«Ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор.1,28)

Когда Павел как пастырь смотрит на человека, то судит о нем не по человеческому разумению, а в свете Евангелия Иисуса Христа, и для него не имеют значения никакие человеческие различия: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3,28). Современники же Апостола рассуждали иначе: в те времена только свободнорожденный считался настоящим человеком, он противостоял массе рабов, лишенных всяческих прав, с которыми обращались хуже, чем со скотом. Конечно, рабы тоже представляли некоторую ценность: они стоили столько, сколько заплатил их господин. Впрочем, была и другая оценка, например, при требовании заплатить за увечье. Так, в Риме, если кто-нибудь бросал из верхнего этажа дома на улицу какой-то предмет, потому что не хотел выбросить его в мусорный ящик, стоявший обычно в коридоре, и при этом ранил раба, то должен был заплатить его владельцу определенную сумму денег, как за испорченную вещь или увечную скотину. Если же он ранил свободного человека, то должен был оплатить лишь стоимость врачебного ухода. Но ему не надо было платить, как в случае с рабом, за «починку красоты»; за шрамы и повреждения свободному не платили ни гроша, ибо— так гласил закон—тело свободного человека не имело рыночной стоимости.

А много ли было имевших счастье родиться свободными?! Не всякий ребенок, даже если он был рожден в семье свободного человека, непременно становился свободным Тут все зависело от милости отца: тот его либо принимал, либо выбрасывал вон. Если это был не мальчик, а «только девочка», то уже это было достаточным основанием не принимать ее в семью.

Об отношении к детям можно судить хотя бы по письму, которое 17 июня 1 года до Р.Х. написал своей жене один египетский поденщик по имени Илари-он. В то время как муж трудился на сезонной работе в Александрии, его оставшаяся в селе беременная жена родила сына Аполлинарина. Так как она долго не получала ни денег, ни известия от мужа, то в письме, переданном через подругу, ехавшую в Александрию, пишет ему: «Не забывай меня!». Он ей отвечает: «Как же я могу забыть тебя?», после чего выражает заботу о продолжателе их рода: «Прошу тебя и умоляю, позаботься о ребенке!». Но в тоже время дает такое указание: «Когда ты родишь, то если это мальчик, пусть живет, а если девочка, выбрось ее!».

По-видимому, первоначально слабых детей выбрасывали, чтобы отобрать из них наиболее крепких, способных в будущем к ношению оружия. Потом этого обычая стали придерживаться, чтобы избавиться от нежелательного потомства, а также по причинам экономического характера. В Риме новорожденного клали на землю, и если отец признавал его, то, взяв на руки, поднимал с земли. Ребенка, от которого отец отказывался, бросали на городскую свалку, где он погибал от голода и стужи. Иногда таких найденышей подбирали и воспитывали рабами. При этом нередки были случаи, когда отказавшийся отец предъявлял свои права на воспитанного другими людьми ребенка. Это давало повод к различного рода тяжбам.

Как ни странно, общество, столь жестоко обращавшееся с новорожденными не лишено было в отношении к детям некоторой сентиментальности: так, до нас дошел ряд замечательных детских портретов эпохи эллинизма. Психология детей тогда никого не занимала, о «невинности ребенка» в нашем смысле едва ли тогда заходила речь. На это намекает, по-видимому, только Павел, когда наставляет коринфян: «Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор.14,20). В представлении древних ребенок—простое, малоразумное существо, нуждающееся в твердой руке и строгом воспитании. Тот же Павел предупреждает коринфян, что если они будут вести себя, как дети, то и обращаться с ними будут, как с детьми: «Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?» (1 Кор.4,21).

В Афинах обычно к мальчику 5-6 лет приставляли «педагога». Это был не учитель или воспитатель в современном понимании слова, а раб, сопровождавший ребенка в школу, защищавший его, носивший за ним школьный ранец и немного дававший ему встряску. Он следил за тем, чтобы мальчик правильно носил одежду, при сидении не закладывал ногу за ногу, чтобы не мешал во время разговора взрослых, а во время еды не капризничал. То, что такой надзиратель не пользовался особой любовью детей, понять легко. К тому же в основном это были рабы, не пригодные ни для чего другого. Рассказывают, что педагог, сопровождавший будущего кесаря Клавдия, был в прошлом конюшим, а за молодым Нероном наблюдал бывший танцор и цирюльник. «Мрачная мина педагога» вошла в пословицу. Павел использует это понятие для характеристики закона Моисея: «Итак, закон был для нас детово-дителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством де-товодителя» (Гал.3,24-25). Для современников Апостола такое сравнение было вполне ясно: высокого образования закон дать человеку не мог, но постоянно напоминать ему о себе и, когда надо, наказывать, пока человек не станет совершеннолетним по уму,— вот его задача! Но, став сынами Божиими, мы больше не нуждаемся в педагоге.

К «незначащим» в те времена причислялись и женщины. Древние афиняне содержали женщин в специальных женских домах под охраной собак, однако с течением времени греческий идеал женщины достиг заметной высоты, и, наконец, уже в более поздних источниках мы находим сведения о взаимной сердечной склонности мужей и жен. У древних римлян женщина с самого начала была поставлена выше, чем у греков, хотя супругу и внушалось иногда бить свою жену, но в древнеримских комедиях, в конце концов, именно жена «награждает» пощечинами мужа. В эпоху империи начинается известная эмансипация женщины, прежде всего коснувшаяся патрицианских семей, над чем потешаются сатирики. Призыв к образованию женщин слышался уже и раньше. Если одинаково тренируют собак и лошадей мужского и женского пола для охоты и скачек, то почему не давать одинаковое воспитание сыновьям и дочерям?—Таковы были аргументы.

У христиан женщины с самого начала становятся полноправными членами общины, Церкви. О женщинах, которых Павел представляет как своих сотрудниц и соратниц, мы уже слышали. Конечно, многое в отношении Апостола к женщинам обусловлено эпохой. «Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же—от Бога»,—говорит он (1 Кор. 11,11-12).

Вместе с тем, Павел, безусловно, придерживается современных ему воззрений на положение женщины в обществе. Так, он пишет: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении»,—и далее: «Учить жене не позволяю...» (1 Кор.14,34; 1 Тим.2,12). Он также знает, что женщина—это «слабый» пол, что женщины, «утопающие во грехах, водимые различными похотями» (2 Тим.3,6), легко склоняются к неправильным учениям. Он предостерегает их от чрезмерного употребления обильных украшений, искусственных волос и роскошных одежд и желает, чтобы «жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1 Тим.2,9-10). В период правления императора Августа дамы начали взбивать волосы на лоб и виски и делать локоны. Раньше волосы носили разделенными спереди на пробор, а сзади связанными вместе. Теперь в моду вошли фальшивые косы, и черные, как смоль, импортируемые из Индии волосы, были включены в список товаров, на которые устанавливалась пошлина. Лоб и руки модницы красили белым мелом или белилами, щеки и губы—охрой или винными дрожжами, ресницы и брови подводились сажей или сурьмой (в порошке). Хотя Павел и признает за женщинами право украшать себя, однако считает, что не внешность, а христианская добродетель должна быть лучшим ее украшением.

Отношение Апостола к женщине лучше всего выражено в назидании Тимофею, мать и бабку которого Павел знал, высоко ценил и с уважением вспоминал. Вот это назидание: «Увещевай... стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою» (1 Тим.5,1-2).

 

Церковные Таинства

— Тот, кто решил идти к исповеди, прежде всего должен отбросить лишний стыд, прийти в церковь или монастырь и спросить священника о своей духовной потребности.

Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Христос сказал, что Его Царствие не от мира сего. Но Он Сам пришел в этот мир, чтобы выполнить Свою спасительную миссию. Церковь также не от мира сего, ибо она является богочеловеческим организмом — Телом Христовым.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Апрель 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
111214151617
18192021222324
252627282930 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru