«Лука, врач» (Кол. 4,14)

Последнее дошедшее до нас Послание апостола Павла, было написано им в тюрьме. Апостол в кандалах и ожидает своей казни. И тогда он еще раз пишет своему любимому ученику Тимофею. Павел познакомился с ним во время своего второго миссионерского путешествия и взял с собою в качестве помощника; в третьем путешествии Тимофей был также спутником Павла и получил от него важные задания. И вот Апостол хочет видеть его еще раз перед смертью. Брошенный в темницу, Павел тяжело переносит свое одиночество; друзья и сотрудники рассеяны по всему миру. Некоторых он сам послал с заданиями, кто-то покинул его в беде и оставил свое дело. «Один Лука со мною»,—пишет Апостол (2 Тим.4,10).

Лука—один из самых верных спутников Павла. Он навещал его во время первых уз в Риме. В Посланиях к общине Колоссян и к находящемуся там Филимону Апостол передает привет от Луки. Он называет его «врачом возлюбленным». По древнему преданию, Лука родом из Антиохии в Сирии; вероятно, здесь он впервые повстречался с Апостолом. Лука и для нас не неизвестен; его имя нам хорошо знакомо, ибо он—автор третьего Евангелия и Деяний святых Апостолов. То, что он сообщает в них, имеет огромную ценность для понимания Павловых Посланий. Ибо в своих письмах Павел, как мы видели, говорил о себе лишь при случае. А Лука в качестве его спутника в путешествиях вел записи о миссионерских трудах и, может быть, даже дневник. Эти записи он использовал впоследствии при составлении той книги, в которой хотел описать победоносное шествие Евангелия из Иерусалима в Рим. Случилось так, что произведение, задуманное как «Деяния святых Апостолов», стало книгой о Павле.

Лука был врачом—так во всяком случае утверждает Павел. Исследователи приложили немало стараний, выискивая специальные медицинские выражения, которыми пользуется Лука в Евангелии и в Деяниях святых Апостолов. Нельзя сказать, что их старания увенчались успехом, потому что специальный язык врачей древности мало отличался от обычного, обиходного языка. Однако все же бросается в глаза, насколько точно, с точки зрения врачебной, Лука описывает исцеление больных Иисусом Христом и Апостолами. Особенно интересно, как Лука исправил одно выражение из Евангелия от Марка, служившего для него первоисточником. Сообщая о женщине, страдавшей кровотечением и исцеленной Иисусом Христом, Марк писал: «Женщина... много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние» (Мк.5,26). Лука смягчает суждение о своих коллегах и сообщает лишь очень скупо: «Ни одним не могла быть вылечена» (Лк.8,43).

Широко распространенный скепсис в отношении врачей выражает еврейская поговорка: «Врачу, исце-лися сам!». Один книжник более позднего времени формулировал это несколько иначе: «Горе тому городу, врач которого болеет подагрой!». Поэтому больной в первую очередь искал исцеления у Бога: молитвой, постом, обетом или жертвой. Апостол Павел также страдал тяжелой хронической болезнью, которой был наказан: «...Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня» (2 Кор.12,7-8).

Однако это не значит, что Павел отвергал естественные средства лечения. Напротив, он рекомендует Тимофею, ввиду его болезни желудка и частых недугов, вызванных этим, пить не одну воду, а немного вина. Вообще вино, наряду с растительным маслом (елеем), играло большую роль в терапии. Милосердный самарянин смазал раны человека, попавшего к разбойникам, елеем и вином; то же лечебное средство находило применение при других заболеваниях. Против кровотечения в то время применялись такие средства: винный настой персидского лука, а также принимаемая с вином микстура из алоэ и садового крокуса. То, что успех лечения был довольно сомнительным, мы можем заключить из свидетельства Евангелия о кровоточивой женщине.

Особой известностью пользовались египетские врачи. Свои анатомические знания они хранили как профессиональную тайну. Как известно, в древнем Египте высоко развито было бальзамирование умерших, что было бы невозможно без знания анатомии. Книга Бытия сообщает нам, что проданный братьями в Египет и достигший там высоких почестей Иосиф велел врачам набальзамировать своего умершего отца Иакова. Внутренние органы были удалены из трупа, причем, конечно, без специального рассечения. Греческий писатель Геродот описывает, как с помощью изогнутых проволок вынимали мозг через ноздри, а внутренности—путем раскрытия отверстий живота. Однако обычно это поручалось не врачам, а людям особой профессии.

Были также врачи-евреи. Когда у царя иудейского Асы сильно заболели ноги, он обратился, как с осуждением повествует Вторая книга Паралипоменон, не к Господу, а к своим врачам. Видимо, автор книги полностью отвергает врачебную помощь, может быть, на том основании, что она часто была связана с магической практикой. Но это не общее мнение избранного народа, ибо Иеремия, наряду с ужасами Божьего суда и наказаний, называет отсутствие бальзама и недостаток врачей. Также и Исайя замечает, что во времена бедствий никто не хочет принять на себя ответственную должность врачевания ран. В собрании Премудростей Иисуса, сына Сирахова, автор посвящает врачам целый раздел. Отношение его к ним сплошь положительное, когда он упоминает аптекаря, приготовляющего микстуру, с помощью которой врач смягчает страдания больного. Он призывает больного молиться Богу о здравии, но подчеркивает дальше следующее: «И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» (Сир.38,12).

Греческие врачи учились своему искусству у египтян; существовало много врачебных школ; проводились вскрытия трупов и даже вивисекции—врачебные опыты над живыми людьми. Медицина развивалась: имелись окулисты, специалисты по болезням уха, зубные врачи. Медики объединялись в профессиональные группы; врачи имели публичное признание и оплачивались государством. В эпоху Римской империи врач жил в уважении и богатстве. Слова Спасителя «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» прямо признают деятельность врачей. Это выражение использовано не только евангелистом Лукой, но и Матфеем и Марком (Лк.5,31; Мф.9,12; Мк.2,17). Поэтому можно предположить, что Лука и после своего обращения в христианство развивал свое врачебное искусство и применял его, как спутник апостола Павла, также на самом Апостоле, может быть, даже не без успеха, ибо Павел называет его «возлюбленным врачом».

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru