«Критяне всегда лжецы» (Тит.1,12)

Проповедуя Евангелие, Павел посетил остров Крит. Здесь он оставил своего друга и спутника Тита, который должен был продолжить начатые труды и уже существовавшие общины укрепить организационно. Павел дает ему для этого в Послании письменные указания и одновременно предостерегает его, указывая на характер критян. Он пишет: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые» (Тит. 1,12). Это не очень лестное суждение о критянах, ставшее поговоркой, Апостол заимствует у поэта Эпименида.

Поскольку Эпименид, написавший эту фразу, был сам критянин, неизбежно возникает вопрос: сказал ли этот человек правду? Если да, тогда все высказывания критян лживы, а значит—и его собственное высказывание! Итак, он солгал, но одновременно с этим сказал правду—критяне лжецы. Но ведь он не мог сказать правду, потому что он критянин, а критяне всегда лгут... Подобными ложными умозаключениями, так называли софизмами, греческие философы пытались поставить под сомнение правильность человеческого мышления, да и вообще отвергали абсолютную истину. Из этого вырастала большая опасность: если нет абсолютной истины, то нет и моральных норм, и тогда единственным этическим принципом является безграничный, безудержный эгоизм.

Павел всегда выступал против глупых софистических спекуляций и осуждал философские измышления; только однажды в своих Посланиях он употребляет слово «философия» и называет ее «пустым обольщением» (Кол.2,8). По апостолу Павлу, мудрости этого мира противостоит мудрость Божия: Бог посрамил мудрость этого мира. Самые большие глупцы те, которые думают о себе, что они мудрецы. Так как мудрецы мира сего не приняли Бога, они потеряли подлинно реальную основу и подменили славу непреходящего Бога отражением образа преходящего человека, птиц, четвероногих и пресмыкающихся (Рим. 1,18 и далее; 1 Кор. 1,18 и далее).

Естественно, учение Апостола не могло быть принято философами. Так, жители Афин, города университетов и философских школ, услышав проповедь этого новоявленного учителя говорили: «Что хочет сказать этот суеслов?» Ведь, по их мнению, всякий, кто осмелился спорить с философами, не более, чем суеслов. Впрочем, некоторые из них все-таки заинтересовались новым учением, но удовлетворив свое любопытство, отвернулись от Апостола: «Об этом послушаем тебя в другое время». В своей знаменитой речи в ареопаге, да и вообще в своих Посланиях, Павел показал, что ему знакомы основные философские понятия. Кстати, в этой речи он процитировал произведение греческого поэта Аратоса из Солои. Собственно, это был учебник по астрономии в стихах. Начинался он с гимна Зевсу, из которого Павел заимствовал один стих, чтобы, исходя из него, дать истинное представление о Боге: «мы Его род» (Деян. 17,28 и далее).

Приводимые Павлом цитаты из произведений греческих поэтов еще не доказывают, что он читал их в оригинале. И если он приводит фразу из комедии Менандра: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15,33), то это вовсе не значит, что Павел был театральным завсегдатаем.

Многие пьесы входили в постоянный репертуар театров и шли беспрестанно, отдельные фразы, сцены и даже целые хоры были всем известны, хотя их и не учили специально наизусть. Так, толпа на тризне по Юлию Цезарю присоединяется к хору, воспевающему трагическую смерть великого полководца и заимствованному из одной столетней давности драмы римского трагика Пакувия.

Слова: «театр», «хор», «оркестр», «сцена», «драма», «трагедия», «комедия» греческого происхождения; в Греции театр возник как часть богослужения. Актеры, участвующие в мистериях, выступали в масках (и поныне маска—символ театра). Во-первых, это было обусловлено культом, а во-вторых, при огромных размерах театров, расположенных под открытым небом и вмещавших тысячи человек, давало возможность различать персонажей.

Когда Павел прибыл в Рим, город имел три театра с общим числом мест 60 тысяч. Религиозное значение представлений было утрачено; они носили сугубо развлекательный характер. При этом в театрах часто вспыхивали скандалы: зрители принимали сторону своих любимых героев; дело доходило до рукопашных схваток, нередко со смертельным исходом. Ввиду этого была учреждена театральная охрана из солдат.

Для того чтобы сохранить стройную фигуру, актерам приходилось соблюдать строгую диету, с особым применением рвотных и слабительных средств, которыми пользовался и Нерон, публично выступавший в театре. Высоко оплачиваемая и поэтому хорошо вышколенная клака обеспечивала аплодисменты.

Что касается самих пьес, то это были переработки произведений «старых» греческих классиков; по отрывкам таких переработок мы можем составить приблизительное представление, например, о комедиях Менандра, которого цитирует Павел.

В постановках все больше применяются декорации, совершенствуется актерское мастерство. Оркестровое сопровождение и балет занимают в спектаклях важное место. Особым успехом пользовались трогательные мелодрамы и кровавые трагедии, в которых пытки и казни не только играли, но и совершали на самом деле, заменяя в соответствующих сценах актера приговоренным к смерти преступником.

Об императоре Нероне, считавшем себя непревзойденным во всем, в том числе и в сценическом мастерстве, рассказывали, что он велел убить актера Париса, потому что видел в нем соперника. Не случайно едва ли не последними его словами перед самоубийством были следующие: «Какой актер умирает в моем лице!». А император Август перед смертью потребовал себе зеркало, велел причесать ему волосы, поднять отвисшие щеки и все время спрашивал своих друзей, пребывавших с ним, хорошо ли он сыграл комедию своей жизни. При этом он прибавил обычную сценическую формулу, произносимую в конце представления: «Рукоплещите,

Коль скоро вам понравилась игра, И с благодарностью давайте разойдемся!»

Павел тоже рассматривает свою жизнь в этом мире как пьесу: «Я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем (т.е. зрелищем) для мира, для Ангелов и человеков» (1 Кор.4,9). Адресатам его Посланий было, безусловно, ясно, какой мучительный опыт скрывался за этими словами.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru