Лука-историк

Евангелист Лука был врачом, но этим не исчерпывается его деятельность. Он сопровождал апостола Павла в его путешествиях, был его товарищем в темнице; Павел любил его и доверял ему. Однако он действовал не только как личный врач Апостола. Павел называет его своим сотрудником; долгие годы сотрудничества позволили Луке глубоко проникнуть в мир мыслей и представлений Апостола. Поэтому нет более призванного, чем он, человека для описания жизни и дел апостола Павла.

Лука сделал это в своих «Деяниях святых Апостолов», хотя первоначально это и не входило в его намерения. В написанном им Евангелии он изобразил Иисуса Христа Спасителем мира и указал на великую загадку неверия Израиля. Но самоустранение иудейского народа от спасения проложило Евангелию дорогу к язычникам. В этом заключается тема Деяний. В слове воскресшего Господа она, собственно, и названа: «Вы... будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1,8). Триумфальное шествие Евангелия из Иерусалима в Рим—такова тема книги, определившая ее построение. Мужи, которым поручена задача благовестия, перечислены сразу же, в первой главе поименно. Это те «двенадцать», которых Сам Иисус Христос избрал и благодаря которым книга получила свое название-веяния святых Апостолов».

Упоминаются, в частности, апостол Петр, сыновья Зеведеевы—Иаков и Иоанн, а также брат Господень Иаков. Ни один из упомянутых Апостолов не выделяется, ни об одном из них не рассказывается особо; они появляются, когда должны выполнить какое-то задание, и потом снова отступают на задний план. Ибо Лука не хочет рассказать «историю Апостолов», у него нет также стремления написать «историю первоначального христианства». Для этого у него не было материала. В основном он ограничивается описанием миссионерских трудов апостола Павла; дела его он знает по собственному наблюдению: как его сотрудник, он лучше всех осведомлен об этом. Воистину, это триумфальное шествие Евангелия, которое он решил изобразить, глядя на человека, есть триумфальное шествие апостола Павла: завоевание языческого мира - дело его трудов. Конечно, апостол Павел не был первым и единственным миссионером, но он был, бесспорно, величайшим и совершил свою миссию наиболее успешно. Он не принадлежал к кругу двенадцати, но Господь призвал его близ Дамаска гласом с неба и сделал его Апостолом; трижды передает Лука историю этого призвания, причем дважды—собственными словами Павла (Деян.9,1 и далее; 22,6 и далее; 26,12 и далее).

Колыбелью христианской Церкви является Иерусалим. Несомненно, что местом проповеди Иисуса Христа была сначала Галилея. Но Лука переносит место действия: Иисус «восхотел идти в Иерусалим», и путь туда Лука отобразил в широком и подробном описании этого путешествия (Лк.9,51-19,27). Поэтому в Иерусалиме начинаются также и деяния святых Апостолов. То, что рассказывается о деятельности Апостолов в Иерусалиме,—необходимая предпосылка для понимания трудов апостола Павла.

Впервые имя Павла (Савл) упоминается в Деяниях при описании убийства Стефана (Деян.7,58). Успешная миссионерская деятельность апостола Филиппа среди смешанного иудейско-языческого народа—са-марян, крещение эфиопского казначея, прозелита, Филиппом и крещение языческого сотника Корнилия апостолом Петром создают предпосылки для последующей миссии апостола Павла среди язычников.

Исходным пунктом миссионерских трудов Апостола является Антиохия в Сирии. Для автора Деяний святых Апостолов этот город—второй Иерусалим: здесь образуется первая христианская община из язычников; здесь начинаются и заканчиваются два первых миссионерских путешествия апостола Павла. Наряду с Римом и Александрией, Антиохия считается третьей столицей Римской империи. Она была резиденцией римского наместника и насчитывала полмиллиона жителей. Будучи торговым городом и главным центром эллинистической культуры, она славилась на весь мир своими великолепными улицами, украшенными статуями, храмами, театрами и спортивными сооружениями. Население, состоявшее из пришельцев—греков и иудеев, а также из местных жителей, гордилось своими гражданскими правами. Иудеи составляли богатую общину и вели усиленную пропаганду в пользу своей религии. Лука прекрасно осведомлен о положении христианской общины в Антиохии: он описывает ее происхождение, религиозную жизнь, знает подвизающихся там пророков и учителей и прежде всего отмечает значение Варнавы, который присоединяется в Иерусалиме к Павлу, вводит его в Антиохию и является посредником в возникшем споре между Иерусалимом и Антиохией.

Все это святой Лука изображает как очевидец, так же как позднее он описывает свои путешествия с апостолом Павлом и своим описанием, в частности морского путешествия в Рим, дает нам важнейший мореходный документ древности. О событиях же, в которых сам не участвовал, он пишет, опираясь на достоверные источники. Так, в предисловии к Евангелию Лука изложил свой метод: он использует письменные источники, дополняет их собственными исследованиями и описывает все последовательно, в том порядке, как это случилось. Точно так же поступает он при написании Деяний святых Апостолов. Для сообщения о событиях в Иерусалиме он, как правило, использовал уже имеющиеся письменные источники. Сверх того, у него богатые возможности добыть сведения у очевидцев этих событий. Он встречается с другими спутниками апостола Павла: с Силой, происходящим из Иерусалима, и любимым учеником Тимофеем. Он знакомится с выдающимися личностями Палестинской Церкви: с Филиппом, одним из семи диаконов, пророком Ага-вом, апостолом Иаковом (братом Господним) и другими. В Риме он встречает евангелиста Марка и, наконец, самого апостола Павла.

Таким образом, Лука имел все возможности нарисовать нам достоверную картину миссионерской деятельности Апостола среди язычников. Некоторые из описанных в Деяниях событий подтверждаются и светскими историками: голод, предсказанный пророком Агавом, упоминается иудейским писателем-историком Иосифом Флавием; имя проконсула Сергия Павла Кипрского встречается в одной надписи, найденной в 1870 году при раскопках; наместничество проконсула Галлиона можно также установить хронологически по найденной в Дельфах надписи. Однако историком в современном смысле слова евангелист Лука, разумеется, не был. Он не выявляет движущих сил исторического развития, не дает психологического анализа, не делает выводов из случившегося и не знает идей-но-исторического рассмотрения. Но, несмотря на это, в некоторых вещах он удивительно современен. Он познал всемирно-историческое величие христианства. Если Христос, по словам апостола Павла, представляет Собою «конец закона» (Рим.10,4), то этим история спасения достигает в Нем своего апогея. Поэтому евангелист Лука уже в Евангелии, описывая рождение Иисуса (Лк.2,1 и др.) и выступление Иоанна Крестителя, связывает эти события с мировой историей (Лк.3,1 и далее). История избранного народа является лишь предысторией христианства, точно так же, как языческая набожность, выраженная в надписи на алтаре «неведомому Богу» (Деян. 17,23), относится ко Христу.

Деяния святых Апостолов заканчиваются прибытием апостола Павла как узника в Рим. Чем глубже евангелист Лука проникал в деяния и жизнь Апостола, тем больше он вдохновлялся им. Вот почему довольно большая часть книги посвящена заключению апостола Павла в узы и судебному процессу против него. Создается впечатление, будто Лука, занимаясь судьбой Апостола языков, забыл, что в начале своего произведения он запланировал нечто совсем иное. И только теперь, в Риме, он снова вспоминает о своем первоначальном плане: главный герой его истории—апостол Павел высадился в столице мира. Цель, на которую Деяния святых Апостолов направлены с самого начала, достигнута: из Иерусалима Евангелие прибыло в Рим.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru