Иерусалим—«вершина земли» (Иез.38,12)

Метрополией античного мира был Рим, Александрия считалась самым элегантным, а Коринф—самым безнравственным и распущенным городом; Афины славились своим университетом, а Ефес—храмом. Но для иудея центром вселенной был Иерусалим, середина всего мира, «вершина земли» (Иез.38,12).

А центральной точкой этой вершины была святая гора Сион, на которой находился храм. Когда молодой Павел впервые прибыл в Иерусалим, чтобы изучать Тору у раббана Гамалиила, то, наверняка, не сам город, как таковой, произвел на него впечатление. В конце концов, Павел не был крестьянским парнем, пришедшим из какого-нибудь затерянного села в большой город: он вырос, как заявляет сам, в «небезызвестном» Тарсе. Иерусалим, в который он теперь вступил, был всего лишь гарнизонным городом римской провинции; здесь размещалась резиденция Синедриона, украшенная Иродом Великим по эллинистическому образцу рядом великолепных зданий, но сам город имел весьма скромное значение. Однако для иудеев Иерусалим-святой город, религиозно-образовательный центр. Прежде же всего, это был древний царский град, город Давида, которого Сам Бог избрал царем.

Бог предуказал Иерусалим, начертал план его на дланях Своих (Ис.49,16), в нем Он обрел жилище Свое. Набожный иудей связывал с этим городом свои ожидания царства Мессии: Иерусалим должен был стать центром этого царства, все народы должны стекаться сюда, чтобы поклоняться Богу. Поэтому паломник, проходя через городские ворота, пел песнь восхождения, которая выражала его чувства: «Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень» (Пс.121,1).

Впервые мы читаем название «Иерусалим» на глиняном черепке, относящемся примерно к 2000 году до Р.Х. Один египетский фараон написал это название вместе с формулой проклятия на глиняном сосуде и разбил этот сосуд. Так как по древним представлениям имя одновременно выражало сущность вещи, то люди думали, что проклятие отразится на том, кого проклинали. Затем имя князя города Иерусалима упоминается в политической корреспонденции, которую нашли в архиве фараона Эхнатона (1383-1365?). Среди найденных там глиняных клинописных табличек, содержащих более 350 писем, находятся шесть писем царя Абди-Хепа из Урусалима (или Урушалима); имя царя—хеттское и означает «слуга Хепа (Хепы)»—хеттской богини плодородия.

По своему положению и природным данным Иерусалим едва ли заслуживал значения, которое позднее приобрел. Это была небольшая крепость, расположенная на горе Сион (на высоте около 800 метров над уровнем моря) с крутыми обрывами по двум сторонам. У подножия горы находился источник, к которому можно было добраться через прорубленный в скале канал. Эта цитадель воспротивилась захвату страны двенадцатью коленами Израиля и во времена царя Давида еще находилась в руках иевусеев. Первым правительственным шагом Давида был захват крепости дерзким штурмом его наемников. По-видимому, Иоав, один из полководцев Давида, обнаружил канал, ведущий наверх от источника, залез туда и ударил по осажденным. Так Иерусалим, который не принадлежал ни к одной области двенадцати колен, а оставался нейтральной территорией, стал «городом Давида». Давид перенес ковчег Завета в новую столицу; этим религиозным актом он подчеркивал ее политическое значение. Вероятно, здесь находилось и древнее святилище, ибо еще Авраам когда-то заплатил десятину царю Салимскому Мелхиседеку, «священнику Бога Всевышнего», и получил от него благословение (Быт. 14,18 и далее). Затем севернее города Давида Соломон построил храм и поставил в нем ковчег Завета. И, как жилище Бога, храмовая гора отныне стала носить название «Сион».

Через несколько лет после смерти Соломона и разделения основанного Давидом единого государства на Израильское (Северное) и Иудейское (Южное) царства Иерусалим был завоеван и разграблен египтянами (925 г. до Р.Х.). И с тех пор не проходило столетия, чтобы город не подвергался жестокому разрушению. Около 850 года на него нападают арабы; семьдесят лет спустя царь Израиля Иоас пробивает брешь в стене города; в 701 году его осаждает ассирийский царь Сен-нахерим; в 609 году его жителей ограбил фараон Неко II; трижды город вынужден был открывать свои ворота вавилонскому царю Навуходоносору; и всякий раз часть жителей уводили в плен; наконец, в 586 году храм был сожжен, а укрепления разрушены до основания. Царя Седекию захватили в плен, его сыновей закололи на его глазах, затем его ослепили, заковали в цепи и отвели в Вавилон. Через полстолетия в оставленный город возвращаются из плена первые иудеи. Они восстанавливают городские стены, вновь воздвигают храм, правда, в более скромных размерах.

Во время Маккавейских войн город попадает в руки сирийцев. Царь Антиох IV Епифан в 169 году до Р.Х. разграбил храм, соорудил в древнем городе Давида крепость и назвал город своим именем—Антиохией. Но Маккавеям удается отвоевать город: они разрушили тюремную крепость сирийцев и сравняли ее с землей. После освобождения Иерусалим начинает расширяться. Теперь он занимает и западный холм, расположенный напротив города Давида. Здесь возник Верхний город, тогда как в Тиропетонской долине, пролегающей между двумя холмами, раскинулись дома Нижнего города; поэтому его называли также городской долиной. Дальнейшее расширение города происходило на востоке в Кедронской долине, на западе и юге—в долине Енном (Гинном), имеющей форму дуги.

Время расцвета для Иерусалима наступило в царствование Ирода, в 37 году до Р.Х. Он начал отстраивать храм и воздвиг крепость Антония. Она называлась так по имени его римского друга, которому он был обязан своим воцарением. У западной стены был построен укрепленный и роскошно обставленный дворец. Для боевых состязаний, которые устраивались в честь римского кесаря каждые пять лет, Ирод велел соорудить театр. В Верхнем городе был устроен ипподром, за городскими стенами—амфитеатр. Здесь проводились спортивные и музыкальные соревнования, скачки (верховые и на колесницах), а также бои и травля зверей. Водопровод снабжал город питьевой водой. Таким образом, Иерусалим все больше и больше приобретал черты эллинистического города.

Когда Павел прибыл в Иерусалим, наследник Ирода Архелай был свергнут римлянами. Управление осуществлялось римскими прокураторами, которые имели свою резиденцию в Кесарии Приморской и приезжали в Иерусалим только на праздник Пасхи. И тогда они жили во дворце, выстроенном Иродом. Постоянный римский гарнизон был размещен в крепости Антония в северо-западном углу храма. Отсюда на храмовую площадь вели две лестницы, что давало возможность быстро подавлять народные волнения. Этим путем Павел после его ареста в храме был уведен римскими солдатами, и таким образом избавлен от ярости толпы.

В узких улицах и переулках города, особенно во время больших праздников, царило необычайное оживление. Верхний и Нижний город с севера на юг пересекали две главные деловые улицы, связанные многочисленными переулками. От дворца Ирода одна улица вела к спортивной площадке, которую построил первосвященник Язон (Иасон); у моста Ксистус она пересекала Тиропетонскую долину и выходила на храмовую площадь. Здесь находились столы менял и продавцов живности для жертвоприношений. Несколько рынков снабжали население продовольствием. В Новом городе, севернее храмовой площади, находились шерстопрядильни, шерстобойни и рынок торговцев шерстью, а также кузницы и платяной рынок. Ремесло портных процветало у городских ворот; в Верхнем городе размещались мастерские ткачей и валяльщиков. На фруктовом рынке торговали инжиром, цикорием, латуком, пряностями, кореньями, вином и уксусом. На рынках, где продавали скот,—а там был отдельно рынок для живого скота и скота на убой,—можно было купить только определенных левитами чистых животных: овец, коз, ягнят, голубей и кур. Изготовление и продажа товаров происходили в одном помещении, ремесленники работали в мастерских, открытых прямо на улицу. Не исключено, что уже тогда дворники заботились о чистоте улиц; во всяком случае водосточные каналы уже были; отбросы и мусор выбрасывали в долину Енном, по-видимому, через мусорные ворота—южный выход из Иерусалима, и там сжигали.

В эпоху Павла Иерусалим насчитывал от 30 до 50 тысяч жителей. В праздники в город приходили большие караваны, с которыми прибывало еще около 150 тысяч паломников. Это были люди со всего мира, как повествуют о том Деяния святых Апостолов, в описании праздника Пятидесятницы. Все они шли в Святой Город, к Храму, к Дому Господню.

 

Церковные Таинства

—    Существуют болезни, которые требуют постоянного приема медикаментов. Такая потребность может быть вызвана необходимостью систематического лечения. Если принятие лекарств обусловлено не личным желанием человека, а тяжелым состоянием больного организма, то оно не может быть помехой Причастию.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru