Ветхозаветные пророчества о Христе-Спасителе и Примирителе рода человеческого

Падшему человеку, омраченному грехом, Милосердный Господь дал знать, что еще не все потеряно, что Он любит человека и даст ему такого Потомка, Который победит искусителя и тем предоставит людям возможность беспрепятственно входить в общение с Ним—источником всякого блага, мира и любви.



Исконному человекоубийце—диаволу (Ин.8,44) Бог сказал: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3,15). Это было первое благовестив о спасении через Начальника жизни Христа. Бог не оставил человека и впоследствии. Он руководил его ко спасению через молитвы, пророчества, чудеса, жертвоприношения. Кровь невинного агнца, проливаемая у алтаря, прообразовала искупительную смерть грядущего Мессии, и принесение жертвы вносило в душу человека некоторую примиренность (Откр.13,8; Пс.39,7-9; Ис.53,7; Лев.4,1-4; Лев.16).

Ветхозаветная Церковь выражала общее и краткое первоевангелие о Христе (Быт.3,15) в одном из самых важнейших учреждений—в жертвоприношении. Не вполне определенное в своем происхождении жертвоприношение, взятое само по себе, вне всяких отношений, есть явление совершенно непонятное ни по своему характеру, ни по значению, ни по сущности. Однако связь жертвоприношения с семенем жены, со Страдальцем-искупителем, Который крестным подвигом восстанавливает мир с Богом и в жизни, делает его совершенно понятным и вполне целесообразным Ветхозаветные жертвы, по сути, были как бы зародышем учения о страждущем и умирающем Мессии, точно так же как в первоевангелии явилось начало учения о Мессии торжествующем.

Пришедший на землю Господь наш Иисус Христос говорил иудеям: «Исследуйте Писания... они свидетельствуют о Мне» (Ин.5,39). Потом, в разное время, по поводу различных обстоятельств, Он даже сделал несколько прямых указаний на то, где и что именно в Писаниях Ветхого Завета было сказано о Нем (Мф.21, 42-44; 22,41-44; и др.). По воскресении же, явившись двум ученикам Своим, Христос представил целый ряд пророчеств о Нем из Ветхого Завета, начиная с книги Моисея и заканчивая книгами последних пророков (Лк.24,27), так как о Нем было написано, по Его слову, и «в законе Моисеевом и в пророках и в псалмах» (Лк.24,44).

Ученики Христовы, просвещаемые своим Божественным Учителем и озаряемые Духом Божиим, Который отверз им ум к уразумению Писаний (Лк.24,45), указывали на многие пророчества Ветхого Завета2.

Сущность Ветхого Завета (союза Бога с человеком) состояла в том, что Бог, сотворивший нас для вечного блаженства, непосредственно после грехопадения прародителей начал приготовлять людей к принятию Спасителя обетованиями о Нем.

Райское обетование о Спасителе как семени жены, долженствующем сокрушить виновника грехопадения и восстановить мир, содержится в третьей главе книги Бытия. Святые отцы, разъясняя Писание, под змием, обрекаемым на окончательную погибель, разумеют именно диавола. Это толкование основывается на самом Слове Божием, где диавол нередко именуется «змием древним» (0ткр.20,2); и Сам Спаситель враждовавших против Него иудеев называл то детьми диавола—человекоубийцы от начала (Ин.8,44), то порождением ехидны (Мф.23,33). В соответствие этому и под семенем жены святые отцы разумеют родившегося Христа Спасителя. Апостол Павел, изъясняя смысл подобных обетований Аврааму о семени его, через которое получат благословение все народы (Быт.22,18 и др.), говорит, что семя есть Христос (Гал.З,1бЛ Не случайно и в греческом переводе, а затем и в славянском, относительное местоимение, следующее за словом «семя» (по греч. алерца)—существительным среднего рода, поставлено не в среднем, а в мужском роде: avToq—той; этим ясно указывается, что под семенем нужно разуметь не потомство вообще, а именно Потомка 3.

В свое время прародители наши поняли слова Божии как обетование о рождении от жены Того, Кто избавит человека от виновника греха и сопряженной с ним смерти; поэтому Адам назвал жену свою Ева, «ибо она стала матерью всех живущих» (Быт.3,20). В таком смысле всегда понимались эти слова и в христианской Церкви, им издавна усвоено наименование райского первоевангелия.

Восьмая и девятая главы книги Бытия содержат повторение райского обетования о Спасителе с пред-речением Его происхождения из рода Симова.

Благословение Богом Ноя и Ноем Сима с Иафетом должно было возобновить Завет Бога с человеком и уверить последнего в действительности спасения через Христа от греха и диавола. Вступающим в этот завет обещалось не только прощение грехов, но и благоденствие. Такой общий смысл завету, заключенному с Ноем, приписывает пророк Исайя (54,8-10); отсюда радуга—как знамение этого завета, согласно пророку Иезекиилю (1,28) и апостолу Иоанну Богослову (Откр.4,3)—есть символ царства Сына Божия, нисходящего с неба на землю.

Многие события в жизни патриарха Авраама (Быт., гл. 12-22) ознаменовывались Богоявлениями, во время которых Господь изрекал Свои обетования. Хотя эти обетования различны по содержанию, но в общем их можно рассматривать как повторение и более полное раскрытие данного прародителям в раю обетования о семени жены. В таком именно смысле объясняют их святые отцы, основываясь на прямом свидетельстве апостола Павла 4.

Обетования, данные Аврааму, Господь повторяет Исааку (Быт.25,21-24, гл.26) и Иакову (Быт.28,1-22; 32,24-32; 35,1-15). Виденная Иаковом лестница про-образовательно указывала на сошествие с неба Сына Божия для спасения человека. Сам Христос засвидетельствовал прообразовательное значение видения Иакова, когда сказал Нафанаилу и всем апостолам: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Бо-жиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1,51). Лестница, указывавшая на воплощение Сына Божия, по мнению святых отцов Церкви, прообразовала Деву Марию.

Глава 49-я книги Бытия передает пророчества патриарха Иакова о происхождении Христа Царя из рода Иуды. Все толковники считают особо трудным объяснение пророчества Иуде, но согласны в том, что оно относится ко Христу Спасителю. В десятом стихе, хотя его по-разному переводят с еврейского языка, очевидно указание на некого Примирителя, которого ждут все народы (согласно славянскому переводу) и которому все народы покорятся (по русскому переводу). Все толковники согласны, что таким лицом может быть назван лишь Христос Спаситель, Которого ждало все человечество, Который принес на землю мир и создал Церковь вселенскую. Примиривший всех между собою и с Богом (2 Кор.5, 18-19; Кол.2,15-18), объединивший Собою всех людей в созданной им Церкви происходил из рода Давидова и, следовательно, из колена Иудина (Мф.1,1-17; Лк.3,30). В Апокалипсисе Иоанна Богослова Иисус Христос прямо именуется львом из колена Иудина (5,5). В соответствии с этим святые отцы к Иисусу Христу относят пророчества Иакова об Иуде (Быт.49,11), усматривая в словах о сне льва, которого никто не смеет разбудить, о виноградной лозе, указания на смерть и воскресение Христа.

Слова об Агнце Пасхальном—прообразе Христа Спасителя как истинного Агнца Божия, закланного для спасения мира и вкушаемого нами в жизнь вечную в таинстве святого Причащения, находим в книге Исхода (12,1-14,21-37; 13,1-2). И святой Иоанн Предтеча, указывая на Христа народу, говорил: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин.1,29). В новозаветных Писаниях Иисус Христос неоднократно именуется Агнцем (Ин.1.36; 1 Пет. 1,19; Апок.5,6; 13,8 и др.), а пасха иудейская есть прообраз новозаветной пасхи—Христа: «Пасха наша Христос, заклан за нас» (1 Кор.5,7).

Руководствуясь толкованием Самого Господа 5, чудесное питание иудеев в пустыне манною и напоение их водою (Исх. 16,1-36; 17,1-7), апостол Павел объясняет как прообраз священной трапезы, т.е. таинства Тела и Крови Христовой под видом хлеба и вина 6.

Прообразовательное и пророческое значение имеет четвертая книга Библии—Числа. Медный змей в пустыне—прообраз Иисуса Христа, распятого на Кресте (Чис.21,4-9): «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,14-15). В одном из изречений Валаама 7, призванного Валаком, царем моавитским, проклясть Израиля и вместо проклятия произнесшего благословение, есть прямое пророчество о Спасителе: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис.24,17). Самое наименование победителя звездой приложимо более всего к Иисусу Христу, Который в Апокалипсисе (22,16) также именуется звездой.

Устами великого пророка и законодателя Моисея Бог возвещает о Христе Спасителе (Втор. 18,15-19), как о пророке, подобном Моисею. Это пророчество, услышанное евреями от Моисея, было сильнейшим побудительным средством к соблюдению ими верности Господу. «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор.18,18-19).

Сказанное приложимо к Иисусу Христу в полной мере, если припомнить слова Бога Отца, прозвучавшие при Крещении Господнем, Преображении и других событиях8. Апостол Павел, обращаясь к народу после исцеления хромого в притворе Соломоновом, приводит пророческие слова из Второзакония как прямое предсказание Моисея об Иисусе Христе (Деян.3,12-23). Относит ко Христу это пророчество и святой архидиакон Стефан (Деян.7,37).

Святые отцы видят прямое указание на Христа в обетовании, данном Богом Давиду через Нафана пророка, когда Давид вознамерился построить храм Господу: «Он построит дом имени Моему, и я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном» (2 Цар.7,13-14).

Царство обетованного здесь сына Давидова (12-й стих) называется вечным, и этому сыну Давидову ус-воя ется достоинство Сына Божия. Иисус Христос, будучи сыном (потомком) Давида по рождению плотскому9, есть истинный Сын Божий по предвечному рождению от Бога Отца10. Он действительно создал дом Божий, Который есть Церковь Бога живого (1 Тим.3,15), и Его царство—царство вечное.

Пророческой в отношении Иисуса Христа—Спасителя мира является историческая по форме и учительная по содержанию ветхозаветная книга Иова, который, согласно святоотеческому толкованию, был прообразом Христа как в страданиях своих, так и в прославлении. Поэтому исторические отделы книги Иова (гл. 1-2,38-42) по уставу Православной Церкви читаются, как паремии, в дни страстной седмицы. В книге имеется прямое пророчество об Искупителе и будущем воскресении (Иов. 19,25-27).

Духу Святому угодно было, как бы в утешение молящимся, дать пророчества о Христе и Его Церкви в псалмах—молитвенных песнях, воссылаемых к Богу. В псалмах пророка Давида с поразительной яркостью выражен образ Искупителя, предсказаны обстоятельства Его жизни, смерти и воскресения. Двадцать первый псалом, например, как бы переносит нас к подножию Голгофского Креста.

Христос предвечно рожден от Отца, царство Его будет всемирным, против Него восстанут язычники и иудеи (Пс.2). Он будет прославлен как истинный Сын Человеческий, как Победитель врага рода человеческого, а через Него прославятся все верующие в Него (Пс.8). В Его воскресении—залог всеобщего воскресения (Пс.15). «Во дни его процветает праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна» (Пс.71,7). «Будет имя его благословенно вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем все племена земные, все народы ублажат его» (Пс.71,17). О прославлении Христа, Который есть краеугольный камень и кроме Которого ни в ком ином нет спасения (Деян.4,10,11), пророчествует Давид в псалме 117 (1-29).

Всех пророческих псалмов, по учению Нового Завета и толкованию святых отцов, двадцать три Описанные в них события являются прообразами будущих событий из жизни Христа и Его Церкви.

В книге пророка Исаии содержится пророчество о Начальнике мира и совершенном Им деле спасения 12. Во второй главе говорится о всемирности Церкви Христовой, долженствующей произойти из Иерусалима и водворить истинное Боговедение, восстановить мир между всеми людьми: «Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне—из Иерусалима... и перекуют мечи свои на орала, и копья свои—на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис.2,3-4). Не сбылось еще это пророчество во всей своей полноте, но несомненность его исполнения подтверждает апостол Павел в послании к Римлянам (гл.11), возвещая нам, как тайну, спасение всех людей.

«Се Дева во чреве приимет и родит сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7,14),—предсказывает пророк рождение Спасителя, имевшее совершиться лишь через 700 лет.

С рождением Христа, проповедь Которого начнется из Галилеи, «народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис.9,2).

Войны больше не будет, и даже «всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню» (Ис.9,5). Здесь имеется в виду конец сражения 13, когда уже замолкло оружие и стали особенно четко видны убийственно-разрушительные следы войны даже на тех воинских принадлежностях, которые не служат прямо цели истребления. Указанием на уничтожение этих следов, да и самого воинского снаряжения сильнее и полнее выражается идея об уничтожении войны вообще !4.

Исаии чужда мысль о прекращении войны посредством войны. Слова пророка можно сопоставить с теми местами в Библии, где идея о прекращении брани и истреблении воинского вооружения соединяется с представлением и пророчеством о вечном мире, который приносится и утверждается на земле Царем мира и правды 15.

Грядет этот обетованный Царь—потомок Давида, восседая не на ратном коне, как гордые всадники, а на молодом осле, кроткий, праведный и спасающий (Зах.9,9). Он «возвестит мир народам» (Зах.9,10), и день Его пришествия будет днем истребления коней и колесниц, днем сокрушения бранного лука (Зах.9,10; ср: Мих.5,10).

В книге пророка Исаии содержится ясное указание на грядущего Мессию—Спасителя: «Ибо младенец родился нам—Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира, Отец будущего века; ибо приведу мир князьям, мир и здравие Его» (Ис.9,6,7).

Новорожденный Младенец, наследник трона Давидова, Еммануил—подлинный виновник великих и счастливых времен. Говоря об этом чудном Потомке, пророк отмечает Его царственное могущество, которым Он силен сокрушить ярмо притеснителя и водворить мир на земле, не прибегая к оружию 16.

Одно из имен, усвоенных Младенцу—Князь мира— означает, что Он будет подлинным насадителем мира среди людей. В отечески нежной и вечной любви Своей к людям, всюду несущий мир с Собою и сильный насадить его, Младенец в полном смысле слова есть Князь мира—как бы самый мир, живой и воплощенный, пришедший в мир людской. Миром Мессию называет и другой пророк: «И будет Он—мир» (Мих.5,4)|7.

Богоданное рождение Младенца сопровождается, по представлению пророка, водворением всеобщего мира на земле. Мир будет целью и плодом Его господства, но плодом, достигаемым борьбою с враждебными миру силами 18, хотя и водворяемым не мечем, не орудием брани, а мирными средствами—«жезлом... и духом уст Своих» (Ис.11,4). Явление Мессии действительно было дарованием человечеству мира, как возвестили об этом ангелы при рождении Спасителя (Лк.2,14), как Сам Он открывал о Себе и словом (Ин. 14,27), и делами всепрощающей своей любви (Ин.8,2-11; Лк.23,34) и как разъясняли это апостолы (Еф.2,14-18).

Новорожденный Младенец будет «Князем мира» для умножения владычества и для бесконечного мира на престоле Давида и в царстве его, для того, чтобы «утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века» (Ис.9,7).

Как Сын Давида, Отроча, в согласии с обетованием, данным Давиду, представляется пророку царем, умножающим беспредельно свое владычество и в то же время насаждающим мир, которому нет конца. Еще патриарх Иаков пророчески созерцал в Мессии Примирителя и Владыку народов 19. Ветхозаветное сознание вносит в царский ореол сияние мира как необходимое свойство истинно теократического царя— и Соломон, как «мирный человек» (1 Пар.22,9), как царь мира, принимается под особое благоволение Бо-жие, трактуется как прообраз грядущего Князя мира-Мессии 20. Сам царственный псалмопевец, прославляя Мессию, представляяет умножение Им владычества над людьми с «обилием мира» среди них (Пс.71) как два нераздельных плода Его деятельности.

Пророк Исайя претворил в своем духе все, что до него возвещено было о грядущем Искупителе человечества. Ни одному из ветхозаветных провозвестников тайны спасения не открывалась с такою ясностью Голгофа (гл.53).

Согласно пророчествам, будущий Спаситель Своим искупительным подвигом возвратит людям мир с Богом, покой страдающей душе, освободит от врагов спасения (Быт.3,15; Ис.53,4-6; Дан.9,24) и водворит среди людей мир Своими страданиями: «Наказание (причина) мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53,5)... Вместо войн, муки плена Он установит мирный созидательный труд: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и слепым прозрение, проповедывать лето Господне благоприятное» (Ис.61,1-2). «Так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами» (ст. 11).

И в пророчествах Исаии, и в книгах других пророков (Иеремии, Иезекииля, Даниила, Осии, Аввакума, Иои-ля, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии) предначертаны все подробности жизни грядущего вочеловечиться Бога—Искупителя и Примирителя.

Через Него Господь заключит с людьми завет вечный, завет мирный, завет новый, вписывая его в сердца последователей Своих (Иер.32,40; Иез.34,23-25).

Пророк Михей провидит счастливое состояние будущего человечества с пришествием Христа, когда войны прекратятся: «И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои—на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это» (Мих.4,3-4).

Точно было указано пророками время воплощения Христа—за семьдесят сед мин (490 лет), когда придет желанный мир с явлением Христа Владыки, чтобы «запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная» (Дан.9,24), чего мучительно жаждала душа падшего человека.

Предан будет смерти Христос, и город и святилище будут разрушены, утвердится завет новый и прекратится в Иерусалимском храме ветхозаветная жертва (Дан.9,26-27). Но «слава сего последнего (второго иерусалимского.—М.В.) храма будет больше, нежели прежнего... и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (Агг.2,9). Мир вечный принесет «Ангел Завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал.3,1).

Ветхозаветные писатели, утешая израильский народ обетованиями Божиими о грядущем спасении, представляли Мессию—Спасителя именно как Царя Мира, и Царство Его как Царство всеобщего мира и любви. Их пророчества о пришествии Мессии вселяли в сердца, истомленные ожиданием, надежду, что с пришествием Христа на землю «воссияет... множество мира» (Пс.71,7), так что и «немотствующие» научатся проповедовать мир (Ис.29,24).

Если собрать воедино все высказывания пророков о будущем Мессии, то получится описание жизни Христа Спасителя от Его рождения в Вифлееме Иудейском до последнего вздоха на Кресте, когда Искупитель человечества произнес: «Совершилось!» (Ин. 19,30). Совершилось то, о чем вещали ветхозаветные пророки, о чем писалось в священных, богодухновенных ветхозаветных книгах. Евангелисты всегда добавляют: «Ибо так написано чрез пророка...», «тогда сбылось речен-ное чрез пророка...», «это произошло, да сбудется ре-ченное Господом чрез пророка...» и т.д.

ПРИМЕЧАНИЯ


1    Ветхозаветные жертвы имели спасительное значение только в силу их преобразовательного отношения к будущей Жертве, которую принес Агнец Божий, «вземляй грехи мира».

2    Только в Евангелии от Матфея приводится более 90 ссылок на Ветхий Завет, у Марка их около 50, у Луки—до 80, у Иоанна—до 20.

3    Соловьев И., прот. Обетования и пророчества о Христе... М.,1913.С.4-5.

4    См.: Рим.9,6-8; Гал.3,7-9,18; 4,21-31; Рим.4,11,16; Кол.2,11-12.

5    «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что идущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес... хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя...» (Ин.6,49-51).

6    См.: 1 Кор.10,3-4.

7    Ап.Петр называет Валаама пророком (2 Пет.2,16).

8    Мф.3,17; 17,5; Ин.12,28.

9    Мф.1,1; Лк. 1,27,32; ср.:Мф.22,42.

10    Лк.1,32; Евр.1,1-5; Ин.1,1-14.

11    Псалмы 2, 8, 9, 15, 18, 21, 29, 39, 40, 44, 50, 67, 68, 71, 88, 96, 101, 109, 117, 118, 131, 129, 142.

12    Блж. Иероним называет его ветхозаветным евангелистом.

13 Об этом говорит предшествующий, 4-й стих 9-й главы Исаии.

14    Волнин Х.К. Мессия по изображению пророка Исаии. К.,1908. С.209-210.

15    См: Мих.5,5-10; Зах.9,9-10.

16    Волнин Х.К. Цит. соч. С.208-209.

17    Ср.Еф.2,14: «Ибо Он есть мир наш».

18    Ср.: Пс.2 и 109; Зах.9,10.

19    «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт.49,10).

20    2 Цар.,7 гл.; 1 Пар. 17,11 и др.

 

Комментарии  

 
0 #1 Guest 19.03.2013 13:28
:cry:
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru