Проповедь у Святой Плащаницы

Смерть... Каким страхом овеяна она и какой таинственностью! Многие, кто помнил и размышлял о ней, достигали высоты совершенства, другие, как о прибрежную скалу, разбивали о факт смерти все свои человеческие планы и дела, мечты и лучшие надежды. Смерть уравнивала все возрасты и ранги, и сильных мира сего и простых одинаково заключала в свои холодные объятия. Смерть страшна потому, и прежде всего потому, что она неизбежна. Надлежит всем человекам однажды умереть (Евр.9,27).

Сегодня мы прикасаемся к смерти нашего Спасителя. Понятна ли нам эта смерть?—Нет. И это предвидело Божественное Откровение, когда устами Симеона Богоприимца в Иерусалимском храме о Христе говорила Божественная истина: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих" (Лк.2,34), а апостол Павел в свое время добавил, что как слово о кресте, так и все дело Христово для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христос, Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1,23-24).

Смерть—злейший враг человека. Она—результат греха, нарушения человеком Божественной гармонии. Велика была вина человека и, следовательно, страшен результат вины—смерть. До пришествия в мир Христа Спасителя смерть была страшной, потому что за ней следовал вечный мрак и отчаяние. Победить это могла только сверхъестественная сила. И вот "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3,16). Христос стал Человеком, Своею смертью Он победил смерть. С тех пор, хотя на земле по-прежнему и остается умирание, на смерть мы смотрим по-иному. После смерти Спасовой смерть стала для нас рождением, переходом в новую жизнь. Первое наше рождение—через утробу матери, второе рождение— через утробу смерти. В первом рождении мы получаем жизнь, во втором рождении мы тоже получаем жизнь. Первое рождение совершается в болезни, и второе рождение—в болезни. В первом рождении человек встречается с действительностью этого мира со слезами, с криком беспомощности, и во втором рождении— те же слезы, нередко отчаянные вопли, старческая беспомощность. Но таков закон: "Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Ин. 12,24).

Мучительная и вольная смерть Христа Спасителя—это наше новое рождение. "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек" (Ин.11,25-26). "Ибо Я живу, и вы будете жить" (Ин.14,19). "Где Я, там и слуга Мой будет" (Ин.12,26). Такова евангельская правда.

В самом начале христианство провозгласило веру в бессмертие, и только упование на воскресение дало силу первохристианской Церкви устоять в период огненных испытаний и светить миру, как маяк надежды и спасения для многих миллионов грешников.

Как само Боговоплощение, так и крайнее уничижение и смерть Христа Спасителя остаются для нас тайною, но мы знаем одно, совершенно точно и определенно, что Божественная любовь к миру и человеку низвела на землю Сына Божия, второе Лицо Живоначальной Троицы. Та же Божественная любовь ради того же мира и ради того же человечества вознесла Христа Спасителя на крест и привела к смерти. Это та любовь, о которой Священное Писание говорит: "Крепка, как смерть, любовь" (Песн.8,6). "Нет больше той любви,—говорил Христос,—как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.15,13). Господь в превосходстве явил эту любовь, превзойдя ее, ибо Он положил душу Свою не за друзей Своих, а за грешников всего мира, чтобы дать им вечную жизнь и дать эту жизнь с избытком (Ин. 10,10). Христос претерпел предательство, поношение, биение, оплевание, крест, смерть и вольное погребение для того, чтобы освободить нас, людей, от диавольского рабства, от греха и от вечной смерти. Он дал нам свободу и вечную жизнь в Нем, с Ним и через Него, нашего Бога и Спасителя.

Что же мы можем принести ныне в дар Богу, чело-веколюбно строящему наше спасение? Одно, и только одно—сердце, сердце, исполненное преданности и любви к Нему, сердце, исполненное любви ко всем людям. Примером этой преданности служат для нас два тайных ученика Христа Спасителя—Иосиф и Ни-кодим, которые предали честному погребению тело Христово. Иосиф предоставил Ему новый гроб в своем саду и плащаницу. Никодим принес драгоценное помазание. Иосиф Аримафейский, тайный ученик Христа, в момент Его позорного уничижения и суда пред всеми открывает себя как истинный друг Христов. Он дерзнул просить у Пилата тело Христово. Само собой разумеется, что так мог поступить только тот человек, сердце которого было исполнено глубокой любви к Божественному Учителю. Другой ученик—Никодим, который в поисках истины ночью приходил ко Христу слушать Его Божественное учение. Сегодня он среди белого дня оказывает почести Христу, не боясь последствий. Только настоящая любовь могла изгнать из его сердца человеческий страх. Он засвидетельствовал на все времена свою истинную любовь к Христу Спасителю.

Окружая сегодня гроб Владыки и бессмертного Даря, прикасаясь к Его святой Плащанице, проникнемся, братия и сестры, глубокой и сердечной любовью к Нему как Христу и Богу и, внимая наставлениям Священного Писания, будем всем любящим сердцем сострадать Ему в эти страстные дни, чтобы и воскреснуть с Ним. Аминь.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru