«Облекитесь во всеоружие Божие» (Еф.6,1 1)

То, что жизнь христианина в этом мире есть постоянная борьба, Павел испытывал все время. Но если он так сильно подчеркивает ратоборчество христианина, то в первую очередь имеет в виду не гонения или споры о вере. Главным и самым опасным противником человека является он сам, его падшее естество, ибо неискупленный человек, как пленник, находится во власти греха. Христос уплатил выкуп, грешник теперь свободен, но опасность еще не миновала, борьба еще не окончена. Христианское служение—это подвиг, верующие—воины, которые должны быть готовы к духовной битве: «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес.5,8).

Для читателя Ветхого Завета образы войны и воинской доблести не были чем-то новым. Ведь духовная борьба, борьба добра и зла в человеке и есть настоящая битва, требующая от него большого мужества. Недаром одно из имен Бога, часто встречающееся в Ветхом Завете,—Господь Саваоф, что значит—Господь воинств. Пророк Исайя, изображая Бога, как героя войны, говорил о Нем, что препоясание чресл Его—правда, пре-поясание бедр Его—истина, и Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом (Ис.11,5. 42,13; 59,17). Другой ветхозаветный пророк, Соломон, в Книге Премудрости описал доспехи Божии: «Он возьмет всеоружие-ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам; облечется в броню—в правду, и возложит на Себя шлем—нелицеприятный суд; возьмет непобедимый шит—святость; строгий гнев Он изострит, как меч, и мир ополчится с Ним против безумцев. Понесутся меткие стрелы молний и из облаков, как из туго натянутого лука, полетят в цель. И, как из каменометного орудия, с яростью посыплется град...» (5,17-22).

В борьбе против царства сатаны человек должен занять определенную позицию. Кумранская община, имевшая свое главное местопребывание у Мертвого моря, дала в произведении «Война сынов света против сынов тьмы» подробное описание этой борьбы. Здесь изображается настоящее сражение; мы узнаем о построении и расположении войска, об отдельных видах оружия и оснащении, о пращах, копьеметателях, коннице и возницах боевых колесниц. Нарисована фантастическая картина войны, которая должна разразиться в конце времен.

Павел, по-видимому, был хорошо знаком с особенностями военной службы в Римской империи. Первоначально в войско призывались римские граждане, достигшие 17-летнего возраста; служба их продолжалась до 60 лет. С ростом империи требовалась все более многочисленная армия, к тому же римские граждане начали уклоняться от столь долгой, связанной со многими опасностями и лишениями воинской службы. Так постепенно возникло войско наемников; неимущих от военной службы освобождали, но потом они стали усматривать в ней желанный источник дохода и шли на службу добровольно. Плата за службу составляла один динарий в день,—примерно ежедневный доход поденщика, который к тому же должен был заботиться о семье, тогда как солдат оставался неженатым. Срок службы профессионального солдата продолжался 20-25 лет. Иудеи от военной службы были освобождены.

В эпоху Апостола армия Римской империи насчитывала около 22 легионов, в каждом из которых было 6 тыс. человек; легион делился на когорты (батальоны). Когорта представляла тактическую единицу и имела свой номер и название.

К одной из «кесаревых когорт», пять из которых были размещены в Кесарии Приморской, принадлежал сотник Юлий. Под его присмотром Павел был отправлен в Рим. Автор Деяний святых Апостолов характеризует Юлия как благородного человека, который обращался с Апостолом гуманно: он разрешил ему общаться с друзьями и принять от них помощь и спас ему жизнь, когда солдаты во время кораблекрушения по пути в Рим хотели перебить узников, чтобы не дать им сбежать.

В каждой когорте было три манипулы (роты) по 200 человек, последние делились на две центурии (взвода). Во главе центурии стоял центурион. Не все центурионы имели одинаковый ранг; они получали повышение по выслуге, так что центурионом мог стать и выходец из низкого сословия, в то время как высшие офицеры были выходцами из сословия всадников. Верховным главнокомандующим был кесарь, сам назначавший офицеров.

К войску особого рода принадлежали преторианцы; их было 9 когорт; под началом двух префектов они составляли императорскую гвардию. Преторианцы занимали привилегированное положение: получали двойное жалование, носили украшенные золотом доспехи с пучком волос на шлеме и служили меньший срок в армии. В римских узах Апостол разговаривал с ними и пишет об этом в Послании к Филиппийцам (1,13). Павел перечисляет снаряжение римского легионера: пояс, броня (латы), сандалии, шлем, щит и меч (Еф.6,10 и далее). Характерно отсутствие поножей и различие наступательного оружия («в правой руке») и оборонительного («в левой»). Одновременно оборонительным и наступательным оружием был обоюдоострый меч. Для обороны служил также большой, прямоугольный, обитый кожей щит. Панцырь (кожаный, чешуйчатый) или кольчуга защищали тело, под панцырем обычно носили сорочку, поверх панцыря—короткую мантию; пояс поддерживал эти одежды. Особое значение имела крепкая обувь (обычно кожаные сандалии), так как римским солдатам приходилось совершать длительные марши. Затем Павел изображает войско в походе. Он говорит о военной трубе, призывающей к бою, о напряжении сил, необходимом для победы, о военном жаловании: «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2 Тим.2,4). Но оружие, которым пользуется христианин, не физическое и не человеческое; оно сверхмощно и может разрушать крепостные укрепления, стоящие на пути преграды и бастионы, оказывающие сопротивление (2 Кор. 10,3). В конце приходит победа, и Христос, как римский полководец, в триумфальном шествии может вести с Собой побежденных врагов. Он обезоружил силы и власти и предает их позору, «восторжествовав над ними Собою» (Кол.2,15).

Триумфальное шествие для римлянина было величайшей почестью. Пышное праздничное шествие во главе с полководецем-победителем направлялось от Марсова поля через Форум к Капитолию. Представители властей открывали парад, после этого мимо проносили военную добычу: захваченное оружие, боевые знамена и символы, военные трофеи, затем следовали жертвенные животные, которых закалывали в храме Юпитера. Перед полководцем-триумфатором вели напоказ самых знатных пленников, за ними следовал, стоя на раззолоченной колеснице, запряженной четырьмя белыми конями, сам триумфатор, облаченный в пурпурные одежды, с увенчанным орлом скипетром в руках и лавровым венком на голове. Войско, украшенное лавровыми ветвями, заключало шествие.

Апостол, как воин Христов, руководимый Величайшим Полководцем, знает, что для стяжания победы необходимы общие усилия и, прежде всего, совместная молитва по слову Господню: «Где двое или тое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,20). Поэтому он рекомендует сотрудникам и «сподвижникам» (Флп.2,25; Фил. 1,2) своим, наряду с прочим духовным вооружением: поясом истины, бронею справедливости, щитом веры, шлемом спасения, мечом духовным—с особенной тщательностью вооружиться молитвой: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф.6,18).
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru