Учение о спасении в посланиях святого апостола Павла

Прежде всего выясним значение самого слова «спасение», а также слова «спасать». С этой целью проведем анализ их греческих эквивалентов.

Спасение по-гречески—σωτηρία, и в классической древнегреческой литературе это слово имеет несколько значений: спасение, избавление, освобождение, излечение, сохранение, защита, счастливое возвращение куда-либо, безопасность, целость, благо, благополучие, благосостояние и т.п. «Спасать» же будет— σώζω, что означает: сохранять в целости, здоровым, невредимым, защищать, щадить, оставлять в живых, счастливо уходить, ускользать и особенно «благополучно доставлять кого-либо в дом» или «благополучно возвращаться в отечество»1. В основе обоих слов— σωτηρία и σώζω—лежит σώς2, что значит: «здоровый, целый, невредимый, нетронутый, хорошо сохранившийся», и более всего—«оставшийся в живых»3. Следовательно, главная идея, заключающаяся в словах «спасение» и «спасать»—это либо сохранение уже имеющихся, либо восстановление прежде нарушенных целостности, здоровья, жизни, блага, счастья. В тексте Священного Писания слова «спасение (σωτηρία)» и «спасать (σώζω)» употребляются именно в указанном смысле. Так, Апостолы во время бури на Генисаретском озере обращаются к Иисусу Христу с просьбой: «спаси нас (σώσου ήμας), погибаем» (Мф.8,25), сохрани нам жизнь, не дай утонуть. Женщина, страдавшая много лет кровотечением, прикасается к одежде Иисуса Христа с надеждой «быть спасенной (σωθήσεσ Οαι)» (Мф.9,21-22), иначе, получить выздоровление, исцеление тела. Бог избавляет израильский народ от тяжелого египетского рабства, делавшего его жизнь горькой (Исх. 1,14), лишенною благополучия, счастья, и для обозначения этого избавления употребляется глагол σώζω (Суд. 10,12).Σώζω также выражает мысль о предоставлении человеку счастья, блаженства. «Трудно богатому войти в Царство Небесное»,—говорит Христос, и на вопрос изумленных учеников: «Так кто же может спастись (σωθή-ναι)?»—отвечает: «Человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу» (Мф. 19,23,25; Мк. 10,27). Перед этим разговором, в беседе Христа с юношей, был затронут вопрос о вечной жизни или, говоря по-другому, о вечном блаженстве (Мф.19,16). В таком контексте значение разбираемых нами слов выходит далеко за рамки обычного житейского их употребления, охватывая область возвышеннейших духовно-нравственных понятий и отношений. Таким образом, в Священном Писании слово «спасение» означает, с одной стороны, избавление «от всякого зла вообще»4 как физического, так и нравственного, а с другой-предоставление и утверждение всякого добра, блага, и «спасать» здесь—это устранять первое и давать место второму. Более точно значение указанных слов определяется в Священном Писании соответствующими дополнениями5.

Учение апостола Павла, раскрытое в Посланиях,— это плод глубокого благодатного проникновения в тайну Божественной любви и премудрости, проявляемых в отношении к Своим творениям. В то же время это проникновение и в тайну действующего в мире беззакония, греха. Это—не надуманная теорий, преподаваемая в блеске словесных хитросплетений, а прочувствованное и пережитое собственным опытом Христово Евангелие7, делом являющее свою силу в человечестве (Рим. 1,1 б)8. О действии в мире Евангелия и пишет Апостол, раскрывая тайну спасения.

Самой общей схемой учения апостола Павла о спасении будет представление о строительстве величественного здания, которому спасение символически уподобляется. Оно так и называется в Посланиях Апостола—домостроительством, или икономией (οικονομία—Еф.1,10; 3,2-3; 3,9), что в переводе с греческого означает: 1) домашние дела; 2) управление домом, руководство; 3) распоряжение, устройстве?. Спасение, подобно всякому строению, имеет, по Апостолу, свой план, начертанный Богом от вечности (Еф.3,9), и его исполнение во времени (Гал.4,4; Еф.1,10)10. Не только Сам Бог, но и все сотворенные Им свободно-разумные существа так или иначе, сознательно или несознательно, принимают участие в исполнении плана спасения, и даже вещественная природа содействует этому. У спасения есть начало, продолжение и завершение. Ему присущи определенные законы, или нормы, развития. Все эти особенности следует учитывать, разбирая изложенное в Посланиях апостола Павла учение о спасении. Однако прежде уясним хотя бы в основных чертах картину происхождения тварного мира, его сущность, структуру, назначение (или цель существования), первоначальное и последующее состояния. Это особенно нужно потому, что учение о спасении Апостол развивает, основываясь на «бедственном положении мира в его настоящем состоянии»11. Ведь не выяснив отчетливо, что такое мир в его прежнем и настоящем и для чего дано ему бытие, нельзя правильно понять и сущность спасения, и почему именно так, а не по какому-либо иному плану Бог определил его совершить.

Мир сотворен Богом через Христа, Сына Божия (Евр. 1,2; Еф.3,9)12. «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое»,—говорит апостол Павел и при этом добавляет, что все созданное Христом для Христа же и предназначено и только в Нем имеет силу своего бытия: «Все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1,16-17; Евр.1,2)13. Из этих слов ясно, что тварный мир представляет собой две неодинаковые по своему субстанциональному содержанию и достоинству части—небесное и земное, и что относительно обеих этих частей справедливо следующее: во-первых, обе они не самобытны, не являются самодовлеющими и во всем зависят от Бога14; во-вторых, их бытие или, точнее, благобытие не имеет произвольного характера, а строго обусловлено единой целью—быть для Христа15.

Небесное—это Ангелы, существа духовные (Евр.1,14), наделенные свободой и разумом (Еф.3,10) и отличающиеся чинами, служениями (Кол. 1,16). Земное—в прямом смысле неразумная вещественная природа, различные формы существования которой Апостол объединяет наименованием «тварь» (Рим.8,19 и далее). К земному относится и человек, однако не в прямом смысле: он только одной стороной своего естества— материальной—принадлежит к вещественной природе, другой же—духом—подобен Ангелам, будучи немногим ниже их (Евр.2,7). Таким образом, человек представляет как бы третью, самостоятельную разновидность тварного мира, совмещающую в себе и небесное, и земное.

Если рассматривать все творения с точки зрения предназначения их для Христа, то первое место среди них нужно предоставить человеку. Ему Бог «предопределил быть подобным образу Сына Своего» (Рим.8,29) и его «избрал» во Христе еще «прежде создания мира», чтобы человек через Него (т.е. Христа) был свят и непорочен пред Ним в любви (Еф.1,4)16. В таком случае Ангелы занимают лишь вторую ступень в отношении ко Христу (Евр.2,5-8), хотя от второсте-пенности этой зависит благо их жизни: они содействуют созиданию образа Христа в людях (Евр.1,14; Флп.4,19) и благодаря этому сами возрастают в святости и любви пред Богом17. Вещественная природа также предназначена способствовать раскрытию в человеке святости и любви по образу Христа: созерцая природу, созданную Христом, человек познает премудрость и силу Бога (Рим. 1,20), а заботясь о ней, уподобляется Богу в свойствах, делаясь причастным славе Божией и распространяя эту славу и на самую природу (Рим.8,18,21). Такова цель тварного бытия относительно Христа. Все в этом бытии направлено к получению жизни и славы от Бога через Христа. При этом творения Божии взаимосвязаны и друг другом обусловлены: высшие служат достижению цели низшими, а служением своим сами приближаются к цели.

Было ли таким взаимоотношение и состояние трех миров—ангельского, человеческого и вещественного, когда они, образно говоря, только что вышли из рук Сына Божия? В Посланиях апостола Павла на это прямо не указано. Но если обратиться к книге Бытия, свидетельствующей, что все сотворенное Богом в первоначальном своем состоянии было «хорошо весьма» (Быт. 1,31), и учесть при этом намеченную цель мироздания, то, вероятно все они именно в таком отношении и находились: мир ангельский, человеческий и вещественный были «в совершенной явной гармонии и образовывали одно Царство Божие»18, в котором человеку принадлежала исключительно важная роль.

Однако теперь это соотношение нарушено. Между тремя мирами нет уже такой гармонии, и состояние огромной части тварного бытия далеко от того, которому приличествует наименование «хорошего». В чем же причина столь бедственного состояния мира? По апостолу Павлу, она—в грехопадении человека, т.е. в самообольстительном отступлении от Бога, от законов Его жизни, святости и любви. Человек, обладая свободной волей и самодеятельной природой, или естеством, как величайшими дарами жизни19, вместо того, чтобы смысл и цель своей жизни полагать в Боге, а силу и совершенство черпать в святости и любви к Богу во Христе, вообразил себе иной путь—вне Бога и без Него, и высшее для себя благо положил в исполнении своих похотей, не утвержденных в добре желаний, ложно принимая произвол за проявление истинной свободы20. При этом человек, согласно Апостолу, не сам по себе встал на путь греха. Еще прежде него греху предались существа ангельского мира, первым из которых явился сатана или дьявол, названный в Библии «змием» (2 Кор.11,3; Откр.12, 9; Быт.3,1). Сатана, обольстив человека, склонил его стать на путь богоотступничества (2 Кор. 11,3; Быт.3,4-5). Грех, таким образом, не есть изобретение самого человека, но человек, тем не менее, виновен во грехе, потому что сам, свободно и сознательно, хотя и не представляя последствий, прельстившись, избрал грех, образ которого ему явился в лице дьявола21.

С грехом человека все в тварном мире «пошло в разлад»22. Разлад охватил, прежде всего, естество самого человека и наполнил его жизнь страданиями. Человек помрачен в разуме (Еф.4,18) или, как говорит еще Апостол, ум человека повредился, сделался суетным (2 Кор.11,3; Еф.4,17; 1 Тим.6,5); в сердце место любви заступило себялюбие, в котором корень всякого зла (Рим. 1,29-31; 2 Тим.3,2-4); воля оказалась порабощенной греховным страстям (Рим.7,5,14); низшая часть человеческого естества—плоть—возобладала над духом, и вся жизнь человека стала плотской, суетной (Еф.2,3; Рим.8,5; 1 Петр.1,18)23. Человек подпал тлению и смерти—прямым следствиям греха (Еф.4,22; Рим.6,21), которые охватили все последующие поколения (Рим.5, 12). Над человечеством распространилось и утвердилось влияние дьявола (Еф.2,2).

Вещественная природа, непосредственно связанная с человеком в своем бытии, также разделила эту участь. Человек «увлек» ее «в ниспадение»34. «Вся тварь», по словам Апостола, «совокупно стенает и мучится доныне», покорившись невольно суете и рабству тления (Рим.8,20-22)25.

Ангельский мир, сохранивший верность Богу, отдалился от человека, не разделяя его самости, оторванности от жизни Божией. Лишившись вследствие этого возможности положительно воздействовать на человека, особенно на духовную сторону его сущности, ангельский мир оказался стесненным и как бы замкнутым «в своей одной области»26. Таким образом, грехопадение человека вызвало всеобщую катастроф27 в мировом здании тварного бытия.

Итак, объектом спасения в широком смысле, как видим, является весь тварный мир, и спасти его—значит привести из состояния разобщенности в состояние единства, взаимосвязанности, целостности, полноты возможного восприятия Божественной жизни28. В более узком понимании, спасению подлежит человек. От этого зависит возвращение всего в тварном бытии к единству и норме жизни по назначению. На спасение человека апостол Павел и обращает в своих Посланиях преимущественное внимание, выражая идею спасения в различных образах и сравнениях. Спасти человека— значит обратить его к Богу, представив святым, непорочным и неповинным пред Ним (Кол. 1,22); воссоздать в нем образ Божий (Кол.3,10); вывести из царства греховной тьмы и ночи и ввести в царство Божественного света и дня (Еф.5,8; Кол.1,13; 1 Фес.5,4-5); избавить от духовной мертвости (Еф.2,5); явить в нем сына Божия по благодати (Рим.8,14-17). В более конкретном понимании, по Апостолу, спасти человека—значит избавить его от следствий греха, т.е. от греховного рабства (Рим.7,22-24), осуждения закона (Гал.3,10), власти дьявола (Евр.2,14), смерти (Рим.8,11), страшного будущего наказания (Евр. 10,27; 2 Фес. 1,9) и предоставить ему «общение будущего блаженства» (2 Фес.1,5,7)29.

Каким же образом Бог определил спасти человека, а вместе с тем и весь мир? Коротко и обобщенно апостол Павел отвечает: возглавлением всего существующего во Христе. Бог положил «в устроение полноты времен... все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф.1,10). И Его «поставил... главою Церкви (собрания спасаемых—М.В.), которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1,22-23). «В Нем мы и сделались наследниками» (Еф.1,11) «спасения вечного» (Евр.5,9), «бывши предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей» (Еф.1,11)30. В этом, собственно, и состоит план домостроительства спасения, начертанный Богом от века (Еф.3,9), и для осуществления этого плана во времени Бог послал в мир Христа—Единородного Сына Своего и излил через Него на людей Святого Духа. Тот, через Которого Бог сотворил мир, по определению предвечного совета Божия и спасает его, потому что Он есть «образ Бога невидимого» (2 Кор.4,4; Кол. 1,15), приводящий в действие всякое хотение Отца (Еф.З, 9,11; Евр.1,2)31.

Согласно апостолу Павлу, домостроительство спасения есть откровение для всех свободно-разумных творений безмерного величия и богатства Божественной любви, премудрости, силы и правды (Еф.З,10-11)32. Ниспосланием в мир Своего Единородного Сына для спасения человека Бог, по Апостолу, показывает нам Свою любовь (Еф.2,4; Рим.5,8). Христос, явившись в мир по воле Отца, «сделался для нас премудростью» и силой от Бога (1 Кор.1, 24,30). С Ним явилась Божественная правда «во всех и на всех верующих» (Рим.3,21-22). С излиянием Духа—излилась в сердца наши Божественная любовь (Рим.5,5), и мы исполнились крепости и могущества (Кол. 1,1 1,29)33. Таким образом, грех человека, по Апостолу, послужил к изобилию благодати (Рим.5,20-21).

В спасении человека Бог являет во Христе Свою «превосходящую разумения любовь» (Еф.3,19). Спасение—дар и дело благодати (χάρις) (Еф.2,5,7-8; Рим.3,24; 1 Кор.15,10), т.е. любви, благоволения, влечения, расположения Бога к человеку54. Это обусловливается самой сущностью Божией и сущностью человеческого грехопадения. Бог по Своей природе есть любовь (1 Ин.4,8,16)35, и всякое Его действие может быть только действием любви. Сущность же греха человека—в нарушении любви к Богу, в отказе Ему в этой любви36. В грехопадении человек свободно и сознательно зачеркнул сам смысл, красоту и сладость жизни, которые заключаются именно в общении любви с Богом, как в нравственном, так и в существен-но-природном отношении. Очевидно, что спасение человека есть прежде всего Божественное действие возвращения его к любви, всестороннее и полное разрушение его предвзятости к Богу, поставление на путь живого к Нему отношения, иными словами, спасение—зажжение в человеке любовью Божией угасшего огня любви к Богу так, чтобы человек всегда и во всем сознательно и свободно только к Нему одному устремлялся (Рим.8,35,39; Флп.1,21). В этом, собственно, и все спасение человека. Остальные блага спасения: освобождение от следствий греха, вечность блаженства и прочее, по воле всемилостивого Бога, на умедлят прийти сами собой. Любовь—самое большое из этих благ, дверь к ним и их вместилище (1 Кор. 13,8,13)".

Действие спасения, понимаемого как привлечение человека Божественной любовью к ответной пламенной любви к Богу, необходимо должно проявиться в Божественной премудрости. У человека, по Апостолу, вследствие греха появилось враждебное отношение к Богу (Рим.5,10; Кол. 1,21), сознание и чувства сделались «глухими и слепыми», невосприимчивыми к Божественной благодати (Рим.10,21; 11,8; Ин.12,38-40). В то же время, Бог, как существо любящее, не может допустить насилия для привлечения к Себе Своих свободно-разумных созданий, тем более, что это противоречит самой цели спасения—любви на основах свободы (Гал.5,13)38. Величайшая Божественная премудрость основывается на всеобъемлющем ведении, т.е. совершенном знании Богом Самого Себя и всех Своих творений, их природы, жизни и закономерностей развития. Премудрость Божия выражается в тех непостижимых действиях и путях (Рим. 11,33-34), которыми Бог, не нарушая принципов свободы человека, приводит его к сознанию необходимости и жизненной важности любви к Себе, Его Творцу и Источнику жизни, и укрепляет силу этой любви в его чувствах и воле (Флп.1,9; Еф.3,18-19; 4,14-15). Проявляясь внешне весьма многоразлично (Еф.3,10), домостроительствен-ная премудрость Божия по существу всегда одна и та же: в ней Бог дивно сочетает Свою благодать с проявлениями воли человека и остальных свободно-разум-ных (по своей природе) существ, в том числе сатаны и его ангелов.

Премудрая любовь Божия воспринимается человеком как Божественная сила, плодом воздействия которой является Божественная правда. Поскольку человек расслаблен грехом, он не в состоянии сам преодолеть его если не получит помощи Божией в виде исходящей от Него силы. Однако эти сила и правда воспринимаются человеком по-разному, в зависимости от его духовно-нравственного состояния и отношения к Богу. Если человек нечестив пред Богом и не расположен к Нему, то спасительная сила Божия ощущается им как нечто чуждое и ужасающее. Дух и душа человека остаются закрытыми для этой силы, ей нет места в произволении личности. Поэтому сила Божия, соприкасаясь с человеком только внешне, как правило, ожесточает его (Рим.9,17-18; Еф.4,17-18; Евр.3,12-16). Если же человек расположен и устремлен к Богу, то по мере духовного возрастания начинает воспринимать силу Божию как преизобильную любовь. Для нее открыт доступ в самое сердце человека, и она изливается туда Духом Святым (Рим.5,5). То же следует сказать и о правде Божией. Если человек откликается на зов Божественной любви и открывает в своем сердце доступ ее силе, воспламеняясь через это сам любовью, то любовь Божия преображает, освящает, обновляет человека, изгоняет из него всякий грех и делает правым пред Богом (1 Кор.6,11; Еф.2,4-5; Тит.3,4-7). Для такого правда Божия есть богодарованная праведность, Божественное оправдание (Рим.3,21-24), основа блаженной жизни и бессмертия. Если же человек отвращается от голоса Божественной любви и не дает ей места в своем сердце, то и правду Божию он воспринимает как правосудие (Рим.1, 32; 2,2-3). Отвергая любовь Божию, человек остается в своем грехе и, переживая в себе все его разлагающее, тлетворное действие (Рим.2,9), считает это гневом Божиим (Рим.2,4-6)39.

Итак, спасение человека и мира, устраиваемое Богом через Христа, как домостроительство, по своему внутреннему содержанию является откровением в твар-ном мире преизбытка Божественной любви. Она воспринимается свободно-разумными творениями, в частности человеком, как Божественная сила, под воздействием которой в тварном бытии воцаряется Божественная правда.

Внешние же, видимые формы домостроительства спасения слагаются под влиянием двух факторов: Божественного (активного, привлекающего ко спасению) и человеческого (пассивного, привлекаемого).

Божественный фактор в историческом осуществлении домостроительства спасения—это, по апостолу Павлу, пришествие в мир Христа и излияние через Него Святого Духа на человеков (1 Тим.3,16; Тит.3,4-6)40. В этих двух величайших событиях человеческой истории наиболее ярко и полно выразились любовь Божия, премудрость, сила и правда. Бог «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим.8,32), чтобы мы, «оправдавшись Его благодатью по упованию, соделались наследниками вечной жизни» (Тит.3,7). И Духа Своего Он «излил на нас обильно через» Него, чтобы «избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит.З, 5-6; 2,14; Евр.9,14). Однако не только пришествие в мир Христа и излияние Святого Духа, но и вообще вся история человечества, с самого момента его грехопадения, служит, по учению Апостола, выражением той же Божественной любви в ее премудром, спасающем воздействии на грешный мир-любви, являющейся в силе и правде и свято сохраняющей принцип свободы Своих творений".

Апостол Павел рассматривает человеческий род как «неразрывный и единый», зараженный грехом «организм»42 (Рим.5,12), которому свойственны различные ступени духовно-нравственного развития (Гал.4,3-4)43. Любовь Божия врачует этот организм, очищает, избавляет его от греха. Апостол отмечает, что ради спасения людей премудростью Божией вся человеческая история была разделена на два периода, неодинаковых как по длительности, так и по важности событий с точки зрения полноты проявления Божественной благодати. Иными словами, Бог, определивший от вечности для всех людей один и тот же источник и одно основание спасения—Господа Иисуса Христа (1 Фес.5,9; 1 Тим.2,5-6), не сразу явил Его Спасителем миру, а по истечении продолжительного времени, «к концу веков», как говорит Апостол (Евр.9,26). Таким образом, явление в мир Христа разделило человеческую историю на две части—период до пришествия Христова и после него. В каждый из этих периодов Бог устанавливал с человечеством особый союз, или Завет: до Христова пришествия—Ветхий, с Его пришествием—Новый (Евр.8,13;9,15). Ветхий Завет предусматривал внешнее Божие руководство, строгие узаконения и суровое воспитание. Бог заключил тогда завет не со всем человечеством, а только с одной, небольшой его частью—еврейским народом, или иудеями (Евр.8,9; Еф.2,11-13). Новый Завет означал внутреннее Божественное водительство (Рим.8,14-15; Гал.5,18; Евр.8,10-11), завет веры и благодати (Гал.3,2; 5,6; Евр.8,12). Его Бог заключил со всеми, т.е. не только с иудеями, но и с язычниками, призвав тех и других к единой жизни во Христе и собрав в едином теле Христовой Церкви (Еф. 1,22-23; Кол.2,19; 1 Кор. 12,13).

Апостол Павел учит, что период Ветхого Завета— это время, когда спасение полагалось в предохранении и сохранении человечества от большего зла, в сокрушении и посрамлении в людях греховного самоутверждения (Рим.3,20,27). При этом формировалась идейная, духовно-нравственная основа для принятия полного спасения в его действительном смысле, спасения посредством Христа (Гал.3,24)44. К этой цели Господь вел иудеев и язычников различными путями. Иудеев, с их собственного согласия, Бог оградил постановлениями Моисеева закона, устами пророков руководил и наставлял в истине спасения, указывал путь к земному благополучию и небесным благам (Рим. 10,21). Язычникам же, в силу их греховной человеческой богообособ-ленности, Господь предоставил полную самостоятельность в выборе и определении пути и образа жизни, оставив над ними в качестве ограничений только рамки закона естественного. Истину и добро они могли познавать, прислушиваясь к голосу собственной совести (Рим.2,14-15), воспринимая явления окружающей природы (Рим.1,19-20). Однако ни иудеям, ни язычникам Бог до времени Христова пришествия промысли-тельно не оказывал благодатной помощи, не посылал им внутренне возрождающей человека силы Святого Духа. Сами же они не смогли достичь спасения, к которому призывал их закон Моисеев и влекло его собственное естество. Человеческая мудрость и усилия оказались ничтожными (1 Кор. 1,25). Иудеи подменили правду Божию своей мнимой, надуманной праведностью (Рим.10,3); язычники осуетились в своих помыслах (Рим.1,21-23; Еф.4, 17-18) и погрязли в постыдных делах (Рим.1,29-31; Еф.4, 19); и все, по суду Божию, оказались повинными смерти. Об этом свидетельствовали иудеям Моисеев закон и пророческие Писания (Рим.3,9-19), а язычникам—и совесть (Рим. 1,32). Таким образом, еще прежде пришествия в мир Христа человечество получило должное обличение своего греховного заблуждения, в течение многих веков на опыте постоянно убеждалось в бессмысленности попыток построить свою жизнь собственными силами, без Бога и вне Его, самостоятельно достичь полноты жизни и благополучия. Люди ощутили потребность от всего сердца обратиться к Богу, предать себя и всю свою жизнь руководству и устроению Его благодати. Человечество духовно-нравственно созрело принять Христа, и тогда Бог явил миру во Христе все богатство и силу Своей спасающей любви, установив в Нем совместно и для иудеев, и для язычников Новый Завет45.

Новый Завет—это время спасения в его истинном понимании, спасения как активного созидания в человечестве силою Святого Духа деятельной любви к Богу и ближним (2 Тим. 1,7), как действительного освобождения человечества от рабства греху (Евр. 1,3; Рим.8,2), власти сатаны, тления и смерти (Евр.2,14-15), это время воссоздания, обновления и воссоединения людей во Христе с Богом (Еф.2,1-10, 14-16; 2 Кор.5,17). Однако ошибочно было бы распространять значение Нового Завета в этом смысле на всех людей без исключения. Хотя Бог с пришествием Христа и установил Новый Завет со всем человечеством, но реальными его участниками, пользующимися дарами новозаветной благодати, являются только те, которые приняли Христа и его учение с «нелицемерной верой». Остальная же часть человечества лишь потенциально причастна Новому Завету. За свое неверие она остается вне Христа, вне благодати (Гал.5,4-6), будучи по-прежнему привержена принципам ветхозаветным. В таком состоянии, по Апостолу, находятся, например, не уверовавшие во Христа иудеи (Рим.9,30-33). В таком состоянии находятся вообще все люди, не принимающие проповеди о Христе. Пока они коснеют в своем неверии, для них закрыт или, точнее, они сами для себя закрывают доступ к новозаветной благодати спасения (Рим.11,23). Апостол Павел указывает неверующим на многочисленные проявления Божественной премудрости. Это, прежде всего, факты проповеди Бога о Христе, а также допущение Божие быть на земле в определенное время антихристу—человеку-беззаконнику, действующему силой сатаны, ложными знамениями и чудесами неправедно обольщающему и вводящему в заблуждение погибающих (2 Фес.2,3,9-11).

В Ветхом Завете Бог непосредственно возвещал и свидетельствовал о Христе только иудеям, потому что они вступили с Ним в Завет. Им, говорит Апостол, принадлежали «усыновление и слава, и заветы и законоположение, и богослужение и обетования ... и от них Христос по плоти» (Рим.9,4-5). Язычники же до времени оставались в стороне, были «отчужденны от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» (Еф.2,12). И когда пришел в мир Христос Спаситель, то с проповедью о Нем Бог обратился также прежде к иудеям, как к Своему народу. Но большинство из них, ослепленные идеями национализма и мнимой праведностью, отвергли проповедь (1 Фес.2,15-16). Тогда Бог оставил их и обратился к язычникам (Деян. 13,46; 18,6), являя им за их веру великие дары благодати. Этим, по Апостолу, премудрость Божия предполагала возбудить, с помощью язычников, в иудеях ревность об истинном спасении (Рим.10,19; 11,11). Таким образом, в Новом Завете Бог «заключил в непослушание» иудеев, как прежде, в Ветхом Завете, язычников, чтобы всех—и иудеев, и язычников помиловать: и язычникам премудро доставить спасение через иудеев, и иудеев привести ко спасению через язычников (Рим.11,11,30-31). «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!—восклицает Апостол.—Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки» (Рим.1 1,33-36)46.

Что касается антихриста, то его царствование на земле будет периодом открытого и наисильнейшего проявления в человеческом роде богоотступничества, временем греха и зла в их наиболее обнаженной и отвратительной форме. Антихрист «сядет в храме Божи-ем», противясь и превозносясь «выше всего, называемого Богом, или святынею» (2 Фес.2,4). К нему присоединятся все те, которые «не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес.2,10). Грех и зло, таким образом, в определенный момент человеческой истории получат возможность проявить себя свободно, без всяких сдерживающих преград (2 Фес.2,7), что будет очередным и самым сильным их обличением в глазах человечества. Внутренне все это будет восприниматься людьми как неимоверная тяжесть (1 Тим.4,1; 2 Тим.3,1-5), внешне—как несродное, чуждое нормальному строю жизни явление, обреченное Богом на полное уничтожение. Тогда же Бог навсегда положит конец проявлениям греха и зла в мире, и последует завершение исторического домостроительства спасения. Антихриста Господь Иисус Христос «убьет духом уст Своих, и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес.2,8). «Все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду», будут осуждены вместе с антихристом (2 Фес.2,12). Тогда для спасаемых явится сила любви Божией, которая хотя и не вменяет человечеству личных обид (1 Кор. 13,7)47, но не может безразлично смотреть на страдания Своих творений, причиняемые насилием. Тогда совершится отделение добрых от злых и полное отторжение злых (2 Фес. 1,6-9). Для упорствующих во грехе это будет день «откровения праведного суда» Божия (Рим.2,5), для обратившихся на путь спасения и правды—день избавления и отрады (2 Фес. 1,10; Рим.2,7). Каждый получит тогда окончательно в удел то, что сам свободно избрал и в чем утвердился в течение своей земной жизни48.

Вернемся ко Христу, как виновнику и краеугольному камню нашего спасения (Евр.5,9; Еф.2,20; 1 Кор. 10,4), и ко Святому Духу, как существу спасающей благодати и самой благодати спасения49. О Христе, так или иначе, апостол Павел пишет во всех своих Посланиях, освещая каждый раз с различных сторон суть Его действий во имя спасения человечества. Обобщив учение Апостола о Христе, можно выделить следующие основные моменты.

Христос—Единородный Сын Божий (Гал.4.4) и истинный, «сущий над всем Бог» (Рим.9,5)—ради спасения человека воплотился, родившись от жены (Гал.4,4) и став во всем, кроме греха (2 Кор.5,21), подобным нам (Флп.2,6-7; Евр.2,14)50.

Спаситель добровольно принял смерть от рук человеческих через распятие на кресте (1 Кор.1,23)51, был погребен, воскрес в третий день, по Писанию (1 Кор. 15,4; 2 Кор. 13,4), «вознесся во славе» на небо и «воссел одесную престола» Божественного «величия» (1 Тим.3,16; Евр.8,1), возвестив людям истину о Боге и о спасении во всей необходимой полноте словом, делом, жизнью и Самой Своей Личностью52 (Евр.1,1-2; 2,3).

Земная жизнь Христа есть искупительный подвиг, понесенный для спасения падшего человечества (Евр.5,7-9; Флп.2,6-8), жертва бесконечной цены и достоинства (Еф.5,2; Евр.7,27; 10,11-12).Как выражение и осуществление во времени домостроительной воли Отца (Евр. 10,7), искупительный подвиг Христа, с одной стороны,—сильнейшее видимое доказательство любви Бога к человеку (Рим.5,6-8), с другой—образец идеального отношения человека к Богу (Флп.2,5; Евр.12,1-2)53.

Суть искупительного Христова подвига, его средоточие и глубина—крест, как добровольное распинание себя для греховного мира, вплоть до полной смерти, с тем чтобы жить только для Бога, для праведности (Рим.6,10)54.

Христос первый прошел путь человеческого спасения (Евр.2,10; 5,8-10) и получил от Бога вечную славу как Человек (Еф.1,20-21)55. «Он—начаток» спасения нашего (Кол. 1,18). В Нем и чрез Него все падшее человечество, как от нового Адама (1 Кор.15,22,45,47), получает новую жизнь, чуждую греха, исполненную любви и святости, и восходит к Богу, восстанавливаясь в своем первоначальном чине.

Совершение Христом искупительного подвига нельзя, по Апостолу, мыслить без участия Святого Духа. Христос, «Духом Святым принес Себя непорочного Богу» (Евр.9,14). Говоря же о распространении Христова искупления среди верующих, Апостол указывает в первую очередь на действие Духа Святого, Который «все проницает», открывая людям тайны о Боге (1 Кор.2,10). Успех христианской проповеди непосредственно связан с проявлением силы Святого Духа (Рим.15,18-19), и сама проповедь есть, собственно, выражение этой силы (1 Кор.2,4-5). Духом Святым мы «крестились», «напоены» (1 Кор. 12,13), «запечатлены в день искупления» (Еф. 1,13;4,30). «Именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего... омылись, ...освятились, ...оправдались» (1 Кор.6,11 ). «Дух подкрепляет нас в немощах наших ...Сам... ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8,26), руководит на пути спасения (Рим.8,14). Духовное совершенствование человека невозможно без содействия Святого Духа. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор.3,17-18). Духом Святым, наконец, совершится будущее воскресение человеческих тел, подобно тому, как воскрес Христос (Рим.8,11). Поэтому, если о Христе следует сказать, что Он—источник, основание и цель нашего спасения, то о Духе Святом—что Он его совершитель. Бездействия Святого Духа невозможно спасение56.

Все, что сделал Христос и совершает Дух Святой,— это Божественная сторона в домостроительстве спасения. Ее иначе можно назвать объективной. Субъективная же сторона здесь—человеческая. Раскрывая это понятие, следует выяснить, что и как должен, по Божию определению, исполнить человек, дабы спасение, подаваемое Богом, сделать своим достоянием. При этом конечная цель всех человеческих действий и стремлений во имя спасения всегда одна—силою Святого Духа нравственно и существенно соединиться со Христом, стать живым отображением Его (Гал.4,19), Который есть «образ Бога невидимого» (2 Кор.4,4; Кол. 1,15).

Первое действие человека—это вера, вера в спасение Божие, во Христа как Господа, Спасителя и Духа Святого, совершающего наше освящение. Другим действием человека во спасение, по учению Апостола, является жизнь, построенная на принципах подражания Христу (Флп.1,27; Гал.2,20; 1 Фес.5,10)57. Средоточие такой жизни составляет христианская любовь ко всем людям. «Как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу», так и мы должны «жить в любви» и «любовью служить друг другу» (Еф.5,2; Гал.5,13). Ибо «во Христе Иисусе» имеет силу «вера, действующая любовью» (Гал.5,6). Однако христоподражательная жизнь не должна мыслиться в отрыве от веры или пониматься как ее дополнение. Это та же самая вера, только в ее деятельном проявлении, вера в ее спасительном действии. По выражению Апостола, «человек оправдывается» или, иначе, спасается «только верою» (Гал.2,16). Вера и жизнь в подражание Христу—это два последовательных шага на пути человека ко спасению. Верою человек приходит к Богу (Евр.11,6) и «через наставление в вере» принимает в себя благодать (Гал.3,2), или любовь Божию (Рим.5,5). Далее, подражая силой этой благодати, или любви, Христу при посредстве той же веры он все более и более единится с Ним, делаясь одним духом и телом с Господом (1 Кор.6,17; 12,27). Такое единение человека со Христом апостол Павел именует крещением (βάπτισμα—собственно, погружение, окунание; см. Рим.6,4 и др.) во Христа или сораспинанием себя Христу (Гал.5,24; Рим.6,6)58.

Для этого не нужно ни особых естественных дарований, ни большого напряжения, ни специального умения (1 Кор. 1,26). Вера доступна людям всех возрастов, сословий, любого образования, в силу врожденной предрасположенности к ней человека. Требуется только душевная простота в восприятии Божественной любви и возвещаемых истин. Люди омрачилось в своем сердце и далеки от того, чтобы воспринимать все, предлагаемое от Бога, в форме истинной премудрости (1 Кор.1, 18-21). В то же время человечество расслаблено грехом и не в состоянии проявить в отношении к Богу чего-либо большего, чем вера—это самое легкое дело (1 Кор.1, 25). И, наконец, вера, как состояние простоты, доверчивости, преданности, противостоит человеческой самости, корень которой—в гордости и высокомерии, и тем открывает путь любви (1 Кор. 1,27-29).

Обретя с верою способность и силу любить по подобию Христа, человек должен возрасти и утвердиться в этом состоянии (Еф.3,16-18; 2 Фес.1,3). Лучшее для этого средство—упражнение в любви к ближним, которая проявляется в отдаче себя на служение их спасению и которую вместе с верой требует от человека Бог (Рим. 13,9; Гал.5,14). Таким образом совершается и упражнение в любви к Богу, происходит ее первая и надежная проба, потому что ближние—создания Бо-жии, наделенные образом и подобием Божиим, и ради них, по воле Бога, умер Христос. Служа любовью ближним, человек, собственно, служит в них Христу и спасению человечества, следовательно, постепенно возрастает и крепнет в любви к Богу, т.е спасается.

Завершением всего домостроительства спасения явится, по учению Апостола, великое торжество Божественной правды во всем сотворенном бытии. Это будет «время созревшего Царства Христова»59, когда все небесное, земное и преисподнее, покорившись, преклонится пред Христом и исповедает Его Божественную славу (Флп.2,10-11), а Сам Христос «предаст Царство Богу и Отцу» (1 Кор. 15,24), покорившему Ему все (1 Кор. 15,28). Бедственное положение и состояние мира, сказывающееся «в стонах природы, вздохах верующего и, наконец, в воздыханиях Святого Духа»60, прекратится. Все тленное облечется в нетление (1 Кор. 15,53). Смерть истребится, как «последний враг» (1 Кор. 15,26), будучи поглощена победою всеобщего воскресения (1 Кор.15,54,52). Мир в его небесном, человеческом и земном составе объединится с Богом в новой жизни, как бы заново сотворенный. И «будет Бог все во всем» (1 Кор.15,28).

ПРИМЕЧАНИЯ


1    Греческо-русский словарь. Изд. Киев. отд. О-ва классической филологии и педагогики. Киев, 1901; Греческо-русский словарь /Сост. А.Д.Вейсман. СПб.,1894; Древнегреческо-русский словарь /Сост. Дворецкий. Под ред. Соболевского. М.,1958.Т.2.

2    Мыищын В.Н. Учение св.ап.Павла о законе дел и законе веры. Сергиев Посад, 1894.С.93, прим.

3    Греческо-русский словарь. Киев,1901.

4    Полянский П. Первое Послание св.ап.Павла к Тимофею. Сергиев Посад, 1897.С.272.

5    Там же.

6    Еп .Феофан. Толкование Послания св.ап. Павла к Ефесянам. М.,1893,С.145.

7    По словам еп.Феофана, апостол Павел говорит о спасении, как «о том, чем всегда полна была душа его». (Толкование 1-8 глав Послания ап.Павла к Римлянам. М.,1890. С.18).

8    Εп.Феофан. Толк. Поел, к Еф. С.145.

9    Древнегреческо-русский словарь /Сост. Дворецкий. Т.2. В славянском тексте οικονομία переведено словом «смотрение».

10    Еп. Феофан. Толк. Поел, к Еф. С.74.

11    Розанов Η. Обозрение Посланий свв.Апостолов. Послания св.ап.Павла к Римлянам, Коринфянам и Галатам. М., 1886.С.71.

12    Св.Григорий Богослов: «Христос называется Помазанником—по Божеству...», III, 80 (Слово о богословии IV) (см.: Светлов П. Значение Креста в деле Христовом. Киев,1893.С.188).

13    В Послании к Ефесянам (1,4) ап.Павел описывает происхождение мира словом καταβολή , переведенным в русском тексте как «создание», а в славянском—«сложение». Кроме того, καταβολή—значит «бросание вниз». Тогда мысль Апостола о происхождении мира представляется таким образом: «От беспредельно великого Бога брошен этот мир в пространство и время на бесконечное от Него расстояние» (Еп. Феофан. Толк. Поел, к Еф. С.54).

14    По мысли св.Григория Нисского, «все в Божестве и Оно во всем»,—иначе не было бы ничего, потому что бытие принадлежит в точном смысле только одному Богу» (см.: Светлов П. Цит.соч.С. 152).

15    И, следовательно, для Бога, так как «Христос—Божий» (1 Кор.3,23).

16    Человек по самой идее своей, как совмещающий в себе все силы и стихии миров, является средоточием, центром «всей области тварного бытия—и Ангелов и мира вещественного». (Ей.Феофан. Толк. Поел, к Еф. С.77).

17    Бог через Христа открывается Ангелам (1 Тим.3,16; Еф.3,10-11).

18    Еп.Феофан. Толк. Поел, к Еф. С.77.

19    Еп.Никанор. Толковый Апостол. Ч.II.СПб., 1904.С.54-55.

20    «Человек... почувствовал к себе более любви, чем к Богу, хотел даже сам сделаться, «яко бози» (Светлов П. Цит. соч.С.217).

21    «Не по неволе какой грешили, а по своему злому произволу, не по насильственному игу подведены под грех, а по самоугодию устремились к нему и погрязли в нем» (Еп.Феофан. Толк. 1-8 гл. Поел, к Рим. С.205).

22    Еп. Феофан. Толк. Поел, к Еф. С.77.

23    «В видах самоуслаждения» человек оказался преданным «на разволоку душетелесной желательности и внешней житейской суетности» (Еп. Феофан. Толк. Поел, к Еф. С.232-233). По назначению же человеку «надлежит жить духом в Боге, чтобы дух, чрез жизнь в Боге приемля свойственную ему силу, властвовал над душею и телом и правил ими». Жизнь духом в Боге—неизменное условие «нормального состояния или... силы духа» человека (Еп. Феофан. Толк. 1-8 гл. Поел, к Рим. С. 105-106), и только тогда «он есть настоящий человек..., соответствующий своей норме и своей идее». (Еп.Феофан. Толк. Поел. кЕф. С.232).

24    Еп. ФеофанЛолк. Поел, к Еф. С.77.

25    Тварь, согласно Апостолу, «покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим.8,20), «т.е. по воле Бога, Который уже при сотворении подчинил тварь человеку и потом, при грехопадении человека, указал всей твари тот же путь, что и ее господину: она, как служащая человеку, не могла возвышаться над ним своим уделом (Феодорит)». Некоторые толковники считают, что под «покорившим» Апостол разумеет Адама, так как об Адаме Бог сказал: «Проклята земля за тебя» (Быт.3,17) (см.: Лопухин А.П. Толковая Библия. Т.11.СПб.,1914.С.472).

26    Еп. Феофан. Толк. Поел, к Еф. С.77.

27    Светлов П. Цит.соч.С.226.

28    Само слово «мир (κόσμος)» и означает упорядоченность, согласие, лад.

29    Полянский П. Цит.соч.С.272.

30    «Спасти нас или оставить погибающими было в воле Божией. По определении—спасти, тем или другим образом спасти,—тоже было в воле Божией. Все творимое для этой цели по благоволению хотения Своего творит Бог» {Еп.Феофан. Толк. Поел, к Еф. С.61). «План, как и когда чему быть, предначертан в Божественном совете от века; в исполнение же приходит то или другое, когда приходит свое тому время. Это наступление времени у апостола называется здесь (Еф.1,10), по-славянски, исполнением времен, а в Послании к Галатам—кончиною лета. Такое выражение может означать время всякого особого Божеского распоряжения в устроении нашего спасения; но у Апостола этим обозначается исключительно пришествие на землю Единородного Сына Божия...» (Гал.4,4) (Еп. Феофан. Там же. С.74).

31    «Воссоздание было прилично Тому, Кем было создано все»,—говорит св.Афанасий Великий (Tb.XVII, 89,93 и др. тв.XIX, 369-370; см.: Светлов П. Цит.соч.С.170).

32    См: Светлов П. Цит.соч.С. 135,152.

33    Обобщенно «великие дары спасения» Апостол называет «всяким благословением» Божиим (Εφ. 1,3) (Еп.Никанор. Цит.соч.Ч.Н.С.408-409).

34    В слове благодать (χάρις) «выражается отношение к нам Бога. Эти отношения полны благорасположения, любви» (Полянский П. Цит.соч.С.221). Χάρις, собственно, имеет двоякое значение: «1) объективное—о свойствах предмета: приятность, красота; 2) субъективное—о настроении: влечение, расположение, любовь, и сравнительно редко— благодарение (Рим.6,17; 7,25; 1 Кор. 15,57; 2 Кор.2,14 и др.)» (Мышцын В.Н. Цит.соч.С.153-154).

35    «Существо Бога—любовь» (Еп.Феофан. Толкование Посланий св.ап.Павла к Колоссянам и Филимону. М.,1892.С.40). «Любовь составляет природу Бога» (Светлов П. Цит. соч.С.231).

36    «Грех человека... был изменою... нарушением союза любви с Богом». (Светлов П. Цит.соч.С.217).

37    «Жизнь» человека и блага жизни—«от Бога». «Человек не может иметь жизни в себе от себя». «С Богом» возвращается «человеку все, что ему дано при сотворении и что потом он по своей вине потерял». Но «Бог только в любви нам доступен» (Там же. С.224,230).

38    Любви и вообще «добра нельзя навязывать», их «нельзя давать»: их «можно только находить», к «ним нужно самому идти»; они—«дело свободного ума и сердца». «Силою любовь не навязывается» (Там же. С.319,231).

39    Тем не менее, и правосудие, и гнев Божий не перестают быть той же любовью Божией. По Оригену, «правосудие существует не ради самого себя, не в себе имеет цель, но в благе тех, на кого оно простирается, и цель его здесь же». Оно прежде всего «известная форма любви». Согласно св. Иринею Лионскому, во всех наказаниях, которые испытывает человек-грешник, наряду с исполнением закона правды, исполняются «и требования любви», потому что «цель их—нравственное благо людей». «Так думали почти все отцы Церкви». Так или иначе они «разрешали понятие о Божественной правосудности в понятие δικαιοσύνη σωτήριος (воспитывающей, исправляющей любви) или начала всеблагого Промышления о мире» (см.: Там же. С. 134,149,150).

40    «Благостыня (благодать) и человеколюбие Спаса нашего Бога,—говорит блж. Иероним,—не другого, но Бога Отца, чрез баню пакибытия и обновление Духа Святого, Которого излил Он на нас чрез Иисуса Христа, праведными нас сделали для наследия жизни вечной» (Еп.Никанор. Цит.соч.Ч. III.Спб., 1905.С. 191).

41    «Спросите историю, как Он звал к Себе человечество,— говорит по этому поводу о Боге свящ. П.Светлов,—расспросите каждого человека отдельно, как зовет его Бог,— и вы увидите, как бесконечно изобретательна любовь Его, все еще не устающая звать и ждать!» (Цит. соч. С.215).

42    Мыищын В.Н. Цит.соч.С. 142-143.

43    О ступенях или возрастах духовно-нравственного развития человека и человечества в его отношении к Богу очень хорошо говорит свящ. П.Светлов (Цит.соч.С.220-226).

44    При таком понимании ветхозаветного периода домостроительства спасения, по мысли проф. Н.Н.Глубоковского, Ветхому Завету «в обрисованном виде предносилось специальное новозаветное избавление и было оживотворяющею его душою» (Глубоковский Н.Н. Благовестие христианской свободы в Послании св.ап.Павла к Галатам. СПб., 1902.С.88).

45    Св.Григорий Нисский говорит, «что сначала требовалось язве греха выйти наружу, чтобы можно было лечить ее (XXIX)». (Светлов П. Цит.соч.С.155). «Бог... ждал,—говорит епископ Феофан,—пока исполнится время и люди сделаются способными, приняв Евангелие, вступить на новый путь правды под освящением и руководством благодати» (Толк. 1-8 гл. Поел, к Рим. С.235).

46    «Апостол, умиляясь величием и премудростью промыш-ления Божия о всех людях, восклицает, что в деле спасения всего человечества открывается неисследимая бездна благодати, премудрости и ведения, которые нет возможности постигнуть во всей полноте. Поэтому никто не может требовать, чтобы пути Господни сходились с нашими желаниями, а тем более никто не может сделать для Бога такого, за что бы мог рассчитывать на спасение, как на заслуженную мзду» (Еп.Никанор. Цит.соч.Ч.II.С.104).

47    Ибо «если и любомудрый человек», по словам св.Иоанна Златоуста, «часто не оскорбляется обидами, то кольми паче Бог, существо бессмертное и неизменяемое, слава непреходящая и непременяемая» (Рим. 1,25) (см.: Мыш-цын В.Н. Цит.соч.С.91, прим.).

48    «Бегающие света имеют место, достойное их бегства, и бегающие вечнаго покоя имеют жилище, соответственное их бегству. И поелику все блага с Богом, то по своей воле убегающие от Бога сами себя лишают всех благ... Бегущие покоя справедливо будут жить в мучениях и... пребывать во тьме»,—говорит св. Ириней Лионский (Творения. Кн.IV,гл.XXXIX, §4.С.39) (см.: Светлов П. Цит. соч.С.129-130).

49    «Живущий в людях Дух Святой... составляет основание благодати... а общение и причастие человека Духу Святому есть сущность благодати. Поэтому «можно» сказать, что благодать есть Сам Дух Святой, поскольку Он обитает и действует в человеке» (Мыищын В.Н. Цит.соч.С. 156).

50    Св.Ириней Лионский в своих Творениях неоднократно «высказывает мысль, что Сын Божий должен был бы воплотиться, даже если бы люди и не согрешили: без этого люди не могли бы идти вперед в своем духовном развитии, в раскрытии образа Божия в себе». По неизмеримой благости Своей (Сын Божий) сделался Тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он (Kh.V, предисловие) (см.: Светлов П. Цит.соч.С.125-127).

51    «Христос,—говорит св.Ириней Лионский,—прошел чрез всякий возраст, всем возвращая общение с Богом» (Кн.III, гл.XVIII, §7; Кн.II, гл.XXII, § 4). «Возстановляя в Себе всего человека от начала до конца, Он повторил и Его смерть» (Kh.V, гл.XXIII, §2) (см.: Светлов П. Цит. соч.С.127).

52    Светлов П. Цит.соч.С.316-318.

53    Согласно св.Иринею Лионскому, Христос... облегчил... послушание людей Богу, возбудив в сердце их Своею бесконечною любовью к людям ответную любовь к Себе, благодарность, самоотверженную покорность Богу не из эгоистических расчетов и не по рабскому принуждению... но из одной любви (см.: Там же. С. 139).

54    «Крест Христов,—по мысли св.Иринея Лионского,—был полнейшим и сильнейшим выражением любви Божией к людям... Крест и сделался для нас тем главным источником, откуда мы почерпаем Силы для покорности Богу, т.е. любовь к Нему» (Там же. С. 140).

55    «Христос в Самом Себе изобразил спасение наше» (Там же. С. 127).

56    По св.Иринею Лионскому, цель Христова пришествия заключалась именно в том, чтобы освободить людей Евангелием, дать им веру и любовь и чрез это сообщить Духа Святого, Который и дает жизнь человеку, потому что сам от себя человек вообще, особенно зараженный грехом, не может иметь жизни (см.: Там же. С. 147).

57    Ибо дело Христа вменяется нам и становится нашим, когда, по мысли Иринея Лионского, мы «Им живем», когда становимся Ему подобными и в нас «изображается Христос» (см.: Там же. С. 127).

58    Крещение во Христе, или сораспинание себя Христу, есть дело всей жизни человека. Оно совершается сознательным и свободным использованием благодатных даров богоучреж-денных Таинств, принятых и сохраняющихся в Церкви, а также личным подвигом человека в борьбе с грехом, страстями, похотями. Еп.Феофан так говорит о полноте спасения в будущем: «Надобно в продолжении земной жизни надлежащим образом приготовиться к тому способами от Самого Господа учрежденными. Способы эти все совмещены во св. Церкви, чрез Апостолов Господом учрежденной на земле. Главные суть: вера в Евангельское слово, таинственное общение с Господом чрез Таинства и по принятии благодати углубление этого общения или созрение в нем деятельною жизнью под руководством сначала Апостолов, а потом преемников их (и Апостолы—для вас). Созревшие здесь переходят чрез смерть туда, где и Христос, да будут с Ним в век. В этом все дело домостроительства спасения во Христе Иисусе» (Толкование первого Послания св.ап.Павла к Коринфянам. М.,1893.С.156-157).

59    Еп. Феофан. Толк. Поел, к Еф. С. 149-150.

60    Розанов Н. Обозрение Посланий свв.Апостолов. Послание св.ап.Павла к Рим., Кор. и Гал. С.71.

 

Комментарии  

 
0 #3 Guest 25.07.2013 19:45
Алексею: автор - Блаженнейший Митрополит Владимир.
Цитировать
 
 
0 #2 Алексей 15.11.2012 09:49
Скажите, пожалуйста, кто автор представленного труда?
Цитировать
 
 
0 #1 Павел 11.08.2012 20:40
:roll: очень познавательно. спасибо!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru