Чувство греховности у различных народов и сознание необходимости примирения с Богом у евреев

Мечты о мире жили в сознании дохристианского человечества как воспоминание о полузабытом, потерянном сокровище изначального безгрешного существования первых людей, и только у духоносных пророков еврейского народа, хранивших веру во Единого Бога и Его обетование, эти мечты становились твердой надеждой, верой в наступление Царства Божия.



Вдохновенный пророк Исайя изобразил возрожденное человечество и преображенную природу в состоянии Вечного Мира. Между людьми не останется никакой вражды, исчезнет оружие, и никто не будет учиться воевать: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис.11,6).

Пророки рисовали идеальную жизнь человечества, в условиях свободного (но не вынужденного) мира, который является естественным следствием совершенства воль.

Искупление, которое должен был совершить воплотившийся Начальник мира (Ис.9,6),—главнейшая идея и содержание ветхозаветных законов, и пророков, и псалмов (Лк.24,44).

Подобно всем другим важнейшим идеям истинной религии, мысль о спасении, лежащая в основе мессианского учения, современна греховности мира. Идея спасения явилась как дело Божие и потом постепенно раскрывалась в ряду исторических событий, из которых многие не могут быть объяснены одною человеческою деятельностью, потому что они были даром бесконечной любви Божией, направляющей человека к восстановлению богоподобия, возвращенного нам Богочеловеком Христом. Вся совокупность Божественных действий, называемая домостроительством нашего спасения, охватывает множество фактов истории человечества, и особенно, истории еврейского народа, но преимущественное выражение идеи примирения нашего с Богом спасения через Мессию находится в непосредственном божественном откровении, в пророческих изречениях о спасении и Спасителе.

Ожиданием Искупителя и Примирителя полна вся ветхозаветная история человечества. Среди тьмы дохристианского мира ярко светил огонь богооткровен-ной религии у богоизбранного народа.

В то время как мыслители Греции или Индии спорили об иллюзорности или вечности мира, израильские пророки заговорили о моральной ценности истории и человеческой жизни, объясняя преходящие события своей эпохи в их отношении к Божественной Воле. Мудрые видели несовершенство мира, бичевали пороки общества, призывали к общественной справедливости и верили, что мир должен обновиться. Они предсказывали, что это обновление принесет Царь из дома Давидова, Мессия, Который будет наречен Еммануил (с нами Бог). Они духовными очами созерцали Деву, Вифлеем, Предтечу; им представал образ Мессии—Страдальца, Примирителя и Искупителя. И чем ближе было пришествие Христа, тем яснее ощущали еврейские пророки Его спасительную миссию. Первосвященник Захария, пророчествуя о сыне своем Иоанне, назвал его Предтечею Того, Кто придет «просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Лк.1,79).

По христианскому толкованию, учение о Мессии составляет средоточие всей мировой истории. К Мессии тянется сердце каждого благочестивого человека, сознающего ненормальность своего отношения к Божеству и желающего избавиться от этой ненормальности. Мессии—Иисусу Христу, как и всему учению о Нем, придавали такое большое значение даже не строго христианские философы и мыслители 21.

Мессианское учение предполагало ожидание спасения, основывающееся на понятиях о святости Божией и греховности людской. Эти понятия лежат в основе почти всякой религии, сколько-нибудь не чуждой истины. Следовательно, принципы мессианского учения, заключающиеся в надежде на божественное спасение, лежат в основе религии вообще. Вот почему верования большинства народов были не чужды мессианского учения. Правда, здесь обнаруживаются только проблески учения о Боге Спасителе; однако даже это дает возможность утверждать, что вся история древнего мира была приготовлением ко Христу.

Если для богоизбранного народа приближение Царства Мира было исполнением Божественных обето-ваний, данных еще первым людям, и составляло движущую силу всей ветхозаветной истории, то для язычников мечта о мире была выражением скрытой нравственной потребности. Эта мечта не тонула в жестокости, не угасала во тьме духовного оскудения.

Все лучшее в дохристианском мире, как у евреев, так и в язычестве духовно тянулось ко грядущему Спасителю, пытаясь разгадать тайну искупления. Люди стремились постичь смысл и значение бытия человеческого, постичь истину, найти путь к добру.

Великие философы древности—Сократ, Платон, Аристотель и многие другие—старались очистить человеческое мышление от лжи и приблизиться к истине, почему некоторые отцы Церкви называли этих мыслителей «христианами до Христа».

Чувство греховности побуждало человека верить в грядущее избавление, надеяться на милость Всевышнего.

«Муки души, оставленной Богом, нарушенный мир, расстройство душевных сил, помраченных грехом, лучше понимал избранный народ в лице его духовных руководителей—пророков и праведников, о чем мы можем судить особенно по псалмам»22.

Псалмы раскрывают всю глубину страдающей от греха души. Это наиболее ясно слышится в шести псалмах, читаемых Православной Церковью за утренним богослужением (Пс.3,37,62,87,102,142).

«Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне... Озлоблен бых и смирих-ся до зела: рыках от воздыхания сердца моего... Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею... И ближнии мои отдалече мене сташа, и нуж-дахуся ищущии душу мою... Врази же мои живут и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды... Не остави мене, Господи Боже Мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего». (Пс.37, ст.4,5,9,11,13,20,22,23).

«Боже, Боже Мой, к Тебе утренюю: возжада Тебе душа моя... Яко лучши милость Твоя паче живот... о имени Твоем воздежу руце мои» (Пс.62,2,4,5).

«Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду при-ближися. Привменен бых с низходящими в ров, бых яко человек без помощи, в мертвых свободь, яко язвеннии спящии во гробе... Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней... И аз к Тебе, Господи, воззвах... Векую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от мене? Нищ еемь аз... вознес же ся, смирихся и изнемогох» (Пс.87,4-7,14-16).

«Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей, и не вни-ди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый... И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое... Скажи мне, Господи, путь воньже пойду... Из-ми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох... Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею из-ведеши от печали душу мою...» (Пс.142,1,2,4,8,9,11).

«Ведь это настоящий вопль измученного человека, потерявшего душевный мир с Богом, мир с людьми. Такой смысл приведенных псалмов подчеркивается и внешним строем православного богослужения. Священник во время чтения этих псалмов выходит из алтаря, безмолвно молится, стоя пред царскими вратами, за людей, о прощении и очищении от грехов, о мире душевном, о спасении и бодрости духа. Он знаменует собою Единого Ходатая Бога и человеков Иисуса Христа (1 Тим.2,5), снявшего преграду между Богом и людьми, и очистившего человеческую совесть, и примирившего его с Богом»23.

Иного содержания псалом 102, он благодарственный: «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его... и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя» (ст. 1-3).

После шестопсалмия хор в воспоминание пришествия в мир Начальника мира и Искупителя поет: «Бог Господь и явися нам. Благословен грядый во имя Господне». Затем идет ектения с прошениями о мире: «о свышнем мире и о спасении душ наших», «о мире всего мира» и др.

ПРИМЕЧАНИЯ

21    Например, знаменитый философ Гегель и историк Ф.Мюллер считали «принцип освобождения человечества от его ненормального отношения к Божеству и примирения с Ним... мировым рычагом, на котором обращается весь мир». Иисуса Христа они называли «ключом всей истории, а всю историю—приготовлением ко Христу» (Воблан К.Г. Приготовление древнего мира к принятию христианства //Вера и разум. 1900.Т.1.С.63).

22    Миролюбов Г. П., доц. Божественный Начальник мира Христос Спаситель //Голос Православия. Берлин, 1952. №2.С.53.

23    Там же.

 

Церковные Таинства

—    Настаивая на необходимости церковного венчания, Церковь с уважением относится к гражданскому браку, хотя и считает его в духовном плане несовершенным. Церковный брак — это Таинство любви и единства в Господе. Поэтому взять благословение на совместную жизнь никогда не поздно.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Сама постановка вопроса несколько некорректна. Поневоле напрашивается встречный вопрос — а какую вообще игру можно назвать православной? Футбол нельзя порицать только на том основании, что это вид спорта. Тем более, что это явление мирового значения, спорт номер один в мире.

Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Апрель 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
111214151617
18192021222324
252627282930 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru