«При ногах Гамалиила» (Деян.22,3)

Для Павла, выросшего в верной закону семье, принадлежавшей к самой строгой религиозной партии, была только одна возможность обучения—в Иерусалиме, в этом центре богословско-юридической науки иудаизма. Здесь учил последователь знаменитейшего раввина Гиллэля—Гамалиил Старший, названный так в отличие от его внука, Гамалиила Младшего. Он принадлежал к самым видным членам Синедриона, высшего правительственного учреждения еврейского народа, и был одним из лидеров партии фарисеев. Ему первому был присвоен почетный титул «раббана» (наш учитель), который и присуждался всего лишь четыре раза. Некоторые из его учительских решений дошли до нас; они показывают его справедливым и рассудительным человеком. Об этом свидетельствуют Деяния святых Апостолов (5,34 и далее). И когда в Иерусалиме Апостолы стоят перед судом за свою проповедь Евангелия и судьи хотят учинить над ними расправу, Га-малиил вступается за них и дает мудрый совет: «Оставьте их; ибо если это предприятие и это дело—от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» (Деян.5,38-39).

В своей речи к народу после ареста в храме Павел говорит, что он—иудей, «воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе»(Деян.22,3). Это высказывание следует понимать совершенно буквально: во время преподавания ученик сидел у ног учителя.

Гамалиил подразделял своих учеников на четыре класса по мере понимания ими заученного материала или отличия в дискуссиях. Главным предметом преподавания была Тора; это слово означает «поучение», «наставление», при этом понимались те наставления, которые Бог сообщал народу через Моисея и других пророков. Наконец, так стали называть и весь Ветхий Завет. Преподавание начиналось книгой Левит, третьей книгой, восходящей к Моисею и содержащей прежде всего собрание религиозных законов. Священный текст произносили речитативом все вместе, ритмически жестикулируя и раскачиваясь, и таким образом заучивали наизусть стих за стихом. К этому присоединялись еще многочисленные устные предания, которые первоначально записывать не разрешалось: назидательные истории из Священного Писания, современные примеры применения законов во всевозможных случаях, остроумные изложения предписаний. Противопоставлялись и комментировались учителем изречения, постановления и часто друг другу противоречащие решения различных законоучителей в конкретных правовых случаях со всеми их последствиями; высказывались сомнения, ставились вопросы, выискивались доказательства в Писании, результат выяснялся в дискуссии с учениками и... заучивался наизусть.

Иудейская книжная ученость Павла проявляется и в стилистике, и в методике и логике построения его Посланий. Типичными в этом смысле являются третья и четвертая главы Послания к Римлянам, где Павел ставит вопросы, отвечает на них, опровергая возражения, устраняя сомнения, аргументирует ответы цитатами из Писания и таким образом излагает в диалоге с гипотетическим противником собственную точку зрения. Этот метод, между прочим, находит свое применение и в стоической философии.

Некоторые учения книжники держали в секрете, потому что они предназначались не для народа. Так, учитель должен был говорить своему самому близкому ученику шепотом о таинственном явлении Бога, как его описал пророк Иезекииль в первой главе своей книги, и к тому же с благоговением укутывать при этом голову. В других случаях из педагогических соображений запрещалось подробное публичное комментирование. Как сегодня при некоторых судебных процессах общественность исключают из участия в суде, так и законоучитель имел право рассказывать о законах против кровосмешения только лишь двум ученикам. Некоторые ученые противились переводу Священного Писания, которое было написано еврейским языком (ивритом). К таким принадлежал и Гамалиил, велевший замуровать в стену перевод книги Иова на арамейский, народный язык, потому что он считал его недозволенным.

Наряду со своим учением каждый книжник должен был овладеть каким-нибудь ремеслом. Знаменитый законоучитель раввин Иегуда привел для этого основания: «Кто не учит своего сына никакому ремеслу, тот учит его разбою». Поэтому среди ученых-книжников мы находим представителей самых различных профессий: названный уже Гиллель, дед (или отец—мы этого точно не знаем) Гамалиила, зарабатывал деньги на его обучение в качестве поденщика; иные занимались скотоводством или работали пекарями, мельниками, кузнецами, сапожниками, кожевниками или шили домашнюю обувь. Павел изучил ремесло изготовления палаток; производство плащей, одеял и палаточных тканей из козьей шерсти было главным промыслом на его родине.

Закончивший обучение ученик, даже если он в совершенстве овладел материалом и методом, согласно закону ни в коем случае не имел права выносить самостоятельные решения. Только тогда, когда ученик через рукоположение посвящался в ученые, он считался полноправным членом цеха ученых-книжни-ков, мог притязать на титул «раввина» («мой учитель») и имел право исполнять должность судьи. Было бы интересно узнать, к какому классу учеников раб-бан Гамалиил определил молодого Павла. Сам Апостол впоследствии говорил о себе: «Я... преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал.1,14). Вряд ли был он посвященным книжником, ибо посвящаться мог только достигший сорокалетнего возраста, а Павел уже до этого стал исповедовать Христа. Тем не менее, он участвовал в больших процессах против христиан и подавал свой голос за смертный приговор.
 

Церковные Таинства

—    Соборование, или Таинство Елеосвящения, является одним из семи Таинств Православной Церкви. Оно установлено в соответствии с библейскими словами апостола Иакова, который в своем послании говорит: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5, 14—15).

Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Церковь находится в правовом поле государства. И иерархи, и простые верующие являются не только членами Церкви, но и гражданами нашей страны. Верующие граждане выполняют законы государства не за страх, а за совесть, поскольку сам Господь повелевал отдавать "кесарево кесарю, а Божие Богу".
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru