Учение об оправдании в посланиях святого апостола Павла

Одним из важнейших вопросов христианской веры и нравственности, рассматриваемых святым апостолом Павлом в его Посланиях, является христианское оправдание через веру в Господа Иисуса Христа.

Апостол сам глубоко прочувствовал эту проблему и сделал ее главным предметом своей проповеди1. Вопросу об оправдании апостол Павел почти полностью посвящает самое большое из своих Посланий—к Римлянам, а также к Галатам. Да и во всех других его Посланиях, помимо свойственного каждому из них особого предмета, темы, вопрос об оправдании так или иначе обсуждается, составляя в конечном итоге их суть.

Учение апостола Павла об оправдании можно свести к трем главным положениям.

1.    Все люди, и иудеи и язычники, согрешили (Рим.З, 9,23), «подлежат гневу Божию и наказанию» (Рим. 1,18; 4,15)2, все одинаково нуждаются в оправдании от Бога, потому что сами не в состоянии оправдаться пред Ним по причине овладевшей ими силы греха (Рим.7,18-20).

2.    Бог явил Свою благодать (Еф.2,7) в том, что даровал всем без исключения оправдание во Христе Иисусе, Единородном Сыне Своем, Которого Он «предложил в жертву умилостивления в Крови Его... для показания правды Его в прощении грехов» (Рим.З, 25). Крестом Христовым и смертью мы примирились с Богом (2 Кор.5,19; Еф.2,14-16; Рим.5,10).

3. Оправдание Божие «может быть усвоено всеми» только через веру в Иисуса Христа как Искупителя и Спасителя помимо дел закона (Гал.2,16), т.е. без всяких «предварительных заслуг, которых», по Апостолу, «никто и не представил»3.

Раскрывая указанные положения, апостол Павел обличает, с одной стороны, неверующих в Иисуса Христа иудеев (послание к Римлянам), а с другой—так называемых иудействуюших христиан, или иудаистов, (Послание к Галатам), что обусловливалось особенностями эпохи, в которую жил, проповедовал и писал святой Апостол.

Застывшее, окаменевшее во внешнем благоденствии законнически-фарисейское иудейство4, отвергнув Евангельскую проповедь, в своей духовной слепоте и гордыне противопоставило учению о Божественном оправдании благодатью через веру учение о законе Моисеевом как необходимом и единственно возможном средстве к оправданию. Иудействующие же, веруя в Иисуса Христа как пришедшего уже Мессию, утверждали, что получить оправдание одной верой нельзя—для этого нужно исполнять и предписания закона Моисеева, в частности, соблюдать обрезание. Особенно они принуждали обрезываться язычников (Деян.15,1,5), считая, по-видимому, что, не обрезавшись, нельзя «стать потомком Авраама и наследовать данные этому патриарху обетования»5.

Апостол Павел стремится оградить идущих возвещенным в Евангелии Христовом истинным путем благодатного оправдания через веру (Рим. 1,16-17) от «всякой иудейской агитации»6. С одной стороны, ему нужно было доказать, что закон как средство оправдания непригоден вообще, а в особенности для христианина, а с другой—убедить, что вера «в планах Божественного домостроительства является единственным средством для оправдания человека»7. Апостол достигает этого, используя свидетельства Ветхого Завета и самого закона, т.е. побивая врагов, так сказать, их же оружием.

Что такое закон, если его рассматривать в отношении к делу оправдания?—Это всего лишь «ветхая буква» (Рим.7,6; 2,29; 2 Кор.3,6-7), «не имеющая в себе животворящего начала» (Гал.3,21)8. В состоянии ли он оживить «мертвого по преступлениям и грехам» человека (Еф.2,1), а следовательно, оправдать его, ибо только «полное оправдание дает жизнь»?9—Конечно, нет. Само Священное Писание говорит о подзаконном человечестве, что «нет праведного ни одного; нет разуме-вающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны...» (Рим.3,10-12; Пс.13,1-3; 52,4).

Если же воспринимать закон как Божественное дарование еврейскому народу, как письменное «начертание идеала праведности»10, то в этом отношении он «свят, и заповедь свята, и праведна, и добра» (Рим.7, 12). Закон требует от человека «преданности Богу от всего сердца», устанавливает «правильные отношения между отдельными существами»11 и обещает за свое исполнение жизнь (Рим.10,5; Гал.3,12; Лев.18,5). Однако «сам Моисей считал способ оправдания чрез исполнение закона не ведущим к цели, так как, по его заявлению, жизнь или оправдание может быть получено только тем человеком, который исполнит все без исключения предписания закона (Лев.18,5; Втор.21, 23)»|2, а «такое исполнение непосильно ни для кого из смертных»13. «Только слепота или явное лицемерие может быть убеждено в том, что можно выполнить весь закон»14. Внимательный же человек, просвещенный Духом Божиим, видит, что своими силами он не может преодолеть грех, живущий в нем и имеющий «седалище и область господства» в плоти (Рим.7,17-18, 20,23)15. Следовательно, не может выполнить добрых предписаний закона (Рим.7,14-21). Мало того, «заповедь, данная» «для жизни», в силу греха причиняет человеку смерть (Рим.7,9-11). «Если бы закон мог победить в человеке господство греховного начала и таким образом даровать блаженную жизнь», то «действительно, а не по мнению только пустых учителей (т.е. иудей-ствующих), от закона была бы праведность, зависело бы оправдание пред Богом» (Гал.3,21)16. Но поскольку этого нет и «Писание всех (πόα/τα) заключило под грехом» (Гал.3,22)17, то и «оправдание не зависит от закона» (Гал.3,11; Рим.3,20)18.

Закон был дан не для того, чтобы предоставить человеку возможность оправдания путем выполнения всех предписаний. Прямое назначение закона—свидетельствуя подзаконному человеку о его греховности, вине пред Богом и не давая сил избежать этого, не оправдывая, заставлять его искать средство примирения с Богом вне себя, «возбуждать чувство нужды в Искупителе, веру»19. Этому способствовали как нравственные требования закона, так и все его внешние чины и установления (т.е. обряды), служившие прообразами имевшего совершиться во Христе оправдания (Евр. 10,1; Кол.2,16-17). Закон вел ко Христу, потому что «конец закона20—Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10,4). Закон—всего лишь «детоводи-тель (παιδαγωγός) ко Христу» (Гал.3,24), а не податель оправдания. С пришествием Христа и учреждением благодатного домостроительства спасения закон, как данный «до времени» (Гал.3,19) и исполнивший уже свою благотворную роль21, становится не нужен, «не может быть руководящим началом человеческой жизни и должен быть окончательно отменен (Гал.3,1-4,7 и 4,21-31)»22. Вера теперь «дает то, что закон только обещал» (Рим.8,3-4)23. «Ревность по законе пред лицом веры не имеет смысла, есть ревность не по разуму^4. Отныне оправдание—дар Божественной благодати, и благодать—все, чем может спастись человек Нового Завета25, учрежденного «в Крови» Иисуса Христа (Евр. 10, 29; 13,20; Лк.22,20). Не закон, а только вера во Христа—средство оправдания (Гал.2,16)26.

Такое утверждение относительно веры не противоречит Ветхому Завету и самому закону, не является чем-то новым, до этого неизвестным. «Оправдание верою признавалось единственно возможным еще и в Ветхом Завете»27. Для иудеев «представителем праведности» является Авраам28. Но Авраам первый «получил оправдание чрез веру», а «не при посредстве закона», «не по делам», на что указывает само Писание: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим.4,3; Гал.3,6; Быт.15,6)29. Вера дала Аврааму «новую жизнь», «поставила его в новые отношения к Богу»30. По вере Авраам получил и «обетование—быть наследником мира» (Рим.4,13). Вера, таким образом, «была важнейшим спасательным средством еще до закона»31. Когда же явился закон Моисеев, то и в нем, и у пророков «говорилось о таком оправдании, которое даруется независимо от закона» (Рим.З,21У2. Так, Давид называет блаженными тех, которым «Бог вменяет праведность независимо от дел», «так что грехи их как бы покрываются милосердием Божиим, не вменяются им в вину» (Рим.4,6-8; Пс.31,1-2)". И пророк Аввакум утверждает, что «семя жизни вечной» человек получает в вере (Рим. 1,17, Гал.3,11; Евр. 10,38; Аввак.2,4)34.

Если таково свидетельство самого Ветхого Завета и закона об оправдательной силе веры, то неразумие, духовная слепота, религиозно-нравственное заблуждение иудеев и иудействующих—очевидны. Утверждаясь на законе как средстве оправдания и отвергая или умаляя значение в этом деле веры, иудеи и иудейству-ющие, по Апостолу, являются преступниками и против самого закона, и против пророков и, наконец, против Самого Бога, давшего закон и пророков, и против Искупителя Христа. Иудеи, «не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность» (Рим. 10,3)35, не покоряются «Божественному порядку жизни36, которому люди должны выражать повиновение чрез веру»37. Оставаясь вне праведности Божией, они лишены и праведности закона (Рим.9,31)38. Иудействующие же, по Апостолу, «виновны в богохульстве, так как считая необходимым исполнение закона, они тем обвиняют во грехе Самого Христа, отменившего закон»39 Своим пришествием (Гал.2,17-18). Иудействующие отвергают и искупительное значение смерти Христовой, потому что, «если законом оправдание», то не было бы нужды приходить в мир Искупителю и подвергать Себя для оправдания людей крестной смерти. Тогда «Христос напрасно умер» (Гал.2,21). Вина иудействующих еще и в том, что, принуждая верных исполнять предписания закона, они предлагают «непригодные средства, претендующие на равенство и соперничество с надлежащим методом» и этим создают препятствия для благодатного воздействия Божия на человека40. Как «оправдывающие себя законом», они «остались без Христа, отпали от благодати» (Гал.5,4).

Только те, кто стремится верой получить оправдание Божие, находятся под покровом Божественной благодати (Рим.6,14). По вере они принимают от Христа Духа Святого, Который и делает их истинно праведными (Гал.3,2,5; 1 Кор.6,11,19), не только в собственных глазах, но перед лицом Всесвятого Бога (Флп.3,9; Рим.4,2). Как «ходящие по следам веры» Авраамовой, они являются истинными его потомками и наследниками данных ему от Бога обетований (Рим.4,11-14; Гал.3,7-9). В них исполняется оправдание закона (Рим.8,3-4)41, потому что благодать, принесенная Христом, «дает оправдание как благодатное, так и законное»42, и «кто приобрел праведность по вере, тот исполнил и праведность законную»43.

Таким образом, учение апостола Павла об оправдании следует рассматривать как защиту истинных принципов оправдания—благодати и веры—от принципов несостоятельных—закона и личных усилий человека, а также как противопоставление праведности, подаваемой от Самого Бога, самооправданию человека, его «собственности, его благоприобретению»44. В то же время, раскрывая иудаистические заблуждения, апостол Павел объясняет саму суть христианского оправдания.

В основе слова «оправдание», как и родственных ему слов «праведный», «праведность», «оправдывать», лежит греческое δίκη, «которое значит: способ или обычай, как норма поведения и отношения, право, правовой порядок»45. Далее, δίκαιος в греческом языке— «чтущий законы, честный, справедливый, праведный»46, то есть удовлетворяющий известной норме, «согласный с законом»47; δικαιοσύνη—«справедливость, законность, праведность»48—слово, содержащее в себе две идеи: «согласие лица с нравственною нормою и сознание этого согласия в ком-либо»49. Глагол δικαιοϋν имеет два значения: «а) делать справедливое, восстанавливать правое и б) обнаруживать или признавать уже существующую, независимо от акта δικαιοϋν, справедливость»50. И, наконец, δικαίωσις (женский род) и δικαίωμα (средний род)—оба эти слова происходят от глагола δικαιοϋν, сообразно двум указанным его значениям, и переводятся как «оправдание». В контексте Священного Писания, указанные слова будут означать следующее: во-первых, «праведный» (δίκαιος)—«тот, кто есть таков, каким быть должно по закону Божию, верный закону, исполняющий волю Божию»51; во-вторых, «праведность» (δικαιοσύνη)—«свойство человека, ставшего таким, каким быть должно по Божественной норме», состояние «полной гармонии с волею Божией»52. Оправдывать же (δικαιοϋν)—может означать либо «производить праведного (δίκαιος) на место неправедного (άδικος), т.е. приводить грешного человека из состояния духовно-нравственного отчуждения в состояние полной покорности, согласованности с волей Божией», либо констатировать уже имеющуюся праведность (δικαιοσύνη)53. Поскольку слово «оправдывать» в Посланиях апостола Павла54 имеет двоякое значение, то и «оправдание» на языке этих Посланий будет означать в одном случае—акт, процесс, в силу которого люди становятся праведными, внутренне совершенными, т.е. вводятся в состояние праведности, полной гармонии с волей Божией55, а в другом случае—результат этого акта, т.е. восстановленную праведность, гармонию с волей Божией, исправление, улучшение (применительно к людям, Рим.5,16), или же, вообще, правое дело, исполнение закона, праведность (δικαιοσύνη) (применительно к Иисусу Христу, Его правде, Рим.5,18)56.

Этого-то оправдания, или праведности, соответствия Божественной норме, гармонии с волей Божией не может, по Апостолу, достичь человек с помощью закона своими силами, «по причине расслабления или омертвения от грехов»57. Но «благость и человеколюбие»58 Божии явили ему это даром (Рим.3,24), устроив и предложив такой образ оправдания, в котором «все силою Божиею вводятся в совершенную праведность»59.

«Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков»,—говорит Апостол (Тит.2,11; 3,4). И вместе с этим явилась и «праведность Божия (δικαιοσύ υη Θεοΰ—Рим.3,21,22,25,26)60 чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (Рим.3,22),—праведность Божия, получаемая верующими «по благодати Его» (Рим.3,24)61.Слово благодать(χόρις) вообще имеет два значения: «а) свойство предмета—его приятность, красоту и б) настроение—влечение, расположение»62 как первоначальное, либо как ответное (благодарность). Однако «у ап.Павла оно большею частью значит: расположение, любовь и сравнительно редко: благодарение (Рим.6,17; 7,25; 1 Кор. 15,57; 2 Кор.2,14 и др.)»63. В деле же оправдания Богом человека, сообщения ему праведности Божией, по Апостолу, являет себя именно расположение, любовь Божия, «которая проникает все наше существо (1 Кор.15,10)»64. Эта оправдывающая человека любовь Божия воплотилась, с одной стороны, в пришествии на землю Единородного Сына Божия —Господа Иисуса Христа, для оправдания человека (Рим.8,3-4); с другой стороны,— в излиянии в сердца верующих Духа Святого (Рим.5,5). Проявления любви Божией—снисшествие Сына и снисшествие Духа—показывает, что Бог является «праведным (δίκαιον) и оправдывающим (δικαιούντα) верующего в Иисуса» (Рим.3,26)65, вливая, по словам еп.Феофана, в него Свою праведность, подобно, «как свежую кровь впускают в растленный организм»66.

Господу Иисусу Христу в деле оправдания Богом человека апостол Павел усваивает значение Посредника (1 Тим.2,5-6), Искупителя (Рим.3,24; Еф. 1,7; Кол. 1,14 и др.), Ходатая (Евр.9,15; Рим.8,34 и др.), а Духу Святому—непосредственное сообщение человеку этого оправдания (1 Кор. 6,11). Бог, по Апостолу, оправдывает верующего чрез Иисуса Христа и во Христе Иисусе Духом Святым.

Иисуса Христа «Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру»,—так гласит русский синодальный перевод 25-го стиха 3-й главы Послания к Римлянам. Словам «в жертву умилостивления» в греческом тексте Послания соответствует одно—«иласти-рион (ίλαστηριον)», происходящее «от ίλάσκομαι— умилостивлять, примирять, очищать»67. Относительно этого слова существуют разные толкования68, «но общий смысл их в применении к Иисусу Христу один и тот же: Он есть средство или источник очищения^9. Бог от вечности предложил, а точнее предположил (προέ-θετω), предопределил, «быть Господу Иисусу Христу для нас очистилищем»70, «совершив Собою очищение грехов наших» (Евр.1,3), стать средством и источником нашего внутреннего, духовно-нрав-ственного преобразования, исцеления от греха71.

Процесс нашего духовно-нравственного преобразования, очищения Христом от греховной скверны апостол Павел выражает понятиями «искупления» и «освящения»: искупление (απολύτρωσις)—значит избавление, «освобождение посредством выкупа» от греха и его пагубных последствий72; освящение (αγιασμός)—сообщение человеку нравственной чистоты, совершенства, святости. А так как праведность есть, с одной стороны, свобода от греха, а с другой—внутренняя чистота, совершенство, то и искупление и освящение суть две грани одного и того же дела усвоения Христом человеку Божественной праведности, оправдания73.

Говоря об оправдании человека Богом чрез Иисуса Христа, Апостол указывает на праведность Спасителя (δικαίωμα, Рим.5,18), выразившуюся в полнейшем послушании воле Отца «как святой любви»74 и со всею силой открывшуюся в Его «крестной смерти» (Рим.5,19; Флп.2,8)75. Только благодаря праведности, послушанию Иисуса Христа, смирившего Себя «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2,8), для человека открылся путь к получению Божественного оправдания (Рим.5.18-19), и Сам Христос «сделался для нас... праведностью и освящением76 и искуплением» (1 Кор.1,30)77.

Средоточие, источник и основание оправдания человека Богом чрез Иисуса Христа Апостол полагает в смерти и воскресении Спасителя78. «Христос умер за грехи наши» (1 Кор.15,3)79 «и воскрес для оправдания нашего» (Рим.4,25)80. Мы «оправданы Кровью Его» (Рим.5,9)81.

Апостол Павел разъясняет, каким образом смерть Иисуса Христа—венец Его праведности (послушания воле Отца)82, и воскресение Его—первый плод и Божественное свидетельство этой праведности, производят преобразование в самом существе человека, истребляя в нем грех; как происходит внутреннее оправдание человека Богом чрез Него. В Посланиях проводится параллель между виновником греха, смерти в человечестве—Адамом, и виновником праведности, жизни—Христом. В то же время Апостол указывает на необходимость таинственно-благодатного участия самого человека в смерти и воскресении Христа.

Грех, а с грехом и смерть, как начала разрушения, вошли в мир через сознательное нарушение (Рим.5,14-18), через свободное преслушание воли Божией (Рим.5,19) одним человеком—Адамов3. Так же, по Апостолу, через одного человека—Христа, нового Адама, безгрешного (Евр.7,26; 4,15), чистого, святого, совершается и вхождение в мир праведности и жизни (Рим.5,12,18; 1 Кор. 15,21-22).

Адам, нарушив заповедь Божию, сделал повинным во грехе весь род человеческий, хотя другие люди и не согрешили, «подобно преступлению Адама» (Рим.5,14). Доказательством повинности всех греху служит постигающая всех смерть, которая есть не что иное, как «возмездие за грех» (Рим.6,23), «плод греха, или кончина его, воздаяние за него»84. По Апостолу, переход греха и смерти от одного человека к другим возможен в силу единства природы всех людей. Человечество—это единый организм, в котором все взаимосвязано?5, так что «каждый отдельный человек имеет предшествующее бытие в своих предках и последующее—в потомках»86. Именно поэтому грех Адама отразился на общечеловеческой природе, которую он представлял собой в момент грехопадения. В Адаме «все согрешили» (Рим.5,12), т.е. все люди бессознательно и несвободно участвовали в сознательном и свободном грехе Адама своей природой. Преступление Адама отразилось на человеческой природе, внесло в нее новую черту, которая, наряду с другими природными свойствами, определила жизнь самого Адама и его потомства, рождающегося после грехопадения прародителей со склонностью ко греху. Вошедший в человеческую природу грех навлек гнев Божий (как нравственное противодействие греху, всему нравственно ненормальному) и осуждение, и тем поселил в природе начало смерти. Таким образом, все люди с самого рождения несут в себе грех и смерть и находятся под осуждением Божи-им. Так «непослушанием одного»—грешны «многие» (Рим.5,19); «преступлением одного»—смерть «во всех» (Рим.5,12,17). Однако до тех пор, пока человек не сознает нравственной нормы, не приходит в возраст свободно-сознательного поведения, грех, свойственный по природе, не вменяется в вину (Рим.5,13). С раскрытием же нравственного сознания и получением свободы в отношении к греху все изменяется. Грех склоняет к себе и порабощает волю человека, проникает в сферу сознания и свободы, делая его «пленником закона греховного» (Рим.7,23). Теперь человек подвергается клятве уже и за преступление нравственного закона, естественного ли—в совести (Рим.2,14-15), или же бо-гооткровенного, какой имели иудеи (Рим.2,17,23). Теперь каждый, как и Адам по грехопадении, становится причастным греху и природой и произволением, с тем различием, что у Адама психологический аспект в грехопадении предшествовал натуральному, природному, а у его потомков—наоборот87.

Христос в отношении сообщения человечеству праведности и жизни имеет такое же всеобщее влияние и значение, какое имел Адам в отношении сообщения людям греха, смерти и связанного с ними осуждения (Рим.5,17-19), причем именно в силу единства Своей человеческой природы с природой всех людей, в том числе и самого Адама. Как истинный Бог и истинный человек, во всем подобный нам, кроме греха (Евр.4,15), сочетающий в Себе Божество и человечество, Он является посредником между Богом и людьми, через Христа мы и получаем праведность Бо-жию (Рим.8,10; Еф.2,18). Христос для человечества— идеал и неистощимый источник Божественной праведности и жизни (Еф.4,21-24; 12,1-2). Для человечества Он—«прототип, оригинал»88. Как «род Божий» (Деян. 17,28-29), человечество подчинено Ему в праведности и жизни, как подчинено в грехе и смерти Адаму (1 Кор. 15,47-49). Все это: близость и природное сродство Христа с людьми, подчиненность их Ему в лучшей, неоскверненной части естества, в сохранившихся после грехопадения чертах образа Божия—создает почву для внутреннего, таинственного единения человека со Христом и открывает возможность к усвоению праведности и жизни безгрешного и воскресшего Христа всеми людьми. Таким образом, даруемое Богом людям через Христа, по Апостолу, более действенно, чем то, что сообщается Адамом (Рим.5,15). Сила праведности Христовой покрывает и силу действия на человечество преступления Адама и личные грехи всех его потомков, т.е. и грех первородный и грехи последующие, и грех природы и грех самосознающей личности. «Дар благодати к оправданию от многих преступлений» (Рим.5,16)89.

Но если в грехе Адама весь род человеческий участвовал несвободно и несознательно, в силу своей природы и естественной необходимости, то в праведности Христовой он не может участвовать несознательно и несвободно, естественным путем, потому что они существуют вне Его и не зависят от Него, как от человека, т.е. здесь уже проявляется индивидуализировавшаяся человеческая природа. Для участия в праведности Христовой каждый смертный нуждается в действии сверхъестественной Божественной силы, которая привлекла бы человека ко Христу и ввела в теснейшее общение с Ним. В то же время и сам человек должен явить к тому свободное произволение и сердечную готовность. Первое условие создает благодать Божия, а второе осуществляется через веру во Христа как Искупителя и Спасителе0.

Благодать (χάρις) Божия есть расположение или любовь, благоволение Бога к человеку. Настолько полна и изобильна благодать, что изливается на людей Духом Святым как живая и деятельная Божественная сила любви (Рим.5,5; Кол. 1,29). В благодати Дух Святой влечет человека и в Себе Самом воссоединяет со Христом, а через Христа—с Богом, устрояя, таким образом, в человеке живой таинственный удел. Вводя людей в общение со Христом, Дух Святой оправдывает их (1 Кор.6,11; Тит.3,4-7), но не Сам Собой, а чрез сообщение им праведности Христовой (Рим.8,9-10; 5, 15,17,21). Общение Духа Святого с людьми (2 Кор. 13,13) есть излияние любви и сущность благодати91.

Вера же (πίστις) создает необходимое субъективное условие92 для того, чтобы благодать была действенна в самом человеке93. Верою человек проявляет свободное, сознательное устремление к восприятию благодати и воссоединению через нее со Христом. По Апостолу, вера—то же, что и любовь, т.е. форма или вид любви (1 Кор. 13,7; Гал.5,6), где есть самопожертвование и преданность94. Верующий отрекается от самооправдания, самоправедности (Флп. 3,3-8) и в чувстве ответной любви и благодарной преданности Богу предает всего себя водительству (Рим.8,14) и действию Его благодати, с надеждою получить праведность Божию от нее (Гал.2,16,21; Флп.3,9)95.

Первое взаимодействие благодати и веры в человеке с его реальным, фактическим участием в праведности Христовой совершается, по Апостолу, в таинстве Крещения. Именно при Крещении человек таинственно-благодатным образом делается участником смерти и воскресения Христа, соумирания и совосстания Ему, только не физически, а нравственно (Рим.6,3-5; Кол.2,12-13)96. Крещаемый вводится Духом Святым в общение жизни и свойств Христа, причем общение более тесное, чем просто нравственное общение любви; облекается во Христа (Гал.3,27), «срастается» с Ним, как дикая ветвь с маслиной (Рим.11,17,20,24). Дух Святой воссоздает в Крещении человека по образу Христа (2 Кор.3,18; 1 Кор. 15,49), существенно изменяет его природу. Отныне человек—«новая тварь (2 Кор.5,17; Гал.6,15), личность, получившая возможность жить духом и действовать по духу, представляющему орган Божественной жизни (Рим.8,10; Гал.5,16, 18,22-25). Богоподобное естество человека освобождено от тирании греха, непреодолимого влияния плоти и от внесенной грехом и плотью нравственной нечистоты (Рим.6,18)91. Праведность и святость, как две стороны внутреннего обновленного состояния98, становятся отличительными его свойствами (1 Кор.6,11).

Однако получаемое человеком через веру в Крещении не составляет, по Апостолу, венца праведности, подаваемой ему Богом через Христа Духом Святым. «Восстановительная во Христе Иисусе сила» благодатью Крещения «не исчерпывается»99. Крещением греховное влечение в человеке поражено и поставлено в рабское, подчиненное отношение к его воле (Рим.6,6), у греха отнята власть над личностью человека, и грех не является уже для него чем-то неизбежным и неустранимым (Рим.6,14). Но все это лишь начало уничтожения греха, а не окончательная победа над ним. Элемент греха находит место в природе человека и после Крещения, плоть не исключается и продолжает восставать на его дух (Гал.5,17; Кол.3,3-7), «человек еще оставлен под видимостью тления»100. Поэтому оправдание как однажды совершившийся и неповторяющийся акт Крещения апостол Павел отличает от оправдания, представляющего собой продолжающийся процесс, и сама «праведность от веры» служит для Апостола в данном случае предметом ожидания и надежды (Гал.5,5). Иными словами, оправдание Богом человека рассматривается Павлом не только как «образ восстановления», но и как «пространство этого восстановления»101. В этом «пространстве» продолжается начатое в Крещении «со-умирание» и «совосстание» со Христом, происходит более полное, если можно так сказать, и совершенное в них вхождение102. Здесь углубляется взаимодействие благодати и веры103 (Рим. 1,17). Но если в Крещении человек пассивно принимает воздействие благодати, то после Крещения, с помощью той же благодати сам должен умертвить грех и оживить для праведности свои сознание и волю. Реальная возможность этого подана ему в Крещении, ослаблением греха природы104. В этом состоит сущность и цель новой его жизни, выражающейся как в настроениях (Еф.5,2; Кол.3,5,7; Еф.4,17), так и во внутренних (Рим.8,6) и внешних действиях (Еф.2,10)103. Полным же оправданием верного Богу человека или, согласно принятому нами выражению, завершением «пространства восстановления», явится, по Апостолу, всеобщее воскресение тел (Рим.8,11; 1 Кор.6,14; 2 Кор.4,14; Еф.2,4-6 и др.), когда окончательно уничтожатся грех и смерть (1 Кор. 15,52-57) и приведется в гармонию с волей Божией вся духовно-телесная природа человека, так что «будет Бог все во всем» (1 Кор.15,28)106.

Так, начав с опровержения ложных взглядов иудеев и иудействующих на оправдание, Апостол в учении об оправдании постепенно возводит наш мысленный взор к венцу всего Божественного домостроительства спасения человеческого рода.

благодати и веры103 (Рим. 1,17). Но если в Крещении человек пассивно принимает воздействие благодати, то после Крещения, с помощью той же благодати сам должен умертвить грех и оживить для праведности свои сознание и волю. Реальная возможность этого подана ему в Крещении, ослаблением греха природы104. В этом состоит сущность и цель новой его жизни, выражающейся как в настроениях (Еф.5,2; Кол.3,5,7; Еф.4,17), так и во внутренних (Рим.8,6) и внешних действиях (Еф.2,10)103. Полным же оправданием верного Богу человека или, согласно принятому нами выражению, завершением «пространства восстановления», явится, по Апостолу, всеобщее воскресение тел (Рим.8,11; 1 Кор.6,14; 2 Кор.4,14; Еф.2,4-6 и др.), когда окончательно уничтожатся грех и смерть (1 Кор. 15,52-57) и приведется в гармонию с волей Божией вся духовно-телесная природа человека, так что «будет Бог все во всем» (1 Кор.15,28)106.

Так, начав с опровержения ложных взглядов иудеев и иудействующих на оправдание, Апостол в учении об оправдании постепенно возводит наш мысленный взор к венцу всего Божественного домостроительства спасения человеческого рода.

ПРИМЕЧАНИЯ


1    Еп.Никанор. Толковый Апостол. ч.п.спб.,1904.с.7.

2    Там же.С.18-19.

3    Там же.

4    Лопухин А.П. Толковая Библия, Т.11.СПб.,1914.С.394-395.

5    Там же.Т.12.С.185.

6    Там же.Т.11.С.395.

7    Галахов Я.Я. Послание св.ап.Павла к Галатам. Казань, 1897.С.207.

8    Лопухин А.П. Цит.соч.Т.12.С.143.

9    Блж. Иероним (см.: Архиеп.Филарет Черниговский. Опыт изъяснения на Послание ап.Павла к Галатам. Чернигов, 1862.С.79.

10    Лопухин А. П. Цит.соч.Т. 11 .С.488.

11    Там же.С.458.

12    Там же.С.489.

13    Там же.

14    Галахов Я.Я. Цит.соч.С.201-202.

15    Лопухин А.П. Цит.соч.Т. 11 .С.460.

16    Архиеп .Филарет Черниговский. Цит.соч.С.93.

17    «...и людей, и дела их объявило, признало такими, которые заслуживают названия «грешных», и всех поместило этим как бы в заключение, из которого нет выхода (Рим.З, 9-18)» (Лопухин А.П. Цит.соч.Т. 12.С.211).

18    Архиеп. Филарет Черниговский. Цит.соч.С.94,60.

19    Там же.

20    «Выражение "конец закона" правильнее заменить другим выражением: "цель закона", как понимали это место и другие толкователи (Иоанн Златоуст, Феодорит, Феофилакт)» (Лопухин А.П. Цит.соч.Т. 11.С.488).

21    Еп.Никанор. Цит.соч.С.36.

22    Галахов Я.Я. Цит.соч.С.315.

23    Еп.Феофан. Толкование 9-16 глав Послания св.ап.Павла к Римлянам М.,1890.С.113.

24    Там же.

25    Полянский П. Первое Послание св.ап.Павла к Тимофею. Сергиев Посад, 1897.С.240.

26    Галахов Я.Я. Цит.соч.С. 174.

27    Лопухин А.П. Цит.соч.Т. 11.С.432.

28    Там же.С.433.

29    Еп. Никанор. Цит.соч.С.38; Галахов Я.Я. Цит.соч.С.197.

30    Лопухин А.П. Цит.соч.Т. 11 .С.433.

31    Еп.Никанор. Цит.соч.С.36.

32    Там же.С.35.

33    Там же.С.39.

34    Там же.С.18-19. Об оправдательной силе веры в Ветхом Завете блж.Иероним говорит так: «Святые же, бывшие древле, верою Христовою оправданы. Ибо Авраам видел день Христов и возрадовался. И Моисей поношение Христово считал богатством большим сокровищ египетских. И Исайя видел славу Христову (Ис.6), как свидетельствует евангелист Иоанн». (Там же.С.362-363).

35    Св. Иоанн Златоуст говорит: «Праведность иудеев Апостол называет собственною или потому, что она приобретается трудами и потом, или потому, что закон не имеет уже силы» (Там же.С.88-89).

36    Иными словами—праведности Божией (Рим. 10,3).

37    Лопухин А.П. Цит.соч.Т. 11.С.488.

38    «Собственная праведность» или самоправедность иудеев ничтожна перед праведностью Божией, перед Судом Бо-жиим. Сам Апостол, преуспевавший более других в иудействе (Гал. 1,14) и считавшийся «по правде законной» непорочным (Флп.3,6), обратившись к вере во Христа, перед светом Евангельского совершенства исповедал себя всего лишь первым грешником (1 Тим. 1,15) (см.: Полянский П. Цит.соч.С.274).

39    Блж. Феодорит. (см.: Архиеп. Филарет Черниговский. Цит. соч.С.61).

40    Глубоковский Н.Н. Благовестие христианской свободы в Послании св.ап.Павла к Галатам. СПб., 1902.С.105.

41    «Оправдание закона есть или праведность, требуемая законом, или намерение закона и цель его» (Еп.Феофан. Толкование 1-8 глав Послания к Римлянам. М.,1890. С.469).

42    Иоанн Златоуст (см.: Еп.Никанор. Цит.соч.С.92).

43    Там же.С.88-89.

44    Назарьевский И. Послание св.ап.Павла к Филиппийцам. Сергиев Посад, 1893.С.122.

45    Мыищын В.Н. Учение св.ап.Павла о законе дел и законе веры. Сергиев Посад, 1894.С.111.

46    Древнегреческо-русский словарь /Сост. Дворецкий. Под ред. Соболевского. Т.1.М.,1958.

47    «Согласие с правом и законом—существенная черта понятия δίκαιος» (Мыищын В.Н. Цит.соч.С.112).

48    Древнегреческо-русский словарь.

49    «... Очевидно, последняя идея не необходима и не столь существенна. Согласие с нормой может и не сознаваться, но предмет не перестанет оттого быть «δίκαιος» (праведным) (Мыищын В.Н. Цит.соч.С.112).

so Лопухин А.П. Цит.соч.Т. 11.С.428; Мыищын В.Н. Цит.соч. С.116-117; архиеп. Филарет Черниговский. Цит.соч.С.60.

51    Притч.12,26; Исх.18,21; Ис.61,8; 57,1; Притч.20,7; 30,12. Мыищын В.Н. Цит.соч.С. 113.

52    Такова точка зрения ап.Павла. Термин Δικαιοσύνη он мыслит как состояние совершеннейшей праведности (Мыищын В.Н. Цит.соч.С.118-119,126).

53    Надо заметить, что в Ветхом Завете, а также у греков, слово δικαιοσύνη часто употребляется в судебном значении, но в Новом Завете—никогда. Здесь оно имеет исключительно религиозно-нравственный смысл (Там же. С.116,118).

54    «У an.Павла этот глагол означает: а) делать праведным— именно там, где субъект оправдания (δικαιοϋσϋαι) мыслится еще неправедным, грешным и б) объявлять праведным—там, где эта праведность мыслится уже существующею. Нигде у ап.Павла нельзя найти ни одного места, откуда бы можно было вывести заключение, что Апостол утверждал возможность оправдания, т.е. признания человека праведным, когда греховность в нем еще не уничтожена. Сами протестанты, которые настаивали на том, что этот глагол у Павла имеет значение только чисто юридического акта (объявить невинным без отношения к действительному состоянию человека), в последнее время стали сознавать недостаточность такого понимания» (.Лопухин А. П. Цит.соч.Т.11.С.428).

55    «Оправдание» как указанный оправдательный акт в греческом языке будет выражаться существительным женского рода δικαίωσις (Мышцын В.Н. Цит.соч.С. 125).

56    В этом смысле слову «оправдание» в греческом языке будет соответствовать существительное среднего рода δικαίωμα, как результат акта δικαίωσις. Слово δικαίωμα имеет иногда у ап.Павла значение «постановления» (Рим.2,26; 8,4; Евр.1,9,10). (Там же. С.125-126).

57    Иоанн Златоуст (см.: Еп .Феофан. Толк. 1-8 гл. Поел, к Рим. С.233).

58    Там же. С.227.

59    Там же.С.222. «Когда дошли мы до отчаяния,—говорит Иоанн Златоуст,—зло возросло, грехи умножились; тогда Бог явил силу Свою, чтобы уразумел ты, какое у Него обилие правды» (Там же. С.233-234).

60    В русском и славянском текстах Послания выражение «праведность Божия» (δικαιοσύνη) переведено как «правда Божия». Эта «правда Божия» явилась, по Апостолу, «ныне», «после того, как и язычники и иудеи довольно научены опытом, что ни те, ни другие не могут стяжать настоящей праведности пред Богом, и не имеют потому основания надежде спасения» (Там же.С.221).

61    Праведность, или «правда Божия», по толкованию св. Иоанна Златоуста, разумеется та, которую дарует нам Бог благодатно, соделывая нас правыми и неподлежащими осуждению и наказанию без заслуг наших, при едином пособии веры, являющей издревле спасительную силу» (Архиеп.Мефодий. К Римлянам Послание св.ап.Павла с толкованием. М.,1815.С.7). Подобная мысль проводится и у еп.Феофана, который по поводу этих слов говорит: «уверовавший получает отпущение грехов и благодать Св. Духа, которая, вошедши в сердце, изгоняет грех из него и вселяет в нем праведность» (Еп. Феофан. Толк. 1-8 гл. Поел, к Рим. С.223). И в Толковой Библии Лопухина говорится: «Правда Божия... означает праведность Божию, усвояемую человеком верою во Христа, в силу чего человек становится новою тварью, очищенным и оправданным» (Лопухин Л.П. Цит.соч.Т. 11.С.426).

62    Лопухин А.П. Цит.соч.Т.11.С.428.

63    Мышцын В.Н. Цит.соч.С. 153-154.

64    Лопухин А.П. Цит.соч.Т. 11 .С.428. «По любви,—говорит еп.Никанор,—мы были предопределены к спасению, призваны, оправданы и прославлены» (Еп.Никанор. Цит. соч.С.76).

65    Бог «не только Сам праведен, но и других делает праведными (св.Иоанн Златоуст), под условием веры в Господа Иисуса». Святой говорит также: «Как явление богатства состоит в том, чтобы не только самому быть богатым, но и других делать богатыми,—и явление жизни, чтоб не только самому быть живым, но и мертвых оживлять,—и явление силы, чтобы не только самому быть сильным, но и укреплять изнемогших; так и явление правды состоит в том, чтобы не только самому быть праведным, но и других, истлевших во грехах, вдруг делать праведными» (Еп.Феофан. Толк. 1-8 гл. Поел, к Рим. С.238,234-235).

66    Там же. С.234.

67    Мышцын В.Н. Цит.соч.С. 10.

68    У классических писателей слово «иластирион» употребляется в смысле «жертвы, умилостивлявшей того или другого бога». Комментаторы же Посланий ап.Павла переводят его либо как прилагательное среднего рода: «очищающее, имеющее силу очищать; средство очищения» или просто «очищение», либо придают ему по сути тот же смысл, но более конкретный: «жертва очищения или умилостивления». Наконец, некоторые считают «иластирион» существительным, нередко употребляющимся у 70 толковников и соответствующим еврейскому названию золотой доски (каппорет), служившей крышкой ковчега завета. Как название крышки ковчега завета, «очистилища» (Евр.9,5), понимали это слово отцы и учители Церкви: Ориген, Феодорит, Феофилакт, Икумений, толкуя при этом, что как доска ковчега завета с пролитою на нее кровью была средством очищения грехов народа, так и Христос очищает грехи всех людей, только не чужою, а Своею кровью. А св. Иоанн Златоуст говорит: «Иисуса Христа (Апостол) называет очищением, вразумляя, что если такую силу имел образ, то гораздо большее действие окажет самая истина» (Мышцын В.Н. Цит.соч.С.101-103; Лопухин А.П. Цит.соч.Т. 11.С.429). Как ни странно, русский синодальный перевод следует более классическому (языческому) пониманию слова ίλαστήριου. Славянский же перевод его— «очищение»—соответствует пониманию отцов и учителей Церкви и вообще пониманию священных писателей библейских книг, у которых глагол ιλασκσμαι, от которого происходит ίλαστήριον, «означает не умилостивлять, а очищать, и действие его простирается не на Бога, а на человека» (Лопухин А.П. Цит.соч.С.429).

69    Мышцын В.Н. Цит.соч.С.101-102.

70    «Давая разуметь, что это не есть что-либо недавное и новое, Апостол говорит: предположи» (св.Иоанн Златоуст); «дабы показать, что избавление кровью Христовою предопределено издревле» (Феофилакт); «приводя на мысль древний о сем совет» (Экумений). Следовательно, предположил от века Бог Отец не без Сына и Духа. «Сказав: предположи Бог, и тем показывая, что это есть дело Отца, показывает также, что оно принадлежит и Сыну. Ибо Отец предположил, а Христос совершил это дело Своею кровью» (св.Иоанн Златоуст) (Еп. Феофан. Толк. 1-8 гл. Поел, к Рим. С.229-230).

71    У Иоанна Златоуста, Фотия, Экумения, Феофилакта, а также «у св.Антония Великого, св.Макария, св.Ефрема, св.Василия Великого и других встречается мысль, что до Рождества Христова Бог разные употреблял способы к исправлению людей,—естественным законом руководил, дал закон чрез Моисея, посылал пророков. Но как ничто не помогло и люди дошли до последнего нравственного растления, то Он послал, наконец, Сына Своего, чтобы уврачевать такую болезнь нашу, очистить и обновить естество наше» (Еп.Феофан. Толк. 1-8 гл. Поел, к Рим. С.234).

72    Слово «искупление» означает здесь, что наше духовно-нравственное возрождение, освобождение от греха совершается не без жертвы со стороны Бога. Человек, по природной склонности ко греху, не в состоянии сам, своими силами избавиться от его власти, тирании. Поэтому Бог, по Своей любви, дал человеку средство к освобождению от самого себя, послав в мир Своего Единородного Сына, и тем как бы протянул руку помощи. Сын же для нашего спасения уничижил Себя, «приняв образ раба» (Флп.2,6-7) и претерпев крестную смерть (Флп.2,8). В послании Богом в мир Сына на самоуничтожение и смерть есть жертва Бога, Его выкуп за наше освобождение.

73    Мыищын В.Н. Цит.соч.С. 105-106.

74    Иными словами, воле Божией «в ее вечной, имманентной форме» (Там же. С.98).

75    «Христос за нас умер, а любовь чрез это являет к нам Бог. Ибо Христос Господь есть едино с Богом Отцом, и умер по воле Триипостасного Бога» (Еп.Феофан. Толк. 1-8 гл. Поел, к Рим. С.300).

76    «То есть дает действительную праведность людям и ведет их по пути святости к предназначенной им цели» (Лопухин А.П. Цит.соч.Т.12.С.20). «О имени Его,—говорит еп.Феофан,—дается отпущение грехов и благодать, укрепляющая на делание всякого добра» (Толкование первого Послания св.ап.Павла к Коринфянам. М.,1893.С.86).

77    «То есть вводит нас в вечную славу, какую имеет Сам, воскресит наши тела и прославит нас после этого в Своем Царстве» (Лопухин А.П. Цит.соч.Т.12.С.20).

78    Мыищын В.Н. Цит.соч.С.105-106.

79    «Сам по Себе (Он) не был повинен смерти, а умер за наш грех. Для того и умер, чтобы истребить грех, подрезать ему жилы, отнять у него всю силу» (Иоанн Златоуст). «Христос Господь умер за нас грешных, чтоб мы могли верою в Него стяжевать себе оправдание и избавление от гнева грядущего, т.е. праведного суда Божия и осуждения нас на вечные муки» (Еп.Феофан. Толк. 1-8 гл. Поел, к Рим. С.301,346).

80    «Чтобы сделать нас праведными» (св.Иоанн Златоуст) (Там же.С.286).

81    «Вот мы приступили к Нему,—говорит еп.Феофан,—омылись кровию Его,—оправдались и отвратили от себя праведный гнев Божий» (Там же.С.301).

" Величайшая святость (праведность во внутреннем ее существе) Христова явлена «Им в пожертвовании Собой за грешных людей» (Еп.Никанор. Цит.соч.С.48).

83    «Смерть с грехом,—говорит епископ Феофан,—была сочетана первоначально определением Божиим. Дав заповедь, Бог сказал: как только согрешите, нарушив заповедь эту, так умрете, или подпадете закону смерти» (Еп. Феофан. Толк. 1-8 гл. Поел, к Рим. С.303).

84    Там же. С.378.

85    В силу этой связи Апостол всех язычников объединяет под именем «еллина» и говорит как об одном человеке (Рим.1,16;2,9). Единое тело, по Апостолу, и иудейская нация (Там же). Но и язычников и иудеев Бог произвел «от одной крови» (Деян. 17,26).

86    Авраам (Рим.4,16) представлен у Апостола уже отцом многих народов, а эти—уже существующими в нем {Мыищын В.Н. Цит.соч.С. 140-144; Лопухин А.П. Цит. соч. Т.11. С.443).

87    Мыищын В.Н. Цит.соч.С. 144-145.

88    Лопухин А.П. Цит.соч.Т. 11.С.444; Мыищын В.Н. Цит. соч. С.147-148).

89    «Это преизобилие оправдания, по словам еп.Феофана, вытекает из понятия о лице согрешившем и о Лице, дарующем оправдание. Вводитель греха и смерти был человек, а истребитель их—Богочеловек, сила Которого простирается на все века и все дела этих веков» (Еп.Никанор. Цит.соч.С.47-48).

90    Мышцын В.Н. Цит.соч.С. 153.

91    «Можно даже сказать, что благодать есть Сам Дух Святой, поскольку Он обитает и действует в человеке» (Мышцын В.Н. Цит.соч.С.156; Лопухин А.П. Цит.соч.Т.11.С.428).

92    Назарьевский И. Цит.соч.С.123.

93    Иоанн Златоуст: «Вера достаточна для того, чтобы сообщить нам Духа, а чрез Него оправдание и другие многие и великие блага» (см.: Еп .Никанор. Цит.соч.С.386).

94    Вера заключает «в себе наше смирение, коим мы, бедные, предаем себя Божию милосердию» (Архиеп.Мефо-дий. Цит. соч. С.25-26). Она «есть упование на Иисуса Христа, как на единственного Спасителя нашего, упование живое, устремляющее все силы к исполнению воли сладчайшего Искупителя» (Архиеп. Филарет Черниговский. Цит. соч.С.60).

95    Еп.Феофан наставляет: «Не полагайся на свои дела, видимо совершаемые, взыщи этой благодати в духе созидаемой святости, ибо в ней все; без нее все ничто» (Еп.Никанор. Цит.соч.С.484).

96    В Крещении мы силою благодати Божией «умираем для греха, а воскресаем для правды и святости». Это и означает наше соумирание и совосстание Христу. По словам Иоанна Златоуста, «чем для Христа был крест и гроб, тем для нас стало Крещение, хотя в другом отношении. Ибо Христос умер и погребен плотию; а в нас умер и погребен грех. То и другое есть смерть, как во Христе, так и в нас смерть истинная» (Еп.Феофан. Толк. 1-8 гл. Поел, к Рим. С.332,334).

97    Мышцын В.Н. Цит.соч.С. 175-181.

98    «Рассматриваемое в самом себе, в связи с идеею самого человека», оно—святость, а «в отношении к внешней норме, существующей в Боге»—праведность (Там же. С.190).

99    Еп. Феофан. Толк. 1-8 гл. Поел, к Рим. С.480.

100    Там же. Относительно действия таинства Крещения пре-освящ. Филарет в «Догматическом богословии» (изд. 1882 г. Ч.2.С.132) пишет: «Откровенное учение о таинственной силе христианского Крещения состоит в следующем: действием Крещения силы духа обновляются и, следовательно, ослабляется и действие наследственной порчи. Откровение нигде не говорит, что Крещением совершенно уничтожается наследственная порча, напротив и возрожденный говорит: "Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем" (1 Ин.1,8)». Преосвящ. же Макарий (Догматическое богословие. 3-е изд. Т.II.С.332) говорит: «Крещение уничтожает все грехи: в младенцах первородный и произвольный, и возвращает человеку ту праведность, которую он имел в состоянии невинности и безгрешности». По изъяснению Мышцына, однако, у Филарета и Макария нет несогласия в догматическом учении, а лишь только различие в терминологии. «Преосвящ. Макарий в учении о первородном грехе различает две стороны: самый грех, под которым разумеется греховное состояние человеческой природы, и последствия греха, к которым между прочим причисляет низвращение воли и удобопреклонность ее ко греху». По Макарию, в крещении уничтожается «самый грех», но не «последствия греха» (Мышцын В.Н. Цит.соч.С.192-193). Преосвящ. же Филарет «не делает такого различия в учении о первородном грехе». Первородный грех, по нему, это вообще «повреждение, расстройство природы, всеобщая порча, нравственная нечистота, греховность, наклонность ко греху, превратное направление природы человеческой, расположенность ко греху» (4.1.С.214-217). Поэтому он и «говорит не об уничтожении, а только об ослаблении греха» (Мышцын В.Н. Цит.соч.С. 194). В таком же смысле понимаем первородный грех и мы, когда говорим, что «элемент греха находит место в природе человека и после Крещения».

101    Термины взяты у еп.Феофана. Толк. 1-8 гл. Поел, к Рим. С.480.

102    См.: 2 Кор.4,11; Кол.3,5; Рим.8,13, а также Рим.12,2; Еф. 4,23; 2 Кор.4.16.

103    Апостол ожидает в будущем «праведности» именно «от веры» (Гал.5,5).

104    «Два умерщвления разумеет здесь Апостол,—говорит Иоанн Златоуст,—одно совершается Христом в Крещении, а другое обязаны совершить мы сами своею рачительностью после Крещения. Что в Крещении погребены прежние наши грехи, это есть Христов дар; а чтобы после Крещения пребыть мертвыми для греха, сие должно быть делом собственного нашего рачения, хотя и в сем подвиге всего более помогает нам Бог» (Еп.Феофан. Толк. 1-8 гл. Поел, к Рим. С.337).

105    Епископы Феофан и Никанор именуют «соумирание» человека Христу после крещения «спостраданием», или соучастием в Христовых страданиях, без которых немыслимо полное оправдание человека пред Богом. По словам еп.Феофана, только тот, «кто войдет в спострадание Господу, усвояет себе силу Его крестной смерти и полное оправдание пред лицом Божественной правды». Святитель указывает два вида, или рода, такого спострадания: «Один род спострадания—чрез внешние скорби и лишения. Другой род—борьба со страстями и похотями (Гал.5,24; 1 Кор.9,27)», т.е. «все действия самоумерщвления», в которых «не менее болезненности, как и при спострадани-ях внешних» (Еп.Никанор. Цит.соч.С.484).

106    Воскресение, по словам еп.Никанора,—«высшая цель Христова призвания, так как по воскресении достигается полное приближение ко Христу и возможно тесное общение с Ним» Именно для того, чтобы «сделаться достойным» и получить «славное воскресение» о Христе, и необходимо, познавши Христа верою, войти человеку «в общение страданий Его» (Там же).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru