Храм Господа

Первый раз в своей жизни Павел прибыл в Иерусалим, чтобы у ног Гамалиила изучать Тору. Второй раз он пришел в Святой Город через три года после своего обращения, чтобы познакомиться с Петром и пробыл там четырнадцать дней. Двадцать лет спустя Павел вновь прибыл в Иерусалим; он пожелал принять участие в храмовом богослужении и принести жертву. Как Апостол языков, Павел был связан с этим городом, ибо когда он впервые как христианин молился в Иерусалимском храме, ему явился Господь и повелел идти с проповедью к язычникам. Когда же он в последний раз прибыл в Иерусалим, иудеи из Ефеса узнали его, возбудили против него народ и хотели убить. И только прибежавшие из крепости Антония римские солдаты с трудом смогли спасти его от ярости толпы: Чтобы защитить Апостола, им пришлось взять его под арест. Ему было предъявлено то же обвинение, что и Иисусу Христу, а затем, архидиакону Стефану—осквернение храма. Павла обвиняли в том, что он привел язычника в святилище, только на том основании, что незадолго перед тем, как он вошел в храм, его видели в сопровождении одного христианина, обращенного из язычников. У входов же во внутренний двор храма были надписи, запрещавшие язычникам входить внутрь. Эти надписи на латинском и греческом языках гласили: «Ни один иностранец не имеет права проходить за ограду и решетку в святилище; кто будет пойман при этом, сам виноват в последствиях: смертию да умрет!».

Павел энергично отвергает обвинения иудеев в нарушении этого запрета. Он не вел никаких дискуссий, не вызывал мятежа; напротив, он вошел в храм, чтобы помолиться и принести жертву. «Я не сделал никакого преступления ни против закона Иудейского, ни против храма, ни против кесаря» (Деян.25,8).

Когда Давид завоевал Иерусалим, то на месте, где потом был воздвигнут храм, находился ток иевусея Орны. Давид приобрел гумно и воздвиг там алтарь. На том же месте царь предполагал в процессе развертывающегося строительства города соорудить храм. Бог не должен был жить в палатке, как во время странствий по пустыне, в то время как царь жил во дворце, построенном из кедра. Пророк Нафан, которого Давид посвящает в свой план, соглашается, но тут вмешивается Сам Бог. В ту же ночь было слово Господа к пророку, и пророк провозглашает царю одно из самых важных обетований Ветхого Завета: не Давид должен построить дом Господу, нет! «Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом. [...] И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки» (2 Цар.7,11,16). Таким образом, Бог не просто запретил строительство храма, ведь позднее должен Соломон вместо Давида воздвигнуть этот храм, а заключил с Давидом завет, как спасительное деяние. Как показывает благодарственная и просительная молитва Давида к Богу (2 Цар.7,18-29), он хорошо понял грандиозный Божественный замысел. Но уже Соломону, его сыну и наследнику, не хватает этого понимания; он слышит только слова, которые относятся к нему, которые уполномочивают его, вместо его отца Давида, начать строительство храма.

Когда Соломон принимает бразды правления, все приготовления уже сделаны. От гвоздей и скоб до персонала храмового богослужения—все уже приготовил Давид. Путем торговых сношений с тирским царем Хирамом, в обмен на пшеницу, ячмень, вино и елей приобретается строительный лес—стволы кедров и кипарисов. Камня достаточно и вблизи. Экспедиции кораблей в страну Офир (вероятно, Сомали?) привозят не только предметы роскоши, но и слоновую кость, золото, серебро и сандаловое дерево для внутреннего убранства, а также павлинов и обезьян. На строительные работы нанимаются финикийские ремесленники. Через семь лет строительство закончено; прежнее гумно Орны невозможно узнать, место вокруг расчищается и разравнивается. Неприкосновенной остается только священная скала, на которой Давид воздвиг алтарь и которая, по позднему еврейскому преданию, была тем местом, где Авраам хотел принести в жертву своего сына Исаака. Над нею, между двумя дворами, возвышается теперь храм. Как и святая скиния, он разделен на три части: передний зал, святилище и Святая святых. Стены отделаны кедром, пол выложен паркетом из кипарисового дерева, двери—из оливкового дерева. В совершенно темном помещении—Святая святых, построенном в форме квадрата со стороной 10 метров, стоит ковчег завета. С караваном верблюдов в Иерусалим приезжает царица Савская и с удивлением осматривает чудесное строение, образующее собой небольшой комплекс, примыкающий к царскому дворцу, к югу от города Давида.

«Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень»,—предостерегает пророк Иеремия (7,4). При завоевании Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором дом Господень был сожжен. На храмовой площади остались только обгоревшие стены—символ падения народа Божия.

После возвращения иудеев из вавилонского плена храм в более скромных размерах был восстановлен на руинах старого здания. Строительство протекало не без трудностей. Общее положение было удручающим; каждый прежде всего был занят своими собственными заботами. К тому же мешали интриги самарян, отстраненных от участия в новом строительстве. Только угроза персидского царя, который разрешил свободно вести строительство и финансировал его, что смутьянов Самарии повесят на дверях их домов, а эти дома превратят в кучи мусора,—только эта угроза возымела свое действие, и строительство храма было завершено. За исключением высоты, он имел те же размеры, что и его предшественник. Но Святая святых оставалась теперь пуста: ковчег завета был утрачен, и только камень обозначал место, где он стоял когда-то. Этот храм простоял 499 лет—на 82 года дольше, чем Соломонов. Потом он уступил место более великолепному сооружению.

Сразу же после своего прихода к власти царь Ирод Великий начал строить укрепления Иерусалима. Ряд общественных зданий должен был придать городу подобающий ему как царской резиденции блеск. Благосостояние народа он думал поддержать возобновлением строительства храма. Но этот план был воспринят без всякого энтузиазма. Люди опасались, что Ирод захочет на месте святилища построить храм какому-нибудь языческому богу или кесарю. Ведь конформизм его был общеизвестен: в Самарии, в Кесарии Приморской и Пане-асе (позднее—Кесария Филиппова) он сооружал храмы в честь Августа, участвовал своими финансами в строительстве языческих храмов Бейрута и Сидона, а сгоревший храм Аполлона на Родосе отстроил заново на собственные средства. И только когда был привезен весь материал, было нанято 10000 ремесленников и 1000 священников выучились ремеслу каменщиков, дабы не осквернять храм нечистыми руками, все доводы против были заглушены, и в 19 году до Р.Х. началось строительство. Размеры собственно храмового здания остались неизменными, ибо они были освящены храмом Соломона, но большая храмовая площадь увеличена вдвое. Для этого понадобились громадные пристройки с фундаментами. Чтобы предотвратить оползни храмовой горы, были построены громадные стены средней высотой 35 м. Через десять лет строительства состоялось торжественное освящение храма, но только в 64 году после Р.Х. здание было полностью завершено. Четыре двора окружали святилище: двор язычников с великолепными колонными залами вокруг и собственно храмовая территория с дворами для женщин, мужчин и священников.

Каждое утро в качестве жертвы всесожжения приносился однолетний агнец без порока; 93 золотых предмета применялись при полном проведении священнодействий, которые совершались ежедневно пятьюдесятью священниками. В течение всего, более чем 80-летнего, строительства богослужение в храме не прекращалось.

Главный поток посетителей вступал на храмовую площадь через мост Ксистус, пересекавший Тиропе-тонскую долину с запада на восток. Но только иудей мог войти из двора язычников на территорию собственно храма, которая была отгорожена решеткой.

Когда Павел вошел в храм, он подвергся предписанным церемониям очищения (Деян.24,18).

Но и этот храм отыграл свою роль. Когда Павел в своих Посланиях употребляет слово «храм», то он имеет в виду другой храм: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор.3,16). Однако его задача—«быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благове-ствования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу» (Рим. 15,16).
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru