Апостол Павел и его эпоха

Если мы хотим ближе познакомиться со святым Павлом, мы должны читать его Послания. Едва ли найдется значительная для каждого человека тема, которую апостол Павел не прокомментировал бы. Однако у него это происходит не по определенной системе, ибо он человек практический. Его Послания—это писания на данный, конкретный случай; они обусловлены временем и ситуацией. Повод для их написания— устранение неустройств, поучение, назидание и напоминание, борьба против пагубных заблуждений и личной диффамации. Поэтому мы находим относительно немного указаний на события его жизни.

В Послании к Филимону, зажиточному христианину из малоазиатского города Колоссы, Павел называет себя «старцем». Поскольку он написал это Послание во время своего первого пребывания в римских узах (около 61-63 годов), то он, вероятно, родился в первые годы христианского летосчисления. Если он и сообщает факты из своей жизни, то не из тщеславного самолюбования, а потому, что его к этому вынуждают: его оскорбили и оклеветали—он вынужден защищаться. Так от него самого мы узнаем о его происхождении.

Павел—иудей, и не по обращению, а по рождению, ибо он был обрезан в восьмой день и принят в иудейскую общину. Его родители—выходцы из Израиля, он чистокровный еврей. Если он называет себя евреем из евреев, то этим он хочет сказать, что его семья, хотя и живет в диаспоре, еще не затронута языческим окружением и соблюдает обычаи своей страны. Истым евреем он является и по своей религии: как потомок Авраама, он принадлежит к избранному народу, примкнул к партии фарисеев и воплощает собой идеал фарисейской набожности, согласно закону.

Верность закону сделала его гонителем Церкви. Это как раз то мрачное время, к которому он не раз возвращается в своих воспоминаниях. Но он обрел милосердие Божие, потому что действовал в неверии, без познания. Христос явился ему и призвал быть Его Апостолом, хотя Павел и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Гонитель сделался гонимым! В Дамаске наместник царя Ареты велел охранять город, чтобы схватить его, но его опустили в корзине через окно, и таким образом он избежал казни. Затем он принялся выполнять задачу, доставшуюся ему в удел,—проповедовать Евангелие среди язычников.

Потрясающую картину своей последующей жизни Павел рисует во втором Послании к общине Коринфа. Тамошние его противники вынудили его на это признание. Они упрекали его в том, что хотя он мужествен в своих Посланиях, но на самом деле слаб и нерешителен. В оправдание Павел приводит перечень своих страданий, а не успехов. Вот его собственные слова: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской', много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах» (2 Кор. 11,23-28). Так выглядят будни Апостола, зарабатывающего к тому же свой хлеб насущный тяжелым физическим трудом. Вот и все, что он сообщает о своей жизни. К этому присоединяются упоминания о его путевых планах, о сопровождающих его лицах; мы узнаем о его друзьях, которым он передает приветы, но все это лишь случайно отмечается им при написании Посланий. Некоторые указания и намеки, адресованные только получателю для чтения «между строк», нам теперь уже непонятны, и мы не знаем повода к ним. Однако и это все показывает, что Послания Апостола были деловыми письмами. Павел пишет не ученые трактаты в форме писем, у него нет никакого писательского честолюбия. Он не систематически развивает намеченную тему; он выбирает то, что значимо для насущной цели. Вот он начинает предложение, но не доводит его до конца; формулировки переплетаются и наслаиваются друг на друга, новые мысли вклиниваются в них; встречаются тяжелые обороты и повторения.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru