«При ногах Гамалиила» (Деян.22,3)

Для Павла, выросшего в верной закону семье, принадлежавшей к самой строгой религиозной партии, была только одна возможность обучения—в Иерусалиме, в этом центре богословско-юридической науки иудаизма. Здесь учил последователь знаменитейшего раввина Гиллэля—Гамалиил Старший, названный так в отличие от его внука, Гамалиила Младшего. Он принадлежал к самым видным членам Синедриона, высшего правительственного учреждения еврейского народа, и был одним из лидеров партии фарисеев. Ему первому был присвоен почетный титул «раббана» (наш учитель), который и присуждался всего лишь четыре раза. Некоторые из его учительских решений дошли до нас; они показывают его справедливым и рассудительным человеком. Об этом свидетельствуют Деяния святых Апостолов (5,34 и далее). И когда в Иерусалиме Апостолы стоят перед судом за свою проповедь Евангелия и судьи хотят учинить над ними расправу, Га-малиил вступается за них и дает мудрый совет: «Оставьте их; ибо если это предприятие и это дело—от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» (Деян.5,38-39).

В своей речи к народу после ареста в храме Павел говорит, что он—иудей, «воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе»(Деян.22,3). Это высказывание следует понимать совершенно буквально: во время преподавания ученик сидел у ног учителя.

Гамалиил подразделял своих учеников на четыре класса по мере понимания ими заученного материала или отличия в дискуссиях. Главным предметом преподавания была Тора; это слово означает «поучение», «наставление», при этом понимались те наставления, которые Бог сообщал народу через Моисея и других пророков. Наконец, так стали называть и весь Ветхий Завет. Преподавание начиналось книгой Левит, третьей книгой, восходящей к Моисею и содержащей прежде всего собрание религиозных законов. Священный текст произносили речитативом все вместе, ритмически жестикулируя и раскачиваясь, и таким образом заучивали наизусть стих за стихом. К этому присоединялись еще многочисленные устные предания, которые первоначально записывать не разрешалось: назидательные истории из Священного Писания, современные примеры применения законов во всевозможных случаях, остроумные изложения предписаний. Противопоставлялись и комментировались учителем изречения, постановления и часто друг другу противоречащие решения различных законоучителей в конкретных правовых случаях со всеми их последствиями; высказывались сомнения, ставились вопросы, выискивались доказательства в Писании, результат выяснялся в дискуссии с учениками и... заучивался наизусть.

Иудейская книжная ученость Павла проявляется и в стилистике, и в методике и логике построения его Посланий. Типичными в этом смысле являются третья и четвертая главы Послания к Римлянам, где Павел ставит вопросы, отвечает на них, опровергая возражения, устраняя сомнения, аргументирует ответы цитатами из Писания и таким образом излагает в диалоге с гипотетическим противником собственную точку зрения. Этот метод, между прочим, находит свое применение и в стоической философии.

Некоторые учения книжники держали в секрете, потому что они предназначались не для народа. Так, учитель должен был говорить своему самому близкому ученику шепотом о таинственном явлении Бога, как его описал пророк Иезекииль в первой главе своей книги, и к тому же с благоговением укутывать при этом голову. В других случаях из педагогических соображений запрещалось подробное публичное комментирование. Как сегодня при некоторых судебных процессах общественность исключают из участия в суде, так и законоучитель имел право рассказывать о законах против кровосмешения только лишь двум ученикам. Некоторые ученые противились переводу Священного Писания, которое было написано еврейским языком (ивритом). К таким принадлежал и Гамалиил, велевший замуровать в стену перевод книги Иова на арамейский, народный язык, потому что он считал его недозволенным.

Наряду со своим учением каждый книжник должен был овладеть каким-нибудь ремеслом. Знаменитый законоучитель раввин Иегуда привел для этого основания: «Кто не учит своего сына никакому ремеслу, тот учит его разбою». Поэтому среди ученых-книжников мы находим представителей самых различных профессий: названный уже Гиллель, дед (или отец—мы этого точно не знаем) Гамалиила, зарабатывал деньги на его обучение в качестве поденщика; иные занимались скотоводством или работали пекарями, мельниками, кузнецами, сапожниками, кожевниками или шили домашнюю обувь. Павел изучил ремесло изготовления палаток; производство плащей, одеял и палаточных тканей из козьей шерсти было главным промыслом на его родине.

Закончивший обучение ученик, даже если он в совершенстве овладел материалом и методом, согласно закону ни в коем случае не имел права выносить самостоятельные решения. Только тогда, когда ученик через рукоположение посвящался в ученые, он считался полноправным членом цеха ученых-книжни-ков, мог притязать на титул «раввина» («мой учитель») и имел право исполнять должность судьи. Было бы интересно узнать, к какому классу учеников раб-бан Гамалиил определил молодого Павла. Сам Апостол впоследствии говорил о себе: «Я... преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал.1,14). Вряд ли был он посвященным книжником, ибо посвящаться мог только достигший сорокалетнего возраста, а Павел уже до этого стал исповедовать Христа. Тем не менее, он участвовал в больших процессах против христиан и подавал свой голос за смертный приговор.
 

Церковные Таинства

—    Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Патриотизм православного христианина проявляется в защите Родины от врагов, в труде на благо Отчизны, в заботе о родной земле, а также в участии в делах государственного управления, сохранения и развития национальной культуры и самосознания.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru