«Говорю по рассуждению человеческому» (Гал.3,15)

Павел для того, чтобы его поняли современники, должен был говорить языком этих людей и в подтверждение проповедуемого им учения приводить примеры из повседневной жизни. Павел—горожанин, поэтому он не использует в своей проповеди примеры из сельского быта, он говорит о том, что хорошо знает. Так, Апостол часто использует категории права: он точно знает о праве наследования, знает предписания по составлению завещаний, формальности при усыновлении и требования при написании собственноручного долгового письма, гарантийных заявлений при купле и продаже. Он также говорит о спорте (бегах, борьбе, боксе, тренировках, наградах победителю), о военной службе, вооружении и экипировке солдат, цирке и театре.

При случае Апостол делает замечания о еде и питье. Он отказался от поддержки общины, так как не хочет «ни у кого есть хлеба даром», и зарабатывает на жизнь собственным трудом. Поэтому он устанавливает и правило: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес.3,10). Особое внимание Павел уделяет вопросу о вкушении мяса. Поскольку большая часть мясных товаров попадала на рынок с жертвенников языческих храмов, то ответ на вопрос, имеет ли право христианин есть такое мясо, стал необходим (1 Кор.8,1-13).

Вообще Павел многократно обличает в Посланиях грех объедения и пьянства, особенно распространенный среди римской знати. Так, кесарь Август устроил роскошный пир для своих приближенных во время голода в Риме, что вызвало возмущение голодающего населения. Сам кесарь был скромен в пище и питье, в день он съедал половину простой булки, немного мелкой рыбы, отжатый вручную сыр и свежие смоквы. Больше чем пол-литра вина его желудок не принимал, а в пути он не пил совсем, но макал вместо этого кусок хлеба в свежую воду, съедал огурец, ягоды, стебель латука, свежий виноград или сухие винные ягоды. Но это было скорее исключение, чем правило. Богатые пиршества стали неотъемлемой частью светской жизни высшего римского общества, невоздержанность в пище и питии доходила до извращений. Известен исторический факт, когда некий Апиций, живший в 30-х годах 1 века, изобретатель омлета, автор поварской книги, в которой приводит рецепт рагу из языков фламинго и мозгов соловьев, утратив свое состояние, лишил себя жизни только потому, что не мог есть обычной пищи. Наверняка к тем, чей «бог—чрево» (Флп.3,19) относился и Ведий Поллио, откармливавший рабами мурен в своем пруду, благодаря чему эта морская рыба казалась ему особенно нежной и вкусной.

Языческое общество живет по принципу «пища для чрева, и чрево для пищи» (1 Кор.6,13). И не случайно Апостол говорит о порочности такой жизни в Послании к жителям Коринфа, города, с очень скверной репутацией. Здесь особенно проявились самые темные стороны язычества, здесь наиболее явственно виден тот духовный мрак, в который погружается человек в отпадении от истинного Бога. Но и в других городах все это выглядит не лучше. Картина морального упадка повсюду одна и та же. В Посланиях, в так называемых «каталогах пороков», Павел приводит длинный перечень беззаконий, свидетельствующих о человеческой распущенности. Главными грехами являются угождение плоти и корыстолюбие, сделавшие людей рабами своих страстей. От них, словно из сточной канавы, изливаются остальные пороки; люди исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, злобы, зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия. Апостол видит, что люди злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы (Рим. 1,29 и далее).

О беззакониях и безнравственности, царивших в империи, пишет и историк Светоний, описывая жизнь 12 римских цезарей. Так что, если Павел предостерегает Тимофея от беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, оскорбителей отца и матери, человекоубийц, блудников, мужелож-ников, человекохищников, клеветников, скотоложни-ков, лжецов, клятвопреступников, то это не плод фантазии провинциала, рисующего городскую жизнь мрачными красками, а явления, которые были знакомы всем. Известно, что в билетах в римскую комедию помещалась речь, обращенная к актеру, в которой почти слово в слово названы упоминаемые Апостолом пороки, следы которых не были устранены окончательно даже в христианской общине. Поэтому он вынужден был просить: «Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником» (1 Кор.5,11).

На фоне этой мрачной картины грешного человечества тем яснее выделяется прогоняющая тьму греха Божественная благодать. Павел все глубже познает и осознает это: грешник заключен в темницу греха, он пленник греха, он, как раб, продан во власть греховной силы. Собственными усилиями человек освободиться от нее не может, но жертвенная смерть Христова принесла ему искупление: долговое письмо разорвано, выкуп уплачен, деньги вручены.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru