«Горе вам, законникам!» (Лк. 11,52)

По окончании обучения Павлу, как ученому-книж-нику, был открыт путь к самым влиятельным должностям. Для этого у него были все предпосылки: его обучал и наставлял раббан Гамалиил Старший, знаменитейший законоучитель. Он превзошел многих из своих сверстников и соучеников—это было общепризнано. Он не только умел излагать законы, но и в своем поведении был безупречен. Он был чистокровный израилит из колена Вениаминова, а это могли сказать о себе далеко не все книжники!

Павел—вениаминит, то есть он принадлежит к роду, который, вместе с Саулом—израильским царем, играл ведущую роль в истории Израиля. Для него решающим является знание Торы, почитание предания отцов.

Первый библейский образец «книжника», «законника», законоучителя являл собой священник Ездра, который «расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде» (1 Ездр.7,10). Несомненно, что и до Ездры существовали законники, но только начиная с него, мы можем проследить постепенное превращение их в особое сословие.

Завоевание Иерусалима, разрушение храма и вавилонское пленение народа лишили Израиль его религиозного центра. По закону жертвы можно было приносить только в Иерусалимском храме; а поскольку это было теперь невозможно, то больше значения стали придавать культовым действиям, заповеди о субботе и обрезанию. Сооружение синагоги, в которой молитва заступила место жертвоприношения, приходится именно на это время. Собственно изгнание продолжалось пятьдесят лет; персидский царь Кир, без боя овладевший вавилонской столицей, сделал Вавилон персидской провинцией и разрешил иудеям вернуться на родину и восстановить храм. Из-за трудных условий жизни, в которых оказались вернувшиеся на родину, строительство замедлилось и в конце концов совсем остановилось; только через двадцать лет храм был восстановлен, но в значительно более скромных размерах. Воссоздание израильской общины легло на плечи вышеназванного Ездры. В качестве поверенного в иудейских делах при персидском правительстве он был послан в Иерусалим. Здесь он вновь торжественно огласил Книгу закона Моисея и отредактировал в ее окончательном виде: Пятикнижие стало законом и приобрело то значение, которого оно до сих пор еще не имело. В то время как Неемия, влиятельный иудей при персидском дворе, в качестве полномочного наместника восстанавливал стены Иерусалима, Ездра окружил народ «оградой закона», под защитой которого он должен был сохранять себя в чистоте.

Однако новые, по сравнению с эпохой до вавилонского пленения, условия поставили много новых вопросов, на которые могли ответить только искушенные в законах книжники. К тому же иврит в качестве народного языка из-за бракосочетаний с иностранцами был постепенно вытеснен и оставался теперь в употреблении только как язык письменности и ученых; напротив, арамейский язык, введенный с V века в качестве канцелярского языка для больших областей Персидской империи, пробивал себе путь. Это делало необходимыми новые пояснения, изложения, комментарии, а также переводы Священного Писания. Значение и влияние законников все более возрастали: их все стали признавать вождями народа. Они приобрели высокие заслуги в эпоху Маккавеев; старец Еле-азар, который предпочел претерпеть мученическую смерть, но не преступить закон, был книжник, законник. На рубеже первого, дохристианского столетия книжникам даже удалось добиться влиятельных позиций в Синедрионе. Наряду с первосвященниками и представителями иерусалимских аристократических семей («старейшинами») они образуют третью группу Верховного совета, состоявшего из 71 члена.

Мужи, посвящавшие себя, так же как и Павел, изучению Торы, происходили из разных слоев населения. Академическое образование открывало им путь к должностям законодателей, учителей и судей. Но это не приносило им много дохода; законникам даже запрещалось получать плату за их учительскую деятельность; это—то же самое требование, которое предъявляет к Своим ученикам Иисус Христос: «Даром получили, даром давайте» (Мф.10,8). Если книжник и не обречен на нищенство—он ведь обучен ремеслу, которое его может прокормить,—то иногда он все же впадает в подлинную нищету.

Позднее, в своих Посланиях, Павел будет не раз указывать на то, что учитель имеет право на поддержку общины. При этом он может даже сослаться на слова Господа о том, что трудящийся достоин награды за труды свои (Лк.10,7). Если он сам не пользуется этим правом, чтобы сохранить независимость от дающего и не возбудить подозрения в корыстолюбии, то он, во всяком случае, не думает полностью отказываться от этого права. Там же, где он действительно что-то принял от общины (речь идет о его любимом детище-общине в Филиппах), то он в своем благодарственном Послании тщательно избегает слова «благодарю».

Благоговение, которым были окружены книжники, и внимание к ним со стороны народа иллюстрирует небольшое происшествие, переданное Талмудом. Было в обычае провожать первосвященника вечером, накануне дня Примирения, после окончания богослужения из храма домой. Но когда навстречу такой процессии однажды показались два книжника, толпа оставила первосвященника, к его неудовольствию, и стала сопровождать раввинов.

Чтобы привлечь внимание к себе, книжники очень заботились о своем внешнем виде: они носили особые мантии, волочившиеся по земле; из демонстративной набожности не снимали целый день молитвенные ремни и делали предписанные кисти на одежде особенно длинными. Они требовали, чтобы на улице их первыми приветствовали, обращаясь к ним со словами «рав-ви», «отче» и «господин». Если их куда-нибудь приглашали, то они ожидали для себя почетного места и использовали гостеприимство в корыстных целях. В синагогах они занимали первые места.

Павел пользуется характерным для раввинов речевым оборотом, когда в Послании к Римлянам перечисляет все те титулы, которые присвоил себе самонадеянно Израиль и которыми книжник именовал себя, противопоставляя себя народу: «Путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины» (Рим.2,19-20).

И хотя Иисус Христос признает авторитет книжников как последователей Моисея и толкователей Писания, но обличает их высокоумие и лицемерие, отметает их ритуальные предписания и осуждает их казуистику. Обладающий острым, проницательным взглядом и верной интуицией, книжник Павел видел в этом смертельного врага своих воззрений. Не удивительно поэтому, что Синедрион именно ему, принадлежавшему к влиятельной партии фарисеев, доверил сопровождать христиан Дамаска на суд в Иерусалим.

 

Церковные Таинства

—    Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Христос сказал, что Его Царствие не от мира сего. Но Он Сам пришел в этот мир, чтобы выполнить Свою спасительную миссию. Церковь также не от мира сего, ибо она является богочеловеческим организмом — Телом Христовым.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru