«Я, Павел, написал моею рукою» (Флм.1,19)

Написание письма в эпоху Апостола было трудоемким процессом. Писали на листах папируса, которые хотя и были выглажены, но всегда имели необработанные места, а потому их надо было шлифовать пемзой. Трость для письма заострялась ножом; чернила изготавливались из сажи; пока написанное не высохло, его можно было при необходимости стереть губкой. Длинное письмо на одном листе не умещалось; тогда склеивали несколько листов.

Готовое письмо скатывали в трубку, клали в футляр, зашнуровывали и запечатывали. Краткие сообщения писали иногда грифелем на деревянной доске, покрытой черным воском; несколько досок скреплялось проволочными шарнирами, и таким образом получалась своего рода книга.

При написании писем соблюдались определенные правила и традиции. Сохранилось написанное на папирусе письмо, относящееся к середине II века после Р.Х., т.е. написанное на сто лет ранее Павловых Посланий. Тем не менее оно имеет все типические признаки, которые обнаруживаются и в письмах Апостола.

Молодой египтянин Апион призван из своей родной деревни в римский императорский флот в г.Мизенум, близ Неаполя. Он сообщает отцу о счастливом завершении плавания, во время которого пережил шторм, называет ему свое солдатское имя и название корабля, на котором служит. Короткое это письмо гласит:

«Апион—своему отцу и господину Эпимаху много радоваться! Прежде всего желаю тебе здоровья, долгого благосостояния и счастья вместе с моей сестрой, ее дочерью и моим братом.

Благодарю господина Сераписа, что он меня тотчас спас, когда я на море попал в опасность. Когда я приехал в Мизенум, то получил в качестве путевых денег от императора три золотых. Дела мои хороши. И вот я попрошу тебя, господин отец мой, напиши мне письмецо: во-первых, о твоем здоровье, во-вторых, о здоровье моей сестры, в-третьих, для того, чтобы я мог видеть твою руку; ибо ты воспитал меня хорошо, и я на этой основе надеюсь быстро продвинуться вперед, если захотят боги. Приветствуй от меня много раз Ка-питона, моих родственников, Серениллу и моих друзей. Я послал тебе свой небольшой портрет через Евк-темона». Дальше идет имя.

Апостол Павел в своих Посланиях придерживается этой же схемы. В начале указывается имя отправителя, затем назван получатель Послания. Но Павел не радости желает ему, как это обыкновенно встречается в большинстве писем того времени, а заменяет слово «радость» похожим по созвучию в греческом языке словом «благодать». Одновременно он к этому присовокупляет обычную для иудеев формулу приветствия «мир», называет источник, из которого христианину проистекает и то и другое, и выражает пожелание благословения: «Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа».

В конце писем обычно помещали просьбу передать привет тем или иным лицам. Павел и этого придерживается. Он передает приветы, посланные через него другими, и сам приветствует своих знакомых. Таким образом мы узнаем имена его друзей, спутников в путешествиях и сотрудников. Некоторые из названных имен мы встречаем в надписях на стенах катакомб.

Каждое письмо заканчивалось, как правило, пожеланием хорошего здоровья. Этому обычаю Павел не следует ни в одном из своих Посланий. Для него более важно благословение адресатам. Так заимствованные формулы обычной переписки у Павла обретают силу христианской убежденности

Письмо молодого Апиона было доставлено римской военной почтой; вообще же государственная доставка и вручение частных писем были тогда неизвестны. Отправитель сам должен был заботиться о том, как ему отправить свое письмо. Послание к Римлянам, написанное Павлом в Коринфе, привезла в Рим, вероятно, диаконисса Фива. Она была «помощницею многим» в Кенхреях, портовом городе восточнее Коринфа, и Павел представляет ее римской общине.

При написании письма пользовались услугами профессионального писаря. Послание к Римлянам Павел диктовал некоему Тертию, который в 16-й главе вписал привет своим знакомым в Риме. Написание определенно занимало несколько дней. Когда писарь утомлялся, диктовку прерывали, а затем возвращались к ней. Этим объясняются отрывочность мыслей и отсутствие переходов. Послание к Филимону Павел, видимо, написал собственноручно: «Я, Павел, написал моею рукою». К другим Посланиям он прибавляет собственноручное предложение: «Мое, Павлово, приветствие собственноручно», или: «Приветствие моею рукою, Павловою».

Вероятно, когда он в заключении, в темнице, писал эти слова в конце Послания к Колоссянам, то при этом на его руках звенели оковы. Поэтому он добавляет: «Помните мои узы». Когда же его противники от его имени отправили поддельное, фальшивое письмо, он предостерегает получателей: «Молю вас... не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного» (2 Фес.2,2). Затем он указывает на свою собственноручную подпись: «Приветствие моею рукою Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так...» (2 Фес.3,17).

Предание свидетелствует нам еще и о другом способе переписки: опытному писарю сообщали о содержании письма и предоставляли ему выработку текста. Заказчик только собственноручно приписывал заключительное приветствие под письмом и этим заверял его подлинность. Возможно, в этом причина некоторой разницы в стиле отдельных Павловых Посланий.

Не все Послания, написанные апостолом Павлом, дошли до нас, и не сохранилось ни одного оригинала. По желанию Апостола, их передавали из рук в руки, обмениваясь ими внутри общин. «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы»,—пишет он Колоссянам (4,16). Итак, сами письма, как вещи материальные и преходящие, не сохранились, но их содержание непреходяще.

 

Церковные Таинства

—    Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Христианин постоянно делает выбор: между добром и злом, между благочестивой жизнью и пребыванием в грехе, между Богом и мамонной. Церковь живет по своим законам, по своему внутреннему укладу, что позволяет ей не быть в водовороте "стихий века сего".
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru