, апостолов, Церкви, Иерусалима, мира и человека 23. Многие пророчества Божественного Учителя уже исполнились, другие исполнятся в определенное, хотя и сокровенное для человека, время. «Точность, с какою исполнились и исполняются пророчества, относящиеся к прошедшему и настоящему времени, служат ручательством, что с такою же точностью исполнятся и пророчества, относящиеся к будущим временам» 24.

Пророки, возвещавшие грешному миру волю Божию, подвергались гонениям и избиению, а проповедь их была встречена бесчувствием и пренебрежением. Люди, не сознавая того, сами вызывали к действию закон возмездия за грехи свои. Закон же этот медлил и долготерпел. Уже над грешным миром виден был явившийся серп, готовый пожать его (Зах.5,1), а в дни плотского пришествия Спасителя нашего раздался на берегах Иордана грозный голос Предтечи, возвещавший о наступающем суде Божи-ем: «Порождения ехидны!—восклицал Креститель,— Кто внушил вам бежать от будущего гнева?.. Уже и секира лежит при корне дерев, готовая срубить их!» (Лк.3,7,9). «И суд Божий, наконец, совершился. Рука небесного Мздовоздаятеля, занесшая уже секиру для поражения рода человеческого, ударила.., но не по грешному миру, а в Сына Божия, принявшего на себя грех всех людей и заменившего собою на суде Божи-ем весь род человеческий, чтобы претерпеть за него жестокую смерть, и смерть эта получила всеобъемлющее, бесконечное значение для всего человечества, так как была смертию не обыкновенного грешника, а Безгрешного, святейшего Богочеловека, навсегда удовлетворившего правосудие Отца Небесного» 25.

ПРИМЕЧАНИЯ

14    Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение. VI,п.2. С. 107-108. Св.Афанасий Великий и др.

15    Макарий, митр. Цит. соч. С.120-121.

16    Учение Христово нередко называют в Священном Писании «законом» (Ис.2,3; Мих.4,2), «законом веры» (Рим.3,27), «заповедью», или «законом Христовым» (Ин.13,34; Гал.6,2).

17    Макарий, митр. Цит. соч. С. 122-123.

18    «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19,10).

19    Боголюбов Н.М. Несостоятельность понимания нравственного учения Христа... //Вера и Церковь. 1899.С.710.

20    Ессе homo. Ч.І.С.107.

21    Боголюбов Н.М. Цит. соч. С.711.

22    Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1911.T.3.C.207-213.

23    О трояком служении Иисуса Христа //Прибавления к изданию творений святых отцев. М.,1844.4.II.С. 19-21.

24    Малиновский Н. Цит. соч. С.215-219.

25    Кратиров Д. Господь наш Иисус Христос есть мир, радость, жизнь наша //Голос Православия. 1952.№7.С.25.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru