«Я должен видеть и Рим» (Деян. 19,21)

Намерение посетить столицу мира Павел впервые выразил во время своего третьего миссионерского путешествия, находясь в Ефесе, хотя сам план был задуман им задолго до этого. Однако из-за других, более важных задач Апостол снова и снова откладывал его выполнение. В Коринфе, куда он направился из Ефеса, он начинает по-настоящему готовиться к поездке в Рим: он сообщает римской общине в пространном письме о своем приезде и излагает в нем истины Евангелия. Затем он едет в Иерусалим, чтобы доставить тамошней общине средства, которые он собрал. Из Иерусалима он думает ехать в Рим, но произошло не так, как он думал.

Во избежание недоразумений и в доказательство своей лояльности к закону Моисея, Павел по совету апостола Иакова заявил, что он готов принести жертву в Иерусалимском храме. Здесь его увидели асийские иудеи и возмутили против него весь народ. Они обвинили Павла в том, что он попирает закон, ввел эллинов в храм и тем самым осквернил святое место. Возбужденная иудеями толпа набросилась на Павла, чтобы расправиться с ним. Только появление римских солдат, находившихся в казармах крепости Антония, расположенных в непосредственной близости от храма, спасло Апостолу жизнь. Павел арестован, впрочем, как римский гражданин, он защищен от избиения в заключении и на допросах. Противники Павла, опасаясь, что приговор суда будет, как им казалось, слишком мягким, замыслили убить его.

Однако племянник Апостола узнает об их заговоре и сообщает о нем своему дяде. Ответственный за безопасность узника римский тысяченачальник Клавдий Лисий велит перевести Апостола под усиленной военной охраной в Кесарию Приморскую, резиденцию римского наместника. Павла содержат не под строгим надзором, и он пользуется целым рядом привилегий. Но так как процесс затянулся (наместник Марк Антоний Феликс надеялся получить взятку от Павла), Апостол, боясь, что его выдадут иудеям, решает воспользоваться своим правом римского гражданина и апеллирует к кесарю. Он объявляет суд, который собирается на рассмотрение его дела, недействительным и требует суда кесаря в Риме.

В ночь после ареста в Иерусалиме Павлу во сне явился Господь и обещал ему: «Дерзай, Павел; ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деян.23,11).

Препровождение Павла и некоторых других заключенных в Рим поручено было сотнику Юлию из «когорты кесаря». Лука, который вместе с Аристархом из Фессалоники имел право сопровождать Апостола, в двух последних главах Деяний привел описание этого морского путешествия—единственный в своем роде, по отзывам ученых, культурно-исторический документ эпохи Римской империи, дающий широкое представление об античном мореходстве.

Сначала путники плыли на корабле, прибывшем из Адрамита, и, сделав остановку в Сидоне, достигли Мир Ликийских; здесь они пересели на александрийский корабль, державший курс на Италию. Следующая остановка—остров Крит. Хотя в это время года плавание на корабле опасно, вопреки совету Павла, было решено продолжать путешествие. Корабль попал в страшный шторм; носимые по бурному морю четырнадцать дней, мучимые морской болезнью, экипаж и пассажиры казалось вот-вот погибнут. Апостол поддержал своих спутников, вселил в них надежду на спасение: «...Убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: не бойся Павел! тебе должно предстать пред кесаря; и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою» (Деян.27,22-24). И действительно, все 276 человек, плывшие на корабле, спаслись: корабль, подойдя к берегам Мальты, сел на мель, пассажиры же и команда вплавь (кто умел плавать—сам, а кто не умел—на обломках корабля) выбрались на берег. После трехмесячного пребывания на острове плавание продолжилось на александрийском корабле «Диоскуры»; который, минуя Сиракузы и Ри-гию, прибыл в Путеол, к северной стороне Неаполитанского залива. Здесь морское путешествие окончилось; дальнейший путь лежал по «Виа Аппиа»: «А потом пошли в Рим» (Деян.28,14).

Последние 60 километров на этом пути Апостола сопровождали христиане—жители столицы. Они вышли ему навстречу и ждали его у Форума на Аппиевой площади. Здесь кончался канал, по которому с трудом продвигались лодки, и на этом перевалочном пункте разминуться едва ли было возможно. Павел очень рад был оказанному ему приему. Но, собственно говоря, он иначе представлял себе свое прибытие в Рим!

Через ворота «Порта Аппиа» Апостол вошел со своими спутниками в город. Сначала узников приводят в главный штаб преторианцев, расположенный на другом конце города, а затем передают в распоряжение коменданта казармы—начальника гвардии Афрания Бурра. По-видимому, первые ночи Павел проводит в казарме, а потом получает разрешение арендовать квартиру с солдатом, приставленным его охранять.

Подлинным строителем и обновителем Рима был император Август. Он разделил город на 14 районов, велел построить подземную сеть канализации и водопровода, обновил более 80 храмов, оборудовал библиотеки и распорядился привезти много дорогого мрамора для строительства. Старые кирпичные постройки были снесены, а на их месте возведены великолепные дома из мрамора. При преемнике Августа—Тиверии дальнейшее строительство города приостановилось. Важнейшим зданием, построенным во время его правления, была преторианская казарма, куда доставили Павла.

Первые впечатлениея о Вечном городе, население которого насчитывало миллион жителей, Апостол получил еще на пути к нему: огромные, прекрасные сады и в то же время узкие, грязные закоулки; валиколеп-ные мраморные здания—и многочисленные многоэтажные казарменного типа дома, сдававшиеся в аренду. В одном из таких жилищ он и поселился. С виду эти дома казались достаточно благоустроенными. Они были пяти-или шестиэтажными; на первом этаже, за зелеными проходами, находились лавки; лоджии и балконы с вьющимися растениями, горшки с цветами у многочисленных окон и пестрые, мозаичные камни оживляли фасад. Но дома были непрочные: из-за частых обвалов была предписана определенная толщина стен; высота ограничивалась двадцатью метрами. Деревянные постройки часто страдали от пожаров; каминов не было; неустойчивая жаровня, служившая печью, могла стать причиной пожара. Правда, в некоторых частных домах было центральное отопление и водопровод, но такую роскошь могли позволить себе очень немногие. Окна закрывались деревянными ставнями; помещения освещались небольшими глиняными лампами, от которых было не так много света. Из-за узких улиц телеги могли проезжать только по ночам, и тогда их грохот и ругань погонщиков мулов нарушали покой обывателей. С наступлением дня все опять принимались за работу: цирюльники стригли и брили прямо на улице; повара тут же, стоя над дымящимися кастрюлями, расхваливали приготовленную ими пищу; продавцы зазывали покупателей, ремесленники открывали свои будки—от криков зазывал, лязга металла, людского говора повсюду царил невообразимый шум.

Выходившая со времени Цезаря в Риме газета (мы, конечно, не знаем, с какой периодичностью) не сообщила о прибытии Павла, хотя помещала не только государственные, но и частные сообщения: о рождениях, свадьбах, разводах и смерти. Разумеется, это касалось только знатных семей. Тем не менее, весть о прибытии Апостола быстро распространилась по городу; он принимает всех, кто к нему приходит (Деян.28,30). Процесс по его делу продолжался в Риме два года; по прошествии полутора лет, согласно опубликованному распоряжению Нерона, обвинение следовало возобновить. Мы не знаем, пропущен ли был противниками Апостола этот срок, и Павел поэтому был освобожден, или в ходе рассмотрения дела была установлена его невиновность. Деяния святых Апостолов нам об этом ничего не сообщают. Но одно нам известно: Павел времени не терял; он жил, «проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян.28,31).
 

Церковные Таинства

— Для того чтобы правильно подготовиться к исповеди, нужен постоянный экзамен совести, а также пребывание в уединении для рассуждения о своих грехах.

Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Следует отметить, что духовное церковное пение полезно для души православного христианина, его можно и нужно слушать. Но и в этом необходима рассудительность — слушать в надлежащей обстановке, чтобы имя Господне, Который прославляется в этом пении, не подвергалось нареканию или осуждению.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Апрель 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
111214151617
18192021222324
252627282930 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru