Апостольский собор

Для успешного проповедования Евангелия, а значит и распространения христианства необходимы были два условия: во-первых, безусловное признание утвержденного Самим Иисусом Христом канонического авторитета святых Апостолов и, во-вторых, полное освобождение от обременительных пут ветхозаветного закона, так как Христос исполнил весь закон. А между тем нападки иудействующих на Павла как «нарушителя» закона угрожали единству Церкви, объединявшей как иудеев, так и язычников. Решение вопроса о действенности иудейского закона для уверовавших язычников могло быть принято только в Иерусалиме. И в самом деле, здесь произошло событие самое значительное для дальнейшего существования молодого христианства,—созван Апостольский собор.

Кто хочет стать христианином, тот должен сначала стать иудеем—таково было требование иудействующих. Услышав о миссионерских трудах Павла в Антиохии, они посылают из Иерусалима людей, которые проникают в тамошнюю общину и вызывают понятное беспокойство среди ее членов. Тогда из-за обострившихся споров было решено выслушать мнение Апостолов по этому поводу. В качестве представителей Антиохийской общины, наряду с другими делегатами, в Иерусалим прибывают два важнейших деятеля: Варнава, откомандированный Апостолами в Антиохию как связной человек, и Павел, миссионерская деятельность которого дала повод к раздорам. Павел сознает важность предстоящих переговоров. И вот, в качестве примера, свидетельствующего об успехах его миссии, он берет с собой Тита, христианина, обращенного из язычников.

В Иерусалиме верующие, принадлежавшие ранее к партии фарисеев, требуют от христиан, вышедших из язычников, соблюдения закона Моисея. Апостолы и прессвитеры собираются на совещание; «по долгом рассуждении», говорится в Деяниях (15,7), они приходят к единому мнению: христиан, выходцев из язычников, освободить от соблюдения закона Моисеева.

Объективно оценивая трудности, неизбежные для христиан—бывших язычников в сильной иудео-христианской общине, апостол Иаков предлагает ввести некоторые, хотя и незначительные, ограничения для них. В послании Апостольского собора Антиохийской, Сирийской и Киликийской общинам сообщалось следующее: «...Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15,28-29). Эти требования ранее соблюдались иностранцами, проживавшими среди израильтян. Таким образом, они не представляли собой ничего экстраординарного и все более теряли свою актуальность по мере того, как в общинах диаспоры усиливалось влияние христиан из язычников. Снисхождение к «совести немощных» (1 Кор.8,4)—вот, собственно говоря, основной мотив выдвинутых апостолами требований.

Впрочем, на Апостольском соборе вообще не был затронут вопрос, в какой степени должны подчиняться закону иудео-христиане. Неясность этого вопроса заставила поколебаться даже Петра, который, будучи в Антиохии, сначала принимал участие в общих трапезах с христианами из язычников, но потом стал уклоняться от них и своим примером вынудил к тому же остальных иудео-христиан, в частности Варнаву. И тут Павел публично выступает против Петра, упрекая его в лицемерии; вне всякого сомнения, Павел был прав, и Петр это понял. И опять-таки здесь речь шла о принципиальном решении вопроса, и только по этой причине Павел отстаивал свою точку зрения. Когда он в последний раз приходит в Иерусалим, то не отказывается, по совету Иакова, принять на себя довольно большие издержки на жертвы за живших там иудео-христиан во исполнение назарейского обета, дабы показать, что он «продолжает соблюдать закон». Для Павла было бы нетрудно уклониться от этой обязанности, но для него такая позиция совершенно исключена. С одной стороны, он считает, что царство закона закончилось, и тем обращенным ко Христу из иудеев, которые способны возвысится до такого понимания, советует жить по Евангелию. За теми же, кто смущается нарушением требований закона, признает право соблюдать некоторые обряды. Павел не хочет обижать людей, а хочет привести их ко Христу. Когда речь идет о принципах миссионерства у язычников, он непоколебим; но если отказ от закона может послужить соблазном для новообращенных из иудеев, то он подчиняется закону. Он знает, что миссия среди язычников—его особая задача, но он также убежден, что апогеем этой миссии будет возвращение Израиля ко Христу, «ибо дары и призвание Божие непреложны» (Рим.11,29).
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru