Люди, с которыми встречался Павел

Павел пастырь; его цель—не отвлеченное богословие, он выбирает лишь то, что имеет значение и необходимо для достижения его цели. Пастырские заботы Павла всецело обращены к людям, которым он проповедует Евангелие. В его Посланиях мы находим не только прекрасное и глубокое изложение богословских концепций, но и видим его отцовскую заботу и участие. Так, беспокоясь о самочувствии своего друга и спутника Тимофея, он пишет: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим.5,23).

Его приветствия в Посланиях—это длинный ряд имен, по-видимому, близких ему людей, о которых ничего или почти ничего неизвестно. Только небольшая подробность или позднее приписанное в Послании сообщение дают некоторое представление об этих лицах и как бы оживляют их.

Впрочем, и само имя упоминаемого лица может подчас рассказать нам кое-что. Например, у прагматичных римлян существовал такой обычай: не слишком ломая голову над именами своих детей, они просто нумеровали их. Отсюда в книге Деяний и в Посланиях Павла имена таких его спутников и учеников, как Секунд («второй») из Фессалоники (Деян.20,4), Тертий («третий»), писавший Послание к римлянам, и брат его Кварт («четвертый»), приветствующий из Коринфа христиан Рима (Рим. 16,22-23). Вообще древнеримские имена не отличаются большим разнообразием: всего их насчитывается около восемнадцати. Часто детям имя давали в зависимости от обстоятельств их рождения или по внешним признакам; так, имя иудео-христианина Луция из Коринфа означает «рожденный днем», Руф— «красноватый (рыжеватый)», а предстоятеля синагоги в Коринфе звали Крисом—«курчавая голова». Среди греческого населения империи бытовал обычай называть младенцев именами, созвучными именам языческих божеств или даже сонма богов, чтобы обеспечить своим детям их покровительство. В посланиях Апостола, в частности, встречаются следующие имена: Ерм (Гермес, Гермоген) —по имени бога торговли Гермеса; Олимпан—от названия горы Олимп, где согласно верованиям древних греков обитали боги, Нимфан—от нимф, богинь, олицетворявших силы природы. Таким образом, по именам упоминаемых Павлом людей можно судить об их происхождении.

Кроме того, некоторым из них Павел дает краткие характеристики: Амплий—«возлюбленный мне в Господе», Епафродит—«брат и сотрудник и сподвижник мой», Апеллес—«испытанный во Христе», Тихик— «возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе». Этот ряд имен можно продолжить; многих Павел называет своими сотрудниками и спутниками, указывает их церковную должность или положение в общине. Так, мы узнаем о Тите, не раз выполнявшем задания Апостола, и Тимофее, близком друге и единомышленнике Павла (мать Тимофея Евника и бабка Лоида упоминаются особо). Упоминаются также Епаф-рас—предстоятель общины в Колоссах, Нимфан—в Лаодикии; Гаий, гостеприимно принявший в Коринфе целую общину; Лин, христианин из Рима, посылавший приветствия Тимофею (согласно римскому преданию, он стал первым преемником святого Петра в качестве епископа Римского); Фива—диаконис-са общины в Кенхреях, восточной гавани Коринфа. Но особенные заслуги перед молодыми христианскими общинами имела супружеская чета—Акила и Прискил-ла. Они были изгнаны из Рима во время гонения на иудеев при императоре Клавдии и переселились в Коринф, где Павел во время своего второго миссионерского путешествия находит у них пристанище. Они сопровождают Павла в Ефес, а затем возвращаются в Рим. В Послании к Римлянам Павел передает им особый привет: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе (которые голову свою полагали за мою душу...)» (Рим. 16,3-4). Мы не знаем, что означало это выражение в то время, но, видимо, они спасли Апостолу жизнь. В приветствии к этой чете Павел называет сначала имя жены—При-скилла (или Приска). Это не просто форма вежливости, а в эпоху Апостола нечто совсем необычное. Таким образом, возможно, подчеркивается ее большее значение в работе общины. С похвалой названы и другие женщины. Фива уже упоминалась; она доставляет Послание Апостола в Рим. Очень много поработали для общины Мария (Мариам), а также Трифена и Трифоса—возможно, две сестры. Упоминается Персида— «возлюбленная, которая много потрудилась о Господе». Павел особо упоминает мать Руфа: «матерь его и мою». Возможно, Руф был сыном Симона из Кирены и переселился со своей матерью из Иерусалима в Рим. К двум женщинам из г. Филиппы Павел обращается со словами: «Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе». Вероятно, они разошлись с ним во мнениях, но Павел не касается этого. Напротив, он подчеркивает заслуги этих женщин: они вместе с ним подвизались в благовествовании спасения! В Филиппах, где они обе подвизались, некая Лидия, продавщица пурпура, обращенная из язычников и примкнувшая к Филиппийской общине, принимает Павла и его спутников в своем доме (Деян.16,14).

В списке приветствий в Послании к Римлянам не встретишь знаменитых имен. Впрочем, упоминается имя Наркиса—именитого римлянина, и Аристовула— возможно, иудейского принца, но оба они не христиане; только среди их людей, т.е. рабов и вольноотпущенников, можно найти верующих. Все имена в других приветствиях, очевидно, принадлежат рабам. Если в Послании к Филиппийцам Павел передает им приветствия от членов общины кесарева дома, то имеются в виду служащие в кесаревом дворце—рабы и вольноотпущенники, а может быть, и солдаты. В Колоссах, правда, живет Филимон, богатый христианин, который сам владеет рабами, а в Коринфе в общину входит городской казначей Ераст: он сотрудник Апостола и сопровождает его в путешествиях. Но в основном христиане—люди из низших сословий. Павел сам говорит об этом в Послании к Коринфянам: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1,26-27).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru