«Подвигом добрым я подвизался» (2 Тим.4,7)

Кто однажды принял от Христа дар свободы, тот должен следить за тем, чтобы снова не попасть в рабство греха. В принципе для каждого человека открыт путь к спасению, но чтобы пройти его, необходимы крайнее напряжение и усилие. Снова и снова разъясняя это читателям Посланий, Павел сравнивает духовное возрастание с ристалищем, ибо в духовной жизни венец святости (так же, как и в спорте, венок победителя) получает тот, кто лучше трудился.

«Все подвижники воздерживаются от всего» (1 Кор.9,25). Так, подготовка спортсмена, который заявил о своем участии в Олимпийских или Истмийских играх, требовала воздержания (в еде, питье, половых сношениях) и упорной тренировки. Кроме того, участники состязаний, в частности борцы, давали присягу не применять нечестных приемов: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим.2,5). В день открытия игр, участники их совершали торжественное жертвоприношение в честь богов, а затем праздничным шествием направлялись на спортивную площадь, расположенную вблизи храма. Теперь все силы их устремлены к победе: «Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели» (Флп.3,13-14),—но только один станет победителем. «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» (1 Кор. 9,24). Теперь выяснится, кто лучший, кто плодотворнее использовал время тренировки. Здесь, на беговой дорожке, определится, «не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался» (Гал.2,2), не тщетно ли трудился (Флп.2,16). После завершения борьбы следует чествование победителя. Награда состоит не в материальных благах. В священной роще срывают ветку с дикой оливы, и ею увенчивается победитель: «А теперь готовится мне венец правды» (2 Тим.4,8). Победителю сооружают статую и на цоколе пишут: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил» (2 Тим.4,7).

Заимствованные Апостолом образы были понятны и близки его читателям, ведь многие из них, например коринфяне, были очевидцами Истмийских игр, повторяющихся каждые два года. Они посещали огромный стадион в Ефесе, имевший 76 тысяч мест, были искушенными зрителями, а возможно, и участниками.

Соревновались не только в беге, но и в прыжках, метании копья и диска, борьбе, кулачных боях, пятиборье, а также в гребле и стрельбе из лука. Все эти дисциплины греческая молодежь изучала в «гимнази-умах»—школах физического воспитания, на сооружение которых даже малые города не жалели средств.

Наряду со спортивными состязаниями проводились соревнования и в изобразительных искусствах. В конечном счете, все соревнуются друг с другом, и состязание становится едва ли не главным содержанием жизни в Древней Греции. Состязаются в красоте, спорят о лучшей надгробной речи и наиболее достойном гимне богам. Спартанские юноши соревнуются, кто выдержит больше ударов бичом, в светских кругах говорят о наиболее удачной шутке, лучшей песне и самой трудной загадке. Устраиваются юридические споры и словесные сражения—диспуты. Философы выдвигают борьбу в качестве образца решения моральных вопросов.

Эпоха Римской империи—это время расцвета соревнований, правда, характер их несколько изменился соответственно римскому вкусу. Больше внимания, например, уделялось музыкальным и литературным соревнованиям. Известен факт, когда в литературном конкурсе (конец I века после Р.Х.) победил одиннадцатилетний школьник, которого, несмотря на его молодость, ввиду необычайных дарований и громадного усердия, допустили к соревнованиям. Задание состояло в том, чтобы без подготовки сочинить стихотворение на заданную тему. Это, отличающееся изысканным стилем стихотворение как эпитафия было написано на камне, установленном на могие вундеркинда, умершего от перенапряжения в возрасте 11 лет, 5 месяцев и 12 дней.

Новое направление в Римской империи приобретают и спортивные состязания, что вызвало недовольство консервативных кругов: «Я хотел бы, чтобы их отменили»,—вот суждение одного видного человека, переданное нам Плинием Младшим. Впрочем, возражения противников состязаний не принимались во внимание, поскольку играм покровительствовал сам кесарь и они назывались в его честь. Нерон не стеснялся выступать в них лично. Так, в Олимпии он участвовал в гонках колесниц (ристалищах) и даже (вопреки всем правилам) получил победный венок, несмотря на то, что вылетел из колесницы и вынужден был закончить пробег до конца состязаний. Однако самой большой популярностью в Риме пользовались бои гладиаторов и травля диких зверей.

Бои гладиаторов римляне заимствовали у этрусков. Первоначально это был род человеческих жертвоприношений за умерших: бои проводились в день погребения и были частью тризны. В память Юлия Цезаря, который особенно любил бои гладиаторов, они проводились каждый год. Сначала в качестве гладиаторов сражались военнопленные, потом—тяжкие преступники из низших слоев народа, наконец, профессиональные гладиаторы из сословия рабов, но также и свободные, которые подряжались биться по договору, за плату. Сенаторам выступать запрещалось, но запрет этот никто не соблюдал. Например, император Калигула пожелал сам пройти гладиаторскую тренировку, а Нерон принуждал биться на арене даже женщин. Гладиаторы жили в казарме—гладиаторской школе; их строго охраняли, чтобы они своими восстаниями не подвергали опасности государство; оружие они получали только перед боем. Им основательно преподавали различные виды боя, к их услугам были собственные массажисты и врачи; обильная пища, в основном блюда из фасоли и овса, служила для поддержания спортивной формы. Бились не на жизнь, а на смерть: каждое ранение зрители приветствовали громкими возгласами и рукоплесканиями, они же решали, следует ли нанести раненому смертельный удар или оказать милосердие. Приговоренных к смерти преступников, вооруженных или невооруженных, бросали на арену на растерзание зверям.

Павел сравнивает угрожавшие ему в Ефесе опасности с борьбой со зверями (1 Кор. 15,32). В одном из последних своих Посланий Павел писал: «Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие, и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей» (2 Тим.4,17). Говоря о «львиных челюстях», Апостол, несомненно, намекает на Ветхий Завет (Дан.6,21) и гонения со стороны евреев, обвинявших его перед римским судом, но разве не напоминали эти слова его читателям кровавые сцены, разыгрывавшиеся на арене римского амфитеатра?

 

Церковные Таинства

—    Соборование, или Таинство Елеосвящения, является одним из семи Таинств Православной Церкви. Оно установлено в соответствии с библейскими словами апостола Иакова, который в своем послании говорит: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5, 14—15).

Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    К телу умершего человека Церковь относится с благоговением, поскольку, в отличие от атеистов, мы верим, что будет всеобщее воскресение мертвых, когда душа опять соединится со своим телом. И этого не избежать, даже если мертвое тело сжечь, а прах развеять с самолета на высоте десяти километров. Не навредит этому и тот, кто вскрытием устанавливает причину смерти.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru