Изначальный божественный мир

Он (Христос) есть мир наш. Еф.2,14 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам. Ин. 14,27 По свидетельству Священного Писания, Творец Вселенной Бог есть Бог мира. Так Его называет святой апостол Павел: «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте,—и Бог мира будет с вами» (Флп.4,9).

«Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14,33),— писал Апостол к Коринфской церкви по поводу возникших там беспорядков.

Почему же в Боге есть мир и нет в Нем неустройства? Почему Его существо связано с миром? Бог есть полнота бытия, «как некое море сущности... простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве» (св.Григорий Богослов)человеку же свойственно только временное бывание.

Полнота бытия Божия выражается в бесчисленности и неизмеримости Божественных свойств Его вечно святого существа. И хотя Катехизис перечисляет Его свойства: «Бог есть Дух вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всеблаженный»,—определить «число существенных или общих свойств Божиих невозможно»2.

Свойства Божии не противоречат друг другу, но находятся в согласии и гармоническом сочетании, обеспечивая состояние мира и блаженства в Боге.

В Боге «милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс.84,11).

Святой Григорий Богослов учил, что все свойства Божии, проявления Его существа, разные Его имена в Священном Писании не вносят никакой раздробленности и несогласия в понятие о Боге, не нарушают Божественного мира. «В Божестве,—писал Григорий Богослов,—нет несогласия, потому что нет и разъединения (так как разъединение есть следствие несогласия): но в Нем столько согласия и с самим Собою и со вторичными существами, что наряду с другими, и предпочтительно пред другими именами, какими угодно называться Богу, сие преимущественно стало Его наименованием. Он называется Миром... Любовию и другими подобными именами, внушая нам самыми наименованиями стремиться к стяжанию сих совершенств»3. Таким образом, понятие о мире неразрывно связано с христианским учением о Боге и Его существе.

О том, что Бог есть источник и средоточие мира, свидетельствует и учение о Святой Троице, Единой и Нераздельной. Отец, Сын и Святой Дух есть единый Бог потому, что Лица Святой Троицы имеют единое, нераздельное, в равной степени проявляющееся, Божественное существо. Единство Лиц Святой Троицы происходит не только от единства, Божественной природы, но и от Божественного святого согласия между Ним. Святая Троица—это три ума,три воли,три источника чувств, но действуют они как единый Божественный ум, как единая воля, и нет в них разделения.

Единение есть главный признак мира: где нет его, там нет и мира. Святая Троица—источник единения, мира и любви. «Мы чтим,—говорит св.Григорий Богослов,— любовь. Ибо, по изречению Святого Духа, "Бог наш любы есть" (1 Ин.4,8), и наименование сие благоугод-нее Богу всякого другого имени. А что главное в Законе и Пророках?—И на сие не позволяет евангелист (Мф.22,40) дать иного ответа, кроме прежнего. Почему же мы—чтители любви, так ненавиствуем и сами ненавидимы? Почему мы—чтители мира, немилосердно и непримиримо враждуем?»4.

«Все сие прекратить и остановить преимущественно может Бог, все связующий; но могут также и люди, ревнующие о добре и знающие цену единомыслия, которое ведет начало от Троицы (так как Ей и по естеству всего свойственнее единство и внутренний мир), которое усвоено ангельскими и божественными Силами, пребывающими в мире с Богом и между собою, которое простирается на всю тварь (так как ей служит украшением безмятежие), которое удобно поселяется и в нас, как по душе, когда в ней добродетели одна другую сопровождают и одна с другою сообщаются, так и по телу, когда в нем и члены и стихии имеют взаимную стройность, от чего в первом случае происходит то, что есть и именуется красота, а во втором—здравие»5.

О таком единении, мире и согласии своих последователей молился Христос пред Своими страданиями: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира... Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я ис-шел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои... Отче святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино,—да уверует мир, что Ты послал Меня... Я в них, и Ты во Мне: да будут совершены воедино» (Ин. 17,6-23).

По своей благости Бог создал человека, животных, растения, всю органическую и неорганическую природу. «Надлежало,—говорит св.Григорий Богослов,— чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно большее, (ибо сие свойство высочайшей Благости)»6.

В создании запечатлелось совершенство Творца: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1,31).

Особенно счастливой была жизнь человека. Для обитания его Бог создал рай—прекрасный сад, «как бы некоторый Дворец, живя в котором человек имел бы блаженную и счастливую жизнь» (Иоанн Дамас-кин). Память о райской жизни человека осталась у всех народов в преданиях («Золотой век»). Но наивысшее благо первого человека заключалось, главным образом, в мире и единении с Богом.

Обладая девственными, прекрасными духовными и физическими силами, разумом, чистым сердцем и доброй волей, человек был в близком общении с Богом, источником жизни и блаженства. Господь являлся человеку, просвещал и развивал его, охранял Своею благодатью.

Все в человеке было гармонично, мир был в душе и совести, мир был с Богом и природой.

Мир с природой был следствием дарования Богом высокого положения человеку как образу и подобию Его, как царю и правителю над неразумной тварью (Быт. 1,26). Сам Господь ввел Адама во владение над нею: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт.2,19-20). Наречение имен, содействуя развитию ума и языка первого человека, обозначало в то же время власть его над тварью. Животные не имели вражды к человеку, они подчинялись ему и жили в мире с ним. Не было у животных и кровожадных инстинктов, так как кровь еще не проливалась. В пищу им Бог назначил траву: «А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Быт. 1,30).

Земля, злаки, деревья, по Божию определению, давали свои плоды человеку, который возделывал Едем-ский сад по определению Бога (Быт. 1,29; 2,15,16). Болезней же человек тогда не знал.

В помощь человеку Бог создал жену (Быт.2, 21-25), также имевшую образ Божий (Быт. 1,26), и заповедал Господь: «И будут два одна плоть» (Быт.2, 23-25).

Адам и жена его сознавали, что созданы по образу Божию (Быт. 1,27; 9,6...), и ценя это, любили друг друга, как любили вообще все, так или иначе напоминавшее им о Боге. Они сознавали тождество своей природы (Быт.2,21-22), и здесь почерпали новый мотив к взаимной любви. Если бы жизнь первозданных людей не нарушилась внезапно и оставалась бы прежней, то и дальнейшие поколения людей не знали бы вражды и войн, которыми так богата история.

...Как противоречит райской жизни мира и блаженства современная жизнь: мировые войны, убийства, разрушительное оружие и т.п. Отчего это? Что лежит в основе кровавых столкновений? Что влечет людей к жестоким войнам?

Библия отвечает: всему причиной грех, несоблюдение заповедей Божиих, соблазн сатаны. Началом зла стало грехопадение первых людей в раю. До этого взаимоотношения людей исключали даже мысль о какой-либо вражде.

Сатана позавидовал первому человеку, возбудил вражду в нем против Бога, наклеветал на Бога, что Он скрывает от человека знания... ограничивает его свободу угрозою смерти (Быт.3,1-6; Прем.2,24). Будучи одним из падших ангелов, согрешивших (2 Пет.2,4), не сохранивших свое достоинство (Иуд. 1,6), не пожелавших покоряться Богу, восставших на Него по своей гордости (Сир.10,15; Ис.14,12,13) и за то низвер-женных с неба (Откр.12,9; 20,2), сатана и на земле производил то же самое возмущение, восстанавливая людей против Бога (1 Пар.21,1; Деян.5,3; 1 Пет.5,8)... Если Бог—Царь мира и порядка, то сатана—враг мира, дух смерти и расстройства.

Адам и Ева, нарушив заповедь Божию в раю, оказались под властью сатаны, зла и греха (Деян.26,18). Так были утрачены людьми мир с Богом, мир в душе и мир с природой.

Воля первого человека «отпала от воли Божией и впала в чувственные пожелания. Преслушание, грех, смерть—это звенья одной цепи, взявшийся за первое звено влечет сам к себе последнее»7. «Уклонение от закона есть падение в низший круг действования, расстройство, разрушение, смерть. Вот путь, по которому "единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть"»8.

Грех внес разделение между Богом и человеком, вызвал у него враждебность по отношению к Богу. Причину греховного поступка Адам видел в жене и косвенно даже в самом Боге, Который дал ему жену (Быт.3,10-12). Ева, не сознавая своей вины, называла главным виновником греха сатану. Итак, зло, грех, отвержение Бога, или смерть духовная, внесли разлад в душевные силы первых людей, нарушили мир с Богом и мир совести. Мир с природой также не мог сохраниться: природа не узнавала теперь своего повелителя, в котором образ Божий помрачился. Животные стали нападать на человека или избегать его как врага (Быт.3,17-19); на земле появились ядовитые растения. А вскоре пролилась и первая невинная кровь—Каин убил Авеля.

Толчком ко грехопадению первых людей был их эгоизм, и наказанием для грешников стало изгнание из рая. Внутренний мир человека нарушился. Силы, склонности, желания человека, до этих пор мирно и согласно служившие ему, теперь стали противоречить друг другу. Плоды эгоизма не замедлили сказаться уже в самом начале существования человеческого рода—влекомый завистью брат убивает брата (первая телесная смерть).

По мере умножения потомства Адама, возникновения разных племен, человек все более отдалялся от блаженного мира. Каиниты, отделившиеся от сифи-тов, враждовали с последними при всяком удобном случае 9. Те же отношения установились между племенами и после потопа: эгоизм во всех его видах—в виде ли желания захватить чужую собственность, либо желания отомстить своему обидчику и пр.—возбуждал постоянные столкновения между людьми. В общем, причиной любой войны является эгоизм.

Мира не было ни в душе падшего человека, ни в отношении его к Богу, поскольку грех отдалил человека от Бога и препятствовал общению с Ним как с источником мира. «Нет мира в костях моих от грехов моих»,—скорбел псалмопевец Давид (Пс.37,4). Мира не было и между народами. Люди стали изобретать всевозможные орудия смерти, взаимоуничтожения, начались войны.

В духовных силах человека наступил разлад, повреждение, и не было сил выйти из этого мучительного греховного состояния: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, я нахожу закон, что когда хочу делать доброе, прилежит мне злое... В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим.7,19-24).

ПРИМЕЧАНИЯ


1    Григорий Богослов. Творения. Слова 38 и 45.

2    Православное исповедание... Вопр.13,17.

3    Григорий Богослов. Творения. Слово 6.

4    Там же. Слово 23.

5    Там же.

6    Там же. Слово 38.

7    Филарет (Дроздов), митр. Творения. T.IV.C.239.

8    Там же. T.I.C.10.

9    См.: Лопухин А.П. Толковая Библия. СПб., 1904-1913.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск

Календарь

<Апрель 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
111214151617
18192021222324
252627282930 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru