Учение о Церкви в посланиях святого апостола Павла

Слову «церковь», которое часто употребляет святой апостол Павел в своих Посланиях1, в греческом тексте соответствует термин «екклисия (εκκλησία)», что значит «собрание», однако, не просто собрание, а собрание с моментом стройного, упорядоченного единства, с моментом звания или призвания (κλήσις, έκκλητος, εκκαλεω)2.

Этот термин Апостол прилагает к христианским общинам, находившимся в Кенхрее (Рим. 16,1), в Коринфе (1 Кор.1,2), в Галатии (1 Кор.16,1), в Асии (1 Кор.16,19), в Македонии (2 Кор.8,1), в Иудее (Гал.1,22), в Лаодикии (Кол.4,15), а также и домашним собраниям христиан (Рим.16,4; 1 Кор.16,19 и др.). В Послании к Евреям (12,22-23) он именует Екклисией, или Церковью, торжествующее на небе собрание первенцев, Ангелов и духов праведников во главе с Судией всех, Богом и Ходатаем Нового Завета Иисусом. Употребление Апостолом этого термина уже показывает, что как собрания христиан на земле, так и собрания Ангелов и духов праведных на небе есть нечто особенное. Что же оно представляет собой, разъясняется в Посланиях Апостола и составляет его учение о Церкви.

Павел не посвящает специально учению о Церкви ни одного из своих Посланий. Он учит о ней в неразрывной связи с другими истинами Евангелия Христова, по мере надобности, вызванной теми или иными обстоятельствами. Наиболее обстоятельно и полно это учение раскрыто в Послании к Ефесянам, менее—в других Посланиях. Но собранное во едино, оно слагает стройную, выдержанную систему.

Апостол говорит о Церкви, используя различные образы, сравнения, с помощью которых выражает ту или иную сторону или совокупность сторон этого многогранного и неисчерпаемого понятия. Такие сравнения, впрочем, в приложении к Церкви—не голые метафоры, но реальные, по существу свойственные Церкви, ее жизни, строю и деятельности особенности, только мыслимые в духовном плане. Церковь есть бого-человеческая реальность. Для раскрытия этой реальности перед человеческим сознанием Апостол использует в качестве ближайших и даже одноименных аналогий образы мира видимого—дома, храма и тела человеческого. Они служат прямыми определениями Церкви как дома Божия (οίκος Θεού—1 Тим. 1,15) и тела Христова (τοσωμα αυτού, то есть Христа—Еф.1, 22-23; Кол. 1,24). Так же прямо именует Апостол Церковь полнотою (τόπλήρωμα—Еф.1,23)3, столпом и утверждением истины (στύλος καί εδραίωμα της άληυείας— 1 Тим.3,15). Другие сравнения, хотя и не выступают у него как прямые определения Церкви, но по смыслу к ней относятся, ее выражают. Они суть следующие: строение или здание Божие (Θεού οικοδομή-1 Кор.3,9; Εφ.2,21), созидаемое на едином основании—Христе; нива Божия, Им одним взращиваемая и для Него пожинаемая (1 Кор.3,9)4; многочисленное семейство, в котором Бог—Отец (2 Кор.6,18; Еф.2,13)5; город Иерусалим и гора Сион как прообразы небесного, духовного Иерусалима и Сиона (Евр. 12,22-23; Гал.4,26)6; дева или жена, по отношению к которой Христос—Жених или Муж (2 Кор. 11,2; Еф.5,23-32). К Церкви нужно отнести и наименование ее царством возлюбленного Сына Божия (Кол.1,13)7.

Все эти названия и образы раскрывают у Апостола истину Церкви. Итак, Церковь (εκκλησία—стройное, упорядоченное собрание призванных), по Апостолу, есть дом Бога Живого (1 Тим. 1,15), строение Божие (1 Кор.3,9). Образ дома в приложении к Церкви нередко встречается в Священном Писании, когда указывается на основание Церкви (Мф.6,18; 1 Пет.2,4-5), на таинственное присутствие в ней Господа (Лев.26,12), на единство, составляемое из множества (1 Пет.2,4-5), на обильное питание и упокоение, которые Владыка доставляет живущим в таинственном Его доме (Пс.35,9), на храмину, в которой верные, затворившись, спасаются от гнева Божия, постигающего нечестивых (Икумений)8. Для этих же целей использует понятие «дом» и святой Апостол. Определяя Церковь как дом Божий, он, прежде всего, наводит нас на мысль о Живущем в ней и о ее Создателе.

Церковь—жилище Божие. Это самое существенное ее свойство9, о котором было открыто еще в Ветхом Завете: «вселюсь в них и буду ходить в них...» (2 Кор.6,16; Лев.26,12). И Апостол потому говорит христианам: «...Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор.З, 16; 1 Кор.6,19; Евр.3,2-6).

Церковь—строение, здание Божие. Она—не человеческое установление10, не человеческими силами устроена, но собрана по повелению и содействию Бога, устроена по Божественному плану Духом Живого Бога «во славу имени Его»11. Бог—Архитектор12, «Художник и Строитель (τεχνίτης καί διμιουργος)» (Евр.11,10) Церкви, оживотворяющий Свое дело и дающий ему непоколебимую твердость13. Церковь составилась и продолжает быть по Его благодати14.

Апостол раскрывает детали Божественного строения. В основе Церкви Божией лежит, как краеугольный камень, Господь Иисус Христос (Еф.2,20; 1 Кор.3,11). Им одним определяется «объем, план и характер здания»15. На Нем, на Его учении и благодати утверждается Церковь и Им, как содетельной и содержательной Божией Премудростью и Силой сохранится непреклонной и недвижимой до скончания века16. «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор.3,11)17.

На Христе утверждаются прежде всего Апостолы и пророки. Они тоже положены в основание Церкви и в Нем сочетаются, так как во Христе «осуществляется пророческое слово; Он же есть содержание и слова Апостольского»18. Апостолы передали Церкви всю истину, открытую им Богом, «ей передали Таинства и в ней учредили пастырство—прямое преемство апостольства»19. «Церковь живет Апостольскими сокровищами и благодатью, от них излившеюся и переливающуюся из рода в род»20.

Корпус здания составляют все верующие, всякого пола, возраста и состояния. Они—живые камни, утвержденные на основании Апостолов и пророков (Еф.2,20) и слагающиеся в одно стройное целое силою веры (1 Пет.2,5-7; Кол.2,7)21. Не сами себя они положили при строении дома, а присоединены к нему, после уверо-вания во Христа, силою и благодатью Божиею22. Бог от вечности благоволил соделать их Своими сынами чрез Иисуса Христа, имея при том в виду, чтобы они прославляли и любили Его за дарованную Им великую благодать23. Иудеи и язычники, прежде разделенные и обособленные, верою, чрез Господа Иисуса Христа, как две стены, соединились в Церкви и образовали угол24. Их скрепляет Христос, крестом Которого они примирились (Еф.2,16) и Кровию Которого стали близкими, своими (οϊκετοι—домашние) Богу (Еф.2,13,19), составив единое великое семейство во Христе и имея доступ к Отцу в одном Духе (Еф.2,18).

Общая мысль апостола Павла о Церкви, сравниваемой со зданием,—это рост, возрастание Церкви25. Все здание (οικοδομή) Церкви, по Апостолу, «слагаясь стройно (σΰναρμολογουμένη—сгармонировыва-емо)» на Христе, возрастает (Еф.2,21)26, принимая в себя людей и народы и преобразовывая их. Церковь «идет к своей полноте и совершенству, пока завершится и станет храмом, Богу совершенным, не требующим уже дополнения и надстраивания»?7. Все в Церкви приводится к единству, целостности, гармонии, все занимает в ней свое место, соответствующее целому28. Верующие, под руководством богоуч-режденного пастырства, созидаются во Христе?9 в жилище Божие и таковым жилищем соделываются чрез действие Духа Святого (Еф.2,22)50. Любовь, изливающаяся от Духа, как цементом, соединяет всех, как бы сливая во едино31.

В этом учении апостола Павла о Церкви как доме, здании Божием, по словам епископа Феофана, «сказано все, чему мы веруем: что она едина, будучи утверждена на едином краеугольном камне, что она свята, как Духом Святым созидаемая, она вселенская, как обнимающая все времена и народы, и апостольская, на основании Апостолов созданная»52.

К понятию о Церкви как доме Божием, здании, Апостол присоединяет такое ее определение, как «столп и утверждение истины» (1 Тим.3,15)33. Столп (στύλος)—это, так сказать, деталь здания, то, на чем утверждается его крыша. Эта же мысль выражается и словом «утверждение (έδραίωμα)», так что слово «утверждение» усиливает понятие «столп»54. Именуя Церковь «столпом и утверждением истины», Апостол, во-первых, показывает, что Церковь (εκκλησία—собрание призванных) не просто собрание верных, «но такое собрание, которому открыта сама истина, божественное знание»33, «истина воплощения и всего хо-датайственного дела Сына Божия»36, а во-вторых, что эта истина содержится и сохраняется в Церкви в чистоте и неповрежденное™37. Истина дарована, вверена Церкви во всей полноте и пребудет в ней вечно, как и сама Церковь. Непреложным ручательством тому служит то, что Церковь имеет Духа Божия, Который во всем руководит ею (Ин. 16,13)38. Церковь есть Церковь Бога Живого (εκκλησία Θεού ζώντος) (1 Тим.3,15), Который Сам есть высочайшая Истина (Ин.14,6) и живет в Церкви, как в доме.

Относительно наименования апостолом Павлом Церкви домом Божиим, Церковью Бога Живого, столпом и утверждением истины один из новейших толковников замечает: «... Нельзя не усмотреть взгляда Апостола на Церковь с трех сторон: 1) со стороны богослужения—в этом отношении св. Павел называет Церковь οίκος Θεού (дом Божий); 2) со стороны возрождения в Церкви каждого человека и всего человечества посредством Церкви—и в этом отношении употребляется выражение εκκλησία Θεού ζώντος (Церковь Бога Живого). В Церкви Господь являет жизнь Свою и сообщает ее человечеству...39 ; 3) со стороны учения Апостол именует Церковь столпом и утверждением истины. В этом отношении Церковь есть хранилище, в котором блюдется как бы запас истины для всех веков и для всех народов»40.

Но понятие Церкви, как мы уже отметили, Павел не ограничивает христианами, живущими на земле. Церковью он именует и собрание Ангелов и духов праведников на небе (Евр.12,22-23). «Апостол не полагает разделения между ними. Церковь одна. И те, которые отошли в другую жизнь, в Церкви суть, и те, которые живут, в Церкви суть»41.

Церковь, взятая во всем великом составе своих членов, именуется у Апостола вышним42' или небесным, Иерусалимом (Гал.4,26; Евр.12, 22-23). Она—«матерь всем нам» (Гал.4,26). Называя Церковь небесным Иерусалимом, или «вышним (άνω)» градом, Апостол тем самым не позволяет ограничивать ее только земными членами, а возводит взор к небесному Иерусалиму, к лику торжествующих на небе (Евр. 12,22-23). Словами же «матерь всем нам»—не дозволяет исключать из этого Иерусалима верных Христовых, пребывающих на земле43.

Таков, по Апостолу, объем Церкви. Она охватывает небо и землю, время и вечность. И Ангелы и верные Богу люди образуют в Церкви единое гражданство Божие, потому что все они входят в полноту ее жизни44, дарованной чрез Христа, и все имеют Главой Того, Которому дана «всякая власть на небе и на земле» (Мф.28,18).

Здесь открывается еще одно существенное свойство Церкви: Церковь хотя и учреждена Христом на земле, но не «от мира сего» (Ин.17,16). Она - небесна, «небесна по своим совершенствам, силам, по тесному союзу с небом, с которым она составляет единое целое и образует в себе небесных граждан»45. Все истинные члены Церкви—«в сожительстве со святыми, в сынов-стве Богу»46. Они, по словам Златоуста, «выше неба, близ Самого Бога...»47 (Еф.2,5-6). Свыше, от Бога, они получают «силы, их возрождающие и подкрепляющие», потому и Церковь как вышний Иерусалим— «матерь всем нам» (Гал.4,26)48.

Но ничто так полно не выражает у Апостола понятие Церкви, как наименование ее телом Христовым. «Из всех наименований—это самое глубокое, можно сказать, неисчерпаемое, по своему существу»49. «Бог,— говорит Апостол,—воскресил Христа из мертвых и посадил одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою (κεφαλήν) Церкви, которая есть тело (χό σώμα) Его... (Εφ. 1,20-23; Кол.1,24)50.

Церковь (εκκλησία—собрание призванных)—таинственное, реальное тело Христово. Все верные последователи Христовы, рассматриваемые порознь или в отношении друг к другу, по Апостолу,—члены Христовы во всем своем телесно-духовном составе, а взятые вместе—одно тело Христово (1 Кор.6,15; 10,17; 12,27; Рим. 12,5), Церковь, Глава которой—Христос?1.

«Для уяснения наименования Церкви телом Христовым нужно иметь в виду образ обыкновенного гела, или организма»52. Апостол так и делает, когда сравнивает устройство и жизнь Церкви, вмещающей разнообразные дары, с телом, составленным из разных членов (рук, ног, глаз, ушей и т.д.) (1 Кор. 12,14-26). Такое сравнение глубоко верно, обстоятельно и поучительно во многих отношениях. Апостол использует его, чтобы побудить христиан к большему единомыслию, взаимной любви и миру. У них, как членов тела Христова, не может быть разногласий, распрей, превозношений одних над другими, как не бывает того в теле человека, все члены которого согласно служат друг другу и на пользу всего тела. Согласованное единство в действиях членов разумно, прекрасно и полезно (1 Кор. 12,22-26), напротив, разнобой—невозможен и даже нелеп (1 Кор.12,17,19,21).

Но прежде чем коснуться вопроса устройства и жизни Церкви как тела Христова по аналогии с телом человеческим, остановим внимание на Главе этого тела—Христе.

Как понимать главенство Христа в Церкви? Некоторые считают, что главенство Христа в Церкви нужно понимать в смысле первенства и разъяснение этого искать в усвояемых Апостолом Иисусу Христу предикатах: «начаток (άρχή), первенец из мертвых» (Кол. 1,18). Христос, с одной стороны, первый воскрес из мертвых (1 Кор. 15,20,23), с другой стороны, и именно в силу этого Он есть первоисточник, «из коего течет восстановительная сила»53, возрождающая и оживотворяющая падшее человечество, почему Иисус Христос и называется начальником (о αρχηγός) жизни (Деян.3,15; 5,31) и спасения (Евр.2,10)»?4. Действительно, Христос главенствует в Церкви и в смысле этого двоякого первенства. «В отношении к миру Он является первым как Творец и Промыслитель, а в отношении к Церкви—как Искупитель^5, виновник нового, духовного творения56. Более того, «как Единородному Сыну Божию и как Вождю и Спасителю нашему»57, Ему принадлежит главенство в Церкви и в смысле власти, начальства, господства. И эта власть Его, по Апостолу, подобна не власти мирского начальника, а власти мужа над женою (Еф.5,22-24; Лк.22,25-27). Однако понятием первенства и власти главенство Христа над Церковью не исчерпывается. Церковь и Христос—одно целое58,—единство «полное, вседовлеющее»59. «Как тело и глава составляют одного человека, так и Церковь и Христос... едино суть»,— говорит св. Иоанн Златоуст60. В силу такого тесного единства с Церковью, как со своим телом, Христос-действительная, в «ближайшем смысле слова» Глава тела Церкви61. Именно так мыслит Апостол главенство Христа, когда противопоставляет Его Церкви как Его телу. «Чтобы кто-нибудь, услышав слово «глава», не принял его в значении только власти (τήναρχήν), но в смысле собственном,—говорит Златоуст,—не счел Его только начальником (άρχονΐα), но видел в Нем действительную главу,—чтобы показать родство и близость... Церкви ко Христу, Апостол прибавляет: «которая есть тело Его» (Еф.1,23)»62. «Сказав: Глава, Апостол хочет показать близость к нам Господа и вместе великость человеколюбия Божия,—что Тот, Кто так высок и есть выше всех, благоволил соединиться так тесно с нашею низостию»63. Такое родство и близость Христа Церкви основывается частью на том, что Он Творец всякого создания, а частью—на событии Бо-говоплощения. В силу этих двух факторов—творения и воплощения—Христос—«Глава всего тела Церкви Его, по отношению к которой мы—разные члены»64. И само понятие о первенстве Его и власти в Церкви основывается на понятии Его существенного главенства в ней, а не наоборот65. Он—первый в Церкви и Владыка ее потому, что Глава тела ее, подобно тому, как в теле человека первенствующее значение принадлежит голове66. Он потому и «преимуществует во всем, что от Него, как от Главы Церкви, разливаются благодатные дары на всех верующих в Него, как членов сей Божественной Главе принадлежащих»67.

Значение Христа, как Главы, для Церкви всеобъемлюще. И сама Церковь и все, что в Церкви, имеет от Христа «и просто бытие и благо бытия»68. Она, по Апостолу, от Христа (Кол.2,19) и из Христа (Еф.4,16). Христос и Производитель Церкви, Сам Себе созидающий тело69, и Промыслитель ее, «питающий и греющий» Церковь, как Свою Жену, и Спаситель ее, предавший Себя за Нее в жертву Богу (Еф.5,1-2)70, чтобы «она была свята и непорочна» (Еф.5,25-27) и не имела на себе никаких следов старости71. «Без Христа Церковь стала бы обезглавленным трупом»72, мертвым, безжизненным, ибо только от Него Церковь «получает жизнь»73 и чрез Него, как «таинственное единение со всею Святою Троицею»74. Как из головы идут все нервы и управляют движениями тела, так и от Христа к Церкви идут все силы, необходимые для жизни'5. От Него, как от Главы,—«источники учения»76; в Нем— «средоточие христианской жизни, начало и конец ее...»77. Каждый член Церкви, получая от Христа духовное бытие, получает от Него и место в теле Церкви, и дар благодати на служение...78. Христос, как Глава, внутренне соприсущ Церкви79, все исполняет в ней (Еф.4,7-10)80, в силу чего Церковь есть Его полнота (ιό πλήρωμα) (Еф.1,23)81.

Но Христос имеет отношение к Церкви не только в плане онтологическом, но и в нравственном. Наименование Христа «мужем», а Церкви—«девою», употребляемое Апостолом (2 Кор.11,2-3), наилучшим образом выражает это нравственное отношение. Сущность его составляет любовь в самом возвышенном и полном ее проявлении. Именно любовь побудила Христа как бы «оставить Отца Своего и Бога и матерь Свою—Иерусалим небесный и придти на землю ради тела Своего»82—Невесты Своей, Церкви. За нее «Владыка Христос не отрекся и умереть»83. В ответ на любовь Христа Церковь, «не колеблясь, повинуется Ему во всем, что угодно Ему творить в ней и с нею во внутреннем ее устройстве и во внешней участи»84.

Теперь обратим внимание на строй и жизнь Церкви как тела Христова, сравниваемого Апостолом с телом человеческим. В этом сравнении, кроме того, что оно наглядно выражает близость и родство Христа Церкви и Его жизненное для нее значение, как головы для тела85, можно усмотреть целый ряд сходств6. Но наибольшая ценность этого сравнения в том, что оно прекрасно объясняет или выражает присущую Церкви идею живого единства во множестве, а также идею ее роста.

Тело человека есть живое органическое единство многих членов, которые не просто положены один подле другого, но занимают в нем определенное место и действуют соответственно назначению, установленному Творцом. Так и Церковь есть «гармоническое единство живых членов, субъектов действующих»87. Многие члены ее составляют «одно тело во Христе» (Рим. 12,5), хотя разнятся друг от друга и по образу служения, и по богатству духовных дарований, и по степени религиозно-нравственного совершенства.

Божественный Глава Христос соответственно разнообразию жизненных потребностей Церкви, для удовлетворения их, установил «особые благодатные служения»88, которых Апостол указывает девять89. Одни из этих служений определенны и всем известны в Церкви (Еф.4,11), «другие же ... менее определенны и ... различаются только по различию даров»90.

Различие в служениях и дарах определяет и различие членов по положению, занимаемому в Церкви: одни из них (пастыри и учители)?1 главенствуют в Церкви, управляют, учат, священнодействуют, другие (пасомые)—находятся в подчинении, послушании (Евр. 13,17).

И в нравственном отношении—«одни члены чисты, святы, полны блеска—подобно золоту и серебру, другие бесцветны, подвержены порче, повреждению, как дерево и глина»92.

Но при всем этом тело Христово (Церковь) остается единым. Печать безусловного единства лежит на самом существе Церкви и на всех ее неизменных основах93. Едино Основание (1 Кор.3,11) и Глава Церкви— Христос. Един Дух Божий, одушевляющий Церковь (1 Кор. 12,13). Едино евангельское благовестив, которым все призываются в нее (Гал. 1,7-8). Все через одну и ту же веру посредством единого крещения во имя Святой Троицы получают одинаково оправдывающую от грехов силу Духа и вступают в Церковь, где все одинаково имеют в Боге—Отца, Который всегда один и тот же (Еф.4,5-6)94. Все члены Церкви вкушают от одного и того же Хлеба и пьют из одной и той же Чаши (т.е. Тела и Крови Господней) (1 Кор. 10,16-17).

Наконец, всех членов Церкви объединяет единство жизни и единство идеала, жизненной цели. Ибо Церковь есть единство не мертвое, а живое, «всегда себя удерживающее и утверждающее»95. Существо жизни как всего тела Церкви, так и каждого ее члена составляет «постоянное, глубочайшее и теснейшее единение с Богом Отцом и Господом Иисусом Христом»16. Начало и источник этой жизни—Дух Святой, действующий в каждом члене и во всем теле Церкви, благодаря чему Церковь «находится во всегдашнем общении со своим Главою»97.

Единый идеал и «последняя цель» всех стремлений Церкви—Христос98. От Него Церковь все получает и к Нему единому устремляется как к своей Главе.

Разнообразие и различие духовных даров и служений не только не нарушает всего вышеуказанного единства, но, напротив, по премудрому замыслу Основателя Церкви, служит к его сохранению и созиданию (Еф.4,11-12)99. Все дары и служения одинаково необходимы для полноты жизни Церкви, которая составляется и совокупляется «при действии в свою меру каждого члена» (Еф.4,16). По отношению к единому телу Церкви все носители даров и служений то же, что в человеческом теле разные его органы, составляющие единое тело и по-разному служащие на общую пользу всего тела, особенно же тех его членов, «которые кажутся почему-либо недостаточно обезопашенными или нарушающими достоинство всего тела вообще»100. На сильных членах лежит нравственный долг «сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15,1), чем также обеспечивается единство101.

Далее, сравнение тела Церкви с телом человеческим раскрывает, как мы уже указали, и идею роста Церкви. «Как обыкновенное тело растет, увеличивается, так», по Апостолу, «и тело Христово созидается (Еф.4,12), творит возращение (Еф.4,1 б)»102. Это созидание и рост Церкви ничем так точно не выражается, как сравнением именно с ростом живого тела, организма. Организм, как известно, возрастает не чрез присоединение к нему чего-то такого, что не дано первоначально в его идее, а «чрез развитие уже данного, наперед положенного»103. Так и Церковь возрастает не в существе своем—ибо в существе «она есть полнота, где все дано для жизни, а возрастает в отношении к своим членам..., которые умножаются в числе и, в то же время, духовно совершенствуются, преобразуются в благодатной среде Церкви»104. Возрастание Церкви «есть осуществление того идеала, который дан ей во Христе»105. Из полноты Церкви члены принимают все от Христа, чтобы достигнуть меры Его возраста, то есть того духовного «возраста, которому свойственна полнота действующих благодатных сил Христовых или который характеризуется восприятием этой полноты»106. Члены Церкви только постепенно приходят в этот возраст, постепенно делаются способными к восприятию полноты дарований Христовых, и в этом смысле тело Христово постепенно созидается107. Весь строй Церкви, все благодатные в ней служения и Таинства служат этому общему созиданию тела, ибо они для этого и установлены.

Итак, Церковь, при всем многообразии своего состава, есть единый богочеловеческий организм, подобный человеческому телу, и живет и растет, как живет и растет тело. Аналогию между телом человека и телом Церкви можно проводить и дальше, хотя она уже не будет иметь такой ценности и необходимости, как при выражении идеи церковного единства и роста.

К примеру, в человеческом теле есть своя система питания, чрез которую тело усвояет необходимое ему, «и тем живет и растет»108. В Церкви этой системе питания будет соответствовать проповедь слова Божия и Божественные таинства109, т.е. способы, которыми сообщается членам: 1) ведение богооткро-венных истин и 2) излияние Божественной благодати. Благодать и истина—пища Церкви, единственно которою она питается и возрастает «возрастом Божи-им» (Кол.2,19)110.

В человеческом организме есть свои жизненные нормы, законы, нарушение или расстройство которых ведет к болезни и смерти. Так и Церковь живет и развивается в своих членах по свойственным ей законам, нарушение которых отдельными членами ведет этих членов к духовной смерти и отпадению от тела Церкви111.

Но то, что в теле человека «происходит по законам необходимости, законам физическим и химическим», то в Церкви совершается по законам свободы и духа!12, высшим проявлением которых является христианская любовь. На членах Церкви лежит долг—сгармонировать себя и сочетать посредством любви113, «истинною любовью все возрастить в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.4,15-16)114.

В заключение темы можно привести следующие слова проф. Богдашевского: «Церковь есть единое, но в то же время многосоставное тело Христово, скрепляемое многоразличными восприемлемыми подаяниями Духа Христова, даруемыми соответственно силам и назначению ее членов, и будучи таким гармоническим единством в различии или многообразии, Церковь во Христе и чрез Христа, как своего Главу, возрастает в любви всех верующих», «доколе все придем... в меру полного возраста Христова» (Еф.4,13)115.

Таково учение святого апостола Павла о Церкви, выраженное им в определениях, образах и сравнениях, которое мы и изложили в общих чертах, использовав толкования святых отцов и исследования ученых богословов.

ПРИМЕЧАНИЯ


1    57 раз, по нашему подсчету.

2    Св.Иоанн Златоуст: «Вся Церковь есть совокупность званных». См.: Еп.Феофан. Толк. Поел. св.ап.Павла к Рим., 1-8 гл. М., 1890.С.26.

У классических писателей употребляется три слова для обозначения собраний: 1) σεύγλησις—означает собрание первых людей государства, сановников, консулов; 2) διό κλησις—собрание толпы, смешанное собрание всякого рода людей; 3) εκκλησία—собрание граждан, то есть людей, принадлежащих одному государству, управляемых одними законами.

У афинян различались двоякого рода собрания: 1) έκκλησίαι— собрания узаконенные, когда люди, имевшие право на участие в обсуждении государственных дел, созывались властью, законным порядком; 2) ocyopaiai—собрания смешанные, беспорядочные, где сходилась толпа всякого рода людей. В Ветхом Завете εκκλησία употребляется часто для обозначения народного собрания, имеющего священный, религиозный характер (Втор.18,16; 3 Цар.8,22) и соответствует еврейскому—кагал. См.: Богдашевский Д. Послание св.ап.Павла к Ефесянам. Киев, 1904.С.326-327.

3    Хотя слово «полнота» можно относить также и ко Христу. См.: Еп .Феофан. Толк. Поел, св.ап.Павла к Еф. М.,1893.С.124.

4    Еп.Никанор. Толковый Апостол. Ч.III.СПб., 1905.С.161.

5    Богдашевский Д. Цит.соч.С.426.

6    Еп.Феофан. Толк. Поел, св.ап.Павла к Рим., 9-16 гл. М.,1890.С.115.

7    Еп. Феофан. Толк. Поел, св.ап.Павла к Кол. и Флм.М., 1892.С.263.

8    Полянский П. Первое Послание св.ап.Павла к Тимофею. Сергиев Посад, 1897.С.408-409.

9    Там же. С.411.

10    Архиеп. Филарет Черниговский. Опыт объяснения на Послание ап.Павла к Галатам. Чернигов, 1862.С.29.

11    Еп.Феофан. Толк. Поел, св.ап.Павла к Флп. и Сол. М.,1895. С.214.

12    Еп .Никанор. Цит.соч.Ч.Н.СПб.,1904.С.Ю1.

13    Розанов Н. Обозрение посланий св. Апостолов. Поел, св.ап. Павла к Рим., Кор. и Гал. М.,1886.С.163.

14    Еп .Никанор. Цит.соч.Ч.III.С.55.

15    Там же. С. 161.

16    Там же. Еп. Феофан. Толк. Поел, к Рим., 9-16 гл. С. 115.

17    Еп.Никанор. Цит.соч.С. 104.

18    Еп. Феофан. Толк. Поел, св.ап.Павла к Еф. С. 190.

19    Еп.Феофан. См.: Еп.Никанор. Цит.соч.Ч.Н.С.430-431.

20    Еп. Феофан. См.: Богдашевский Д. Цит.соч.С.536.

21    Мухин Н. Послание св.ап.Павла к Колоссянам. Киев, 1897.С.148.

22    Богдашевский Д. Цит.соч.С.419.

23    Розанов Н. Обозрение посланий Апостолов. Послание св.ап.Павла к Еф., Флп. и т.д. М.,1886.С.5.

24    Иоанн Златоуст. См.: Еп. Феофан. Толк. Поел, к Еф. С. 191.

25    Еп.Феофан. Цит.соч.С.192-193.

26    Οικοδομή, собственно, обозначает не здание, как переведено в Еф.2,21, а строение, как переведено в 1 Кор.3,9, и указывает на акт, процесс. См.: Богдашевский Д. Цит. соч.С.423.

27    Еп.Феофан. Цит.соч.С.193. Еп.Феофан также говорит: «Церковь теперь есть целое здание, жилое; но увеличивается, пока придет в меру храма, как он задуман Богом». Рост Церкви епископ Феофан уподобляет росту дерева, которое, имея все необходимое для жизни, «растет, не новые части приобретая, а увеличиваясь и расширяясь в каждой своей, уже имеемой части» (Там же. С. 195).

28    Там же. С.423-424.

29    Т.е. по вере в Него, по благодатному домостроительству спасения, учрежденного Им. Еп .Феофан. Цит.соч.С. 158.

30    Богдашевский Д. Цит.соч.С.425.

31    Еп. Феофан. Цит.соч.С. 198.

32    Там же. С. 197 См.: Еп .Никанор. Цит.соч.Ч.И.С.421.

33    а) Иерусалимский синедрион у иудеев также назывался столпом (στύλος) и основанием (εδραίωμα—основание), т.е. основанием иудейских преданий. У раввинов же был обычай для выражения важности и силы предлагаемой мысли употреблять слова: столп и основание. Вероятно, этот обычай имел какую-то связь с двумя столпами Соломонова храма, которые назывались Иахин и Воаз (3 Цар.7,21; 2 Цар.3,17). Апостол, говоря «столп и утверждение», может быть, представлял в это время храм Соломона или же выразился так о христианской Церкви по сравнению с иерусалимским синедрионом. См.: Полянский П. Цит.соч.С.411.

б) Некоторые протестантские экзегеты, между прочим, с целью опровергнуть авторитет Христовой Церкви, слова «столп и утверждение истины» относят не к Церкви, а к последующей речи Апостола, принимая их в качестве предиката для «великая благочестия тайна». Главною точкою опоры для этого мнения служит союз και—и, с которого будто бы неудобно начинать новую речь. Но ни грамматически, ни по общему построению речи Апостола это мнение не оправдывает себя. Все отцы Церкви понимали слова «столп и утверждение» как относящиеся к Церкви. Это также не отвергается старопротестантскими догматистами и Римскою Церковью. (Полянский П. Цит. соч.С.409-410,34) «Можно, впрочем, в слове στύλος— столп находить понятие благонадежной твердости, а в слове εδραίωμα—утверждение—понятие постоянного пребывания, неподдающегося никакому насилию» (Там же. С.411).

35    Там же. С.410.

36    Там же. С.419.

37    Там же. С.411-412.

38    Там же. С.412.

39    «Он является живым, когда вызывает слезы из сердца блудниц и этими слезами омывает их грехи, когда распо-

лагает корыстолюбцев подражать покаянию Закхея, когда воздвигает от камени, чада Аврааму» (Полянский П. Цит.соч.С.412-413).

40    Там же.

41    Еп. Феофан. Толк. Поел, к Еф.С.194.

42    Что вышний Иерусалим означает именно Христову Церковь, это утверждают и Златоуст и епископ Феофан. См.: Еп .Никанор. Цит.соч.Ч.11.С.383. См. также: Лопухин А.П. Толковая Библия. Т.12.СПб.,1914.С.222.

43    Архиеп. Филарет Черниговский. Цит.соч.С. 125.

44    «Ангелы взирают на Церковь и поучаются в ней премудрости Божественного домостроительства (Еф.3.10); для их деятельности теперь открылся, так сказать, больший простор; они приближены к человечеству и «пребывают в веселии» (Блж. Феодорит. Migne. 82,512) (Богдашевский Д. Цит.соч.С.294).

45    Еп. Феофан. См.: Еп .Никанор. Цит.соч.

46    Еп.Никанор. Цит.соч.Ч.II.С.420.

47    Лопухин А.П. Избр.соч.С.488.

48    Там же. С.222.

49    Богдашевский Д. Цит.соч.С.328.

50    На Еф. 1,22 «существуют переводы: «и Того дал, как главу над всем, Церкви»; или: «и Того дал, поставленного над всем, Церкви, как главу»; или: «и Того дал Церкви в главу над всем...». Наиболее естественно, согласно с древними экзегетами и некоторыми новыми, понимать κεφαλήν θπερ πόα/τα в смысле: «главу, возвышающуюся над всем, превосходящую все,—или главу высочайшую...», в том смысле, что глава Церкви —возвеличенный, прославленный Христос, Которому все покорено. Св.Иоанн Златоуст и преосвящ. Феофан дают иное изъяснение: «возвысил Бог человечество в лице Спасителя, но выше всего то, что Он дал Его во главу Церкви» (Богдашевский Д. Цит.соч.С. 325-326).

51    Еп.Феофан именует Церковь телесно-духовным организмом, говоря: «Как члены нашего тела с головою составляют один живой организм, водимый главою: так верующие, крещением втелесяемые Христу, как Главе, с Ним образуют один—телесно-духовный организм» (Толк. Поел, к Еф. С. 123). Богдашевский же называет Церковь—тело Христово—духовным телом, духовным организмом (Цит. соч.С. 152,328). Но только ли Церковь Христова—духовное тело, если Апостол прямо говорит христианам: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа?..» и т.д. (1 Кор.6,15). Воистину, Церковь Христова—тело таинственное!

52    Богдашевский Д. Цит.соч.С.328.

53    Ей. Феофан. Толк. Поел, к Кол. и к Флм. С.53.

54    Мухин Н. Цит.соч. С. 138-139.

55    Там же. С. 140.

56    Там же. С. 138.

57    Еп.Никанор. Цит.соч.Ч.III.С.241.

58    Розанов Н. Поел, св.ап.Павла к Еф., Флп. и т.д. С.8.

59    Богдашевский Д. Цит.соч.С.642.

60    Еп.Феофан. Толкование 1-го Поел, к Кор. М.,1893.С.452.

61    Розанов И. Поел, св.ап.Павла к Еф., Флп. и т.д. С.8.

62    Богдашевский Д. Цит.соч.С.327-328.

63    Иоанн Златоуст. См.: Еп. Феофан. Толк. Поел, к Кол. и Флм. С.52-53.

64    Еп.Никанор. Цит.соч.Ч.II.С. 179.

65    «Так как Церковь есть здание Божие (Θεου οικοδομή 1 Кор.3,9; Еф.2,21), то учение о Христе, как Главе тела Церкви, можно ставить в связь с учением о Христе, как краеугольном камне здания, положенном во главу угла (Пс.118,22; Мф.21,42; Мк.12,10; Лк.20,17; 1 Петр.2,7; 2,20)» (Богдашевский Д. Цит.соч.С. 153).

66    Еп.Никанор. Цит.соч.Ч.II.С.516.

67    Прокопович А. Мысли при чтении Послания св.ап.Павла к Колоссянам. СПб.,1820.С.82.

68    Блж. Феофилакт. См.: Еп.Никанор. Цит.соч.4.II.C.530. Он, по словам Еп.Феофана, «и состав тела Церкви держит и живительною проникает ее силою» (Толк. Поел, к Кол. и Флм. С. 144).

69    Еп.Феофан. Толк. Поел, к Еф. С.279. «Он призват Церковь к вере, живо соединил с Собою в крещении..., телом Своим и Духом Святым преисполнил» (Еп. Феофан. Толк. Поел, к Флп. и Сол. С.438).

70    Еп.Никанор. Цит.соч.Ч.II.С.404-405. Богдашевский Д. Цит. соч.С.631. Блж. Феофилакт. См.: Еп.Никанор. Цит.соч. Ч.II.С.443.

71    Блж. Феофилакт. См.: Еп. Никанор. Цит.соч.С.443.

72    Розанов Н. Поел, к Еф. С.8-9.

" Богдашевский Д. Цит.соч.С.557,629,151.

74    Еп.Никанор. Цит.соч.Ч.III.С.180-181.

75    Лопухин А.П. Цит.соч.С.245.

76    Блж. Феодорит. Migne 82,613; Иоанн Златоуст. Цит.соч. С.62,85. См.: Богдашевский Д. Цит.соч.С.563; Еп. Феофан. Толк. Поел, к Кол. и Флм. С. 144.

77    Еп.Никанор. Цит.соч.4.II.C.516.

78    Одним словом, Христос для Церкви—«хлеб жизни (Ин.6,48) и Пастырь добрый (Ин.10,11)» и члены ее «все в совокупности произошли от Его плоти и костей (Еф.5,28-30)» (Розанов Н. Поел, к Еф. С.26).

79    Мухин Н. Цит.соч.С. 155.

80    Богдашевский Д. Цит.соч.С.565.

81    Как понимать слово «полнота»—в действительном значении или же в страдательном? Одни толковники (Иоанн Златоуст, блаж. Феофилакт и др.) понимают его в действительном значении, говоря, что Церковь восполняет собою Христа, хотя Христос Сам наполняет все. Так, по словам Викторина, «Христос, чтобы быть полнотою целою и совершенною, собирает рассеянные члены» (см.: архиеп.Фк-ларет Черниговский. Цит.соч.С. 103). По словам же Златоуста, «тогда только исполнится глава, когда устроится совершенное тело» (Еп. Феофан. Толк. Поел, к Еф. С. 126). Розанов же говорит, что «Церковь есть нечто, так сказать, дополняющее Христа как искупителя... Христу Искупителю, если бы Церковь искупленных Им не была Его телом, не доставало бы существенно необходимого для того, чтобы быть Главою...». «Без Церкви Христос хотя бы и остался самостоятельным Владыкою всего, но был бы так разъединен с миром, что Его можно бы назвать тогда главою, лишенною тела» (Толк. Поел, к Еф. С.8-9). И другие толковники (например, проф. Д.Богдашевский) понимают слово «полнота» в страдательном значении. «Полнота» есть то, что наполняется или наполненное, последнее мнение представляется более правильным, потому что в первой главе Послания к Ефесянам речь идет о том, что Церковь получила, а не о том, что она сама дает. (Лопухин А.П. Цит.соч.С.245). При таком мнении Церковь, говоря словами еп.Феофана, представляется исполненной Христом. «Он ее наполняет всю, во всем составе и во всех членах по частям,—и в ней и в членах ее Он все исполняет... Его—свет ведения, присущего Церкви... Его— святость, которою Он исполняет ревнителей святости... Его—всякие другие дарования духовные, видные в Церкви. В Церкви—все и во всем Христос (Кол.3,11)» (Толк. Поел, к Еф. С. 124-125).

82    Иоанн Златоуст. См.: Еп .Никанор. Цит.соч.4.II.C.444.

83    Блж. Феодорит. См.: Еп. Никанор. Там же. С.443.

84    Блж. Феофилакт. См.: Еп .Феофан. Толк. Поел, к Еф. С.418-419.

85    Правда, «коррелятивным (соотносительным) понятием тела является собственно не голова, которая сама есть часть тела, а душа или дух; но Апостол строго удерживает взятый им образ видимого тела в его обычных функциях, где голова представляется источником жизни, и потому нет тела без главы, как не существует и голова без тела...». По библейской психологии голова (κεφαλή), вообще, «представляется синонимом жизни, психической деятельности (Мф.5,36; Лк. 21,28 и др.)» (Богдашевский Д. С.154-155).

86    Там же. С. 151,329.

87    Там же. С.560.

88    Там же. С.565.

89    Соответственно девяти дарам Духа (1 Кор. 12,28-30).

90    Еп .Никанор. Цит.соч. Ч. II. С.223-224. О богатстве даров в первенствующей Церкви св. Иоанн Златоуст говорит: «Церковь» тогда была небом; Дух все устроял в народе: руководил и вдохновлял каждого из предстоятелей... А теперь не то... Говорю это, имея в виду не дарования...; но жизнь и добродетель» (Богдашевский Д. Цит.соч.С.235).

91    Это: епископы, пресвитеры и диаконы, которые поставляются на свое служение особым действием благодати Божией, чрез священное рукоположение (1 Тим.3,2,8; 5,17; Тит. 1,5,7; 1 Тим.4,14; 5,22; 2 Тим. 1,6) (Троицкий М. Послания св.ап.Павла к Тимофею и Титу. Казань, 1884. С.71-72).

92    Троицкий М. Цит.соч.С.70. Апостол сравнивает «духовную разность членов Церкви с разностью сосудов у богатого домо-владыки, у которого бывают разные по цене и достоинству сосуды для различного употребления—высокого и низкого, святого и скверного, почему и часть им бывает разная» (2 Тим.2,20) (Еп.Никанор. Цит.соч.Ч.Ш. С.151).

93    Богдашевский Д. Цит.соч.С.509,565.

94    Там же. С. 153. Еп.Никанор. Цит.соч.Ч.П.С.428. Розанов Н. Поел, к Еф. и т.д. С. 17.

95    Богдашевский Д. Цит.соч.С.560. Живя «божескою жизнью», Церковь, по словам еп.Феофана, «множит, усиливает и укрепляет сию жизнь» (Толк. Поел, к Кол. и Флм. С. 142).

96    Титов Ф. Первое Послание св.ап.Павла к Фессалоникий-цам. Киев, 1893.С.93.

97    Еп.Никанор. Цит.соч.Ч.III.С.104.

98    Богдашевский Д. Цит.соч.С.339,565.

99    Блж. Феодорит, например, так говорит об Апостолах, пророках и учителях, а следовательно, и вообще о пастырях: «Что в теле сочинения, то в составе Церкви Апостолы, пророки и учители» (Еп.Феофан. Толк. Поел, к Кол. и Флм. С. 143). Они служат как бы связками в теле Церкви, которыми тело соединяется (Кол.2,19) (Богдашевский Д. Цит.соч.С.329,563).

100    Еп .Никанор. Цит.соч.Ч.П.С.220-223

101    Относительно идеи единства Церкви проф. Д.Богдашевский говорит: «Идея единства Церкви органически связана с учением о Церкви, как теле Христовом... Эта идея не возникает на основе созерцания отдельных частных Церквей, не образуется, так сказать, путем абстракции, а она неразрывно связана с самим понятием Церкви, переносится на отдельные Церкви, которые не суть σώματα του Χρίστου (тела Христовы), а каждая есть единое тело Христово». Единство Церкви, о котором говорит ап. Павел, «не есть единство отдельных Церквей, а единство членов Церкви, связанных единством веры, любви, христианского упования; оно вовсе не предполагает вполне развитого церковного устройства, хотя в будущем несомненно служило основою последнего» (Богдашевский Д. Цит.соч.С. 153).

102    Там же. С. 151.

103    Там же. С.424.

104    Там же. С.424. О росте Церкви еп.Феофан говорит так: «Единение каждого с Ним (т.е. Христом) член за членом прилагается к Нему. Количество соединенных с Ним растит вокруг Его члены, кои быв исполнены Им, единым созидательным и живительным началом, и сами в себе единятся, составляя союз, совершенно сходный с союзом членов в теле» (Толк. Поел, к Еф. С. 123). Таким образом, весь рост Церкви сводится к понятию «единства». Церковь растет в единстве своих членов со Христом, а через Христа—и между собой. Новые члены прилагаются к этому единству, а уже существующие—растут в совершенстве этого единства.

105    Богдашевский Д. Цит.соч.С.339.

106    Там же. С.548,338.

107    Там же. С.549.

108    Еп.Феофан. Толк. Поел, к Кол. и Флм. С. 143.

109    Среди Таинств ап.Павел особенно останавливается на Крещении и Причащении. Крещение, как таинство, вводит верующих в то состояние жизни, характерной особенностью которой является близость к Богу, в какой находится Христос. Крещающийся облекается во Христа (Гал.3,27). Малахов Я.Я. Послание св.ап.Павла к Галатам. Казань, 1897. С.239-240). В таинстве Причащения, или Евхаристии, Христос преподает нам Свое Тело и Кровь {Богдашевский Д. Цит. соч.С.328). «Причащающиеся входят в теснейшее единение с Господом и сами составляют из себя единое тело Церкви, Глава коего есть Христос». «Как хлеб,—говорит св. Иоанн Златоуст,—составляемый из многих зерен, делается единым, ...хотя в нем есть зерна, так и мы соединяемся друг с другом и со Христом. Ибо мы питаемся одним и тем же Телом... дабы отложив прежнюю мертвенную плоть, мы уготовились, посредством этой трапезы, в жизнь бессмертную» (На 1-е поел, к Кор., изд.СПб. Духовной Академии. Ч.2.С.31) (Еп.Никанор. Цит.соч. Ч.11.С. 205-206).

110    Еп.Феофан. См.: Еп.Никанор. Цит.соч.Ч.II.С.530.

111    Иоанн Златоуст говорит, что есть два рода отпадения или отделения от Церкви: «Один, когда мы охладеваем в любви, а другой, когда осмеливаемся совершить что-нибудь недостойное в отношении к сему телу» (Еп. Феофан. Толк. Поел, к Еф. С.310).

112    Богдашевский Д. Цит.соч.С.329.

113    Еп .Никанор. Цит.соч.Ч.II.С.404-405.

114    Относительно любви нужно сказать, что она есть жизненный нерв тела Церкви и основа его роста. Любовь дана Церкви как высший закон ее Основателем (Ин. 13,34-35; Гал.6,2). Любовь «все соединяет, сближает и сопрягает», и только посредством любви члены Церкви приводятся в стройное единство, в одно тело. Без любви каждый член Церкви «замыкался бы в себе, не знал бы других членов и являлся бы обособленным». Поэтому без любви он мертв, подобно как «рука, отнятая от тела, лишена жизни тела» (Богдашевский Д. Цит.соч.С.564; еп .Никанор. Ч.И.С.521-522,220-223,229). По словам св.Иоанна Златоуста, любовь каждого члена Церкви должна распространяться на всю Церковь. «Если,—говорит он,—любовь, которая должна распространяться на всю Церковь Божию, мы сосредоточим на одном или только двух, то этим мы повредим и самим себе, и им, вообще—всем» (Еп.Никанор. Цит. соч.Ч.II.С.57).

115    Богдашевский Д. Цит.соч.С.565-566.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru