Восстановление мира воплотившимся Сыном Божиим. Троическое служение Христа Спасителя

Рождество Христово!.. Дорогие для человека слова и неизмеримое по значимости событие. В нем нашло абсолютное выражение то, что в давние времена вещали небеса, что постоянно внушала совесть, что сенов-но (преобразовательно.—Ред.) предварялось в Ветхом Завете относительно «Господа Бога человеколюбивого и милосердого, долготерпеливого и многомилостивого и истинного, сохраняющего (правду и являющего) милость в тысячи родов, прощающего вину и преступление и грех» (Исх.34,6-7).



Рождество!.. Мир и благоволение в сердцах людей. «Закона любве держащеся,—слышим мы за несколько дней до Рождества,—братолюбия изволение да воспри-имем, с друг други мирствующе... мира бо Податель приходит Христос, умиряяй всяческая...» (22 декабря, предпразднство Рождества Христова, тропарь 8-й песни на повечерии). «Дадим славу дающему всем мир» (Там же, ирмос 5-й песни).

Рождество Господа нашего Иисуса Христа определило границу между двумя эпохами, между двумя заветами—Ветхим и Новым. Оно есть начало новой жизни, новых отношений между Богом и человеком, между всеми людьми; отношений, поставляющих выше всего любовь и ее нравственные проявления—мир и благоволение. Поэтому пришествие Сына Божия на землю было торжественно возвещено ангелами. Весть о мире на земле и благоволении в людях (Лк.2,14) стала основным мотивом воплощения Христа, как Начальника Мира (Ис.9,6) и Спасителя человеческого рода (Лк.2,11; Мф.1,21).

Христос родился на земле, чтобы показать здесь небесное рождение; явился видимо, чтобы положить перед очами рождение невидимое; и потому в самом Его рождении, как через прозрачную завесу (Евр. 10,20), мы можем прозревать новый и живой путь нашего духовного рождения. Не нужно больше взывать вместе с Давидом: «Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти» (Пс. 142,8), ибо этот, неизвестный прежде, путь теперь явно для самой плоти указан воплощенным Словом Божиим: «Я есмь путь» (Ин.14,6).

Боговоплощение совершилось: «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1,14). И если когда-то праведный страдалец Иов мог лишь надеяться, что его Искупитель жив, что Бог еще раз восставит его к новой жизни и что глаза его увидят Победителя смерти, то теперь и простецы-па-стыри, и мудрецы-волхвы могли увидеть Спасителя всех людей воочию и поклониться Ему от лица всего страждущего человечества.

С рождением Спасителя мира рушилась преграда между Богом и человеком. Искупитель пришел—и небо снова открыто для человека! Становится доступной для людей истина, вдохновенно и поэтически выраженная Григорием Богословом: «Само Божие Слово, превеч-ное, невидимое, непостижимое, бестелесное, Начало от Начала, Свет от Света, Источник жизни и бессмертия, Отпечаток Первообраза... определение и Слово Отца, приходит к Своему образу, носит плоть ради плоти, соединяется с разумною душою ради моей души, очищая подобное подобным, делается человеком по всему, кроме греха»

«Всемогущий мог исторгнуть человека из-под власти мучителя и всемогущею Своею властью и силою, но тогда мучитель имел бы предлог жаловаться, что он победил человека, но потерпел насилие от Бога. Поэтому милосердный и человеколюбивый Бог, восхотев самого падшего явить победителем, делается человеком, дабы восстановить подобное подобным» 2.

Немощный человек, став рабом своих страстей, не мог сам себя воссоздать, не мог сам собою получить спасение подпавший под власть греха. «Поелику,— говорил святой Афанасий Великий,—естество человеческое, претерпев изменение, оставило правду и возлюбило беззаконие, то Единородный соделался человеком, чтобы, в Себе Самом исправив сие, внушить естеству человеческому любить правду и ненавидеть беззаконие. Это и было причиной вочеловечения» (Св.Афанасий Великий. Толкование на псалом 44-й).

Для чего Господь пришел на землю в «зраке раба» и мир узнал о Нем как о Плотнике из Назарета? Почему такая преграда была поставлена между людьми и Богочеловеком, пришедшим спасти грешных? Человек—свободное существо, созданное как образ Божий. Свободная воля—необходимая составная богопо-добия. В Эдеме человеку был предоставлен выбор и Бог не предотвратил избрания им пути, подсказанного диаволом. На всем протяжении истории Бог не нарушал человеческой свободы безусловными, очевидными проявлениями Своей силы. Поэтому-то Он и не пришел на землю как могучий завоеватель или всемирно известный чудотворец.

Предвечный Сын Божий родился на земле как Сын человеческий, и теперь всем сынам человеческим открывается возможность стать сынами Божиими по благодати (св.Ириней Лионский. Творения. Кн.З, гл.XIX).

«Спасительное значение воплощения состоит именно в том, что человек не остается одиноким со своею личною немощью, но его личная немощь и несовершенство покрываются совершенством Бога, Который принял на Себя всякое наше несовершенство, немощь, грех, стал всем за нас, соединив действительно Свою жизнь с нашею и Себя уже не отделяя от нас» 3.

Подобно святым Иринею, Афанасию Великому и Григорию Богослову, святой Кирилл Иерусалимский считает, что мы «веруем в Иисуса Христа, во плоти пришедшаго, и вочеловечившагося, потому что иначе был бы для нас недоступен. Поелику мы не могли и видеть того и насладиться тем, что Он Сам в Себе, то соделался Он тем, что и мы, чтобы таким образом сподобились мы насладиться Им». (Слово 12, §15. С.177)4.

Почти у всех отцов и учителей Церкви цель воплощения Христа усматривается в том, «чтобы разрушить осуждение греха, освятить подобное подобным» (св. Григорий Богослов. Творения. Т.4.С.203).

«Сын Божий явился на землю для того, чтобы взять на себя грехи человечества с «оброком за них»—смертью, дабы через то была упразднена беспредельная вина людей перед Богом» 5.

Своим пришествием Сын Божий озарил блуждающий мир светом истинного боговедения; даровал утешительную истину, что все люди братья, члены единого благодатного Тела, которых Отец Небесный собирает в единую Церковь, дабы все мы духовным общением являли в себе Царствие Божие, Царствие Правды и Мира. Вот великое духовное значение светлого пришествия Сына Божия в мир земной.

Воплощением Начальника мира примиряется то, что раньше было во вражде. Если бы Господь принял плоть из другой сущности, то не могло бы примириться с Богом то, что через преступление сделалось враждебным. А так, через сообщение с Собою, Господь Кровию Своею примирил человека с Богом Отцом.

Начальник мира, Примиритель обнаружил Свое существо как посланника от Бога Отца для восстановления мира на земле с самого Своего рождения, о чем возвещали ангелы 6.

«Бог сый мира, Отец щедрот, великого совета Твоего Ангела, мир подавающа, послал еси нам»,—воспевает Церковь на Рождество Христово (ирмос 5). Воплотившийся во исполнение воли Бога Отца для восстановления падших и примирения их с Богом, иначе—для спасения (Ин.3,16-17; 4,34; 10,17,18), Сын Божий показал путь мира уже в Своем рождении от Девы Марии. Это было не в роскошном дворце, уютном доме или гостинице, а в поле, за городом, где господствует тишина, в сарае для скота. Ангельское славословие (Лк.2,14) полностью выразило характер Его миссии в мире: Он рожден не для ненависти, раздоров и войн, а для любви, единомыслия и мира. Поэтому апостол Павел писал: «Он есть мир наш» (Еф.2,14).

Мир был нарушен грехом, и восстановление мира могло быть достигнуто только освобождением людей от греха.

Грех сделал нас недостойными мира и неспособными иметь его. Недостойными потому, что вследствие греха мы оказались виновными перед Богом—Подателем мира и источником всяких благ, а неспособными иметь, принимать и усвоять подаваемый Богом мир— потому, что грех, по существу своему, есть отрицание мира и всякого благополучия или противление им.

Итак, мир человеку мог быть возвращен только освобождением от греха и как вины, и как состояния.

Если определить сущность мира, утраченного людьми вследствие греха, то этим самым можно определить и путь, каким может быть восстановлен мир для людей. В чем состоял и состоит истинный мир человека? Поскольку источник всякого блага (а мир-величайшее благо) заключается единственно в Боге, то истинный мир человека состоял и состоит в тесном общении между человеком и Богом. Несчастье человека в том, что грехом его это общение было разрушено. Чтобы восстановить его, нужно, чтобы человек опять полюбил Бога, а Бог нашел человека достойным любви Своей.

«Так как человек не мог свергнуть с себя тяжкого бремени греха и вновь полюбить и призвать Бога, Господь Сам "прииде Собою ко отшедшим Того благодати и, раздрав рукописание" грехов (Акафист Пресвятой Богородице, кондак 12), привлек человека в общение с Собою» 7.

Спасение для православного прежде всего и главным образом есть избавление от греха. Так учат о спасении святые отцы Церкви.

Главное в вопросе о мире и спасении полагается священными писателями в грехе самом по себе, даже независимо от его последствий. Грех является злом; от него жаждали избавиться люди Ветхого Завета, свободу от него проповедал Христос с апостолами своими в Новом Завете.

На нас восстает диавол, но сила Божия, ниспосланная через Иисуса Христа, запрещает ему. «Сущность же спасения в том, что Господь Иисус Христос даровал нам силу, которою побеждаем прилоги нападающего на нас диавола и пребываем свободными от своих прежних страстей» 8.

По действию лукавого все изнемогали во зле: повреждение стало настолько тяжелым и неизлечимым, что ни пророки, ни священники не в силах были совершенно уврачевать язвы и примирить человечество. Поэтому-то святой Начальник мира, видя, что все естество изнемогает во зле, по воле Отца сошел с неба, пришел благодатию и щедротами уврачевать одержимых разнообразными немощами и словом Своим исцелить все болезни, всех избавить от вражды, примирив землю с небом: «Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим.6,6).

Христос именуется, по словам св.Григория Богослова, Избавлением (1 Кор.1,30), как освобождающий нас, содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за вселенную (Слово 30).

«Выкуп, плата за освобождение от власти греха и диавола должна быть дана не диаволу, а правде Бо-жией 9, перед которою стоит вина, грех, отдавший человека во власть диаволу... Плата эта—не в страданиях самих в себе, ибо они только следствие греха, а в разрушении вины, в устранении этой преграды между Любящим и Правосудным Богом и человеком. А это могло быть достигнуто только принятием на себя греха чистейшим Человеком, притом таким, Который вместил бы в себе весь мир человеческий не в общем, а в каждой личности, ибо грех есть акт каждой личности,—личностью универсальною, какою мог быть только воплотившийся Сын Божий» |0. И этот Сын Божий, по любви к падшим, свободно сделался человеком и воспринял на себя грехи мира.

«Спасение состоит в том, что Бог "избавил нас от власти тьмы", а тьма эта была наше отчуждение от Бога и греховная жизнь. "По расположению к злым делам", мы были враждебно настроены против Бога и отчуждены этим от Него (себялюбцу всякий, кто полагает предел его хотению, представляется врагом). Ныне Бог примирил нас, чтобы представить нас святыми и непорочными, и неповинными пред Собою. Но все это, конечно, под тем непременным условием, если мы пребываем в своем призвании: "Если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали" (Кол. 1,13,21,22,23), иначе вражда наша против Бога опять воскреснет» 11.

Путь мира для людей Христос прокладывал среди греха и соблазна. Человека нужно было примирить с Богом, необходимо было дать мир его душе, освободить от власти сатаны. Эта задача непосильна для человека. Как же Христос исполнил этот искупительный подвиг, как он совершил наше примирение и спасение?

Придя на землю, чтобы спасти нас (Мф. 18,11), Господь Иисус Сам благоволил называть Свой великий подвиг, через который мы действительно спасены, служением роду человеческому: «Сын человеческий не для того пришел,—говорил Он,—чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20,28; Мк.10,45). В чем состояло это служение, показывает Его имя Мессии, или Христа, помазанника. Имя это издревле в Церкви Божией давалось только лицам, помазанным от Духа Святого: пророкам (3 Цар. 19,16), первосвященникам (Исх.ЗО), царям (1 Цар.10,1,16), оно, в преимущественном смысле, усвоено нашему Господу как помазанному от Бога «елеем радости более соучастников» Его (Евр.1,9; Пс.44,8; Лк.4,18-20; Деян. 10,38) 12 и как совместившему в одном лице Своем, в превосходнейшей степени, все три вида помазания: пророческого, первосвященнического и царского. «Он спас нас:

а)    как пророк, давши нам "свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем во истинном Сыне его Иисусе Христе" (1 Ин.5,20);

б)    как первосвященник, принесши Самого Себя в жертву за грехи мира и таким образом удовлетворив за нас Правде Божией;

в)    как царь, разрушив державу смерти и ада и приняв от Отца "всякую власть на небе и на земле" (Мф.28,18), "да... даст нам живот вечный" (Ин.17,2). Таким образом, Господь Иисус совершил наше спасение через тройственное Свое служение человеческому роду: пророческое, первосвященническое и царское» 13.

ПРИМЕЧАНИЯ


1    Григорий Богослов. Творения. Слово 45, на Святую Пасху, п.161.

2    Ириней Лионский. Творения. Кн.З, гл.18. Примерно то же см. у св. Афанасия Великого. Слово 2-е против ариан.

3    Светлов П., свящ. Значение Креста в деле Христовом. К., 1893. С. 189.

4    Цит. по: Светлов П. Указ.соч. С. 195.

5    Елевферий, митр. Об искуплении. Париж, 1937.С.112.

6    Лк. 2,14.

7    Сергий, архиеп. Православное учение о спасении. СПб, 1910.С.149.

8    Там же. С.151.

9    Первым предложил теорию выкупа от диавола Ориген (см. Светлов П. Указ. соч. С. 148-149). Эта теория, принятая многими отцами Церкви, у св.Григория Богослова нашла резкое осуждение (см.: Там же. С.201). «Подобно св.Ири-нею, Оригену, блж.Феодориту и др... (Блж.Августин, Лев I и Григорий Великий)... в крестной смерти Спасителя видят как выкуп от диавола, так и удовлетворение правде Божией в том же смысле, как это мы видели у восточных отцов» (см.: Там же. С.90-205).

10    Елевферий, митр. Цит. соч. С.24-25.

11    Сергий, архиеп. Цит. соч. С. 149.

12    Феодорит Кирский. Краткое изложение Божественных догматов. Гл.11 //Христианское чтение. 1844.1V.C.314; Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. IV, гл.6, С.29.

13    Макарий, митр. Православно-догматическое Богословие. СПб, 1883.Т.2.С.117.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru