Проповедь у Святой Плащаницы

Совершилось страшное событие, вылившееся в предательство и поругание, в страдания, смерть и погребение Благодетеля и Творца мира, Спасителя рода человеческого Господа нашего Иисуса Христа.

Сегодня, совершая воспоминание страстей Христовых, мы с вами являемся свидетелями этих событий, говорящих, с одной стороны, о страшном преступлении человечества, с другой—о великой, неизъяснимой любви и милосердии Божием к роду человеческому. Как современники Христа, так и сегодняшний мир, включая и нас, окружающих гроб Христов, по-разному воспринимает и переживает это событие, ибо каждый находится во власти своего душевного состояния.

Всмотримся в толпу, окружающую Страдальца Христа. Большая часть ее "излиха", как говорит Евангелие, взывает: "Возьми, возьми, распни Его! (Ин.19,15). И лишь немногие сострадают Ему: Богоматерь, апостол Иоанн Богослов, богобоязненные женщины, издали созерцавшие Его муки и уязвлявшиеся сердцами вместе с Ним, невинным Страдальцем. Были, несомненно, среди окружавших Христа и мытари, и фарисеи. Мытари, не смея поднять очей на Него, не могли сказать ничего, как только: "Боже, будь милостив к нам грешным" (Лк. 18,13). Фарисеи же, превозносившиеся своей мнимой праведностью, знанием закона и исполнением обрядов, не имели ни чувства, ни сердца, потому что буквой давно убили все живое. Среди окружавших Христа были и многие из тех, которые на себе испытали любовь и благодеяния Господни. Не исключена возможность, что там находилась хананеянка, вымолившая у Христа крупицу милости—исцеление своей дочери. Была там и жена-грешница, испытавшая прощающую любовь Христа: "Кто из вас без греха, первый брось в нее камень" (Ин.8,7). Были, вероятно, и те, которых Христос очистил от проказы, которым вернул зрение, которых уврачевал от язв душевных и телесных.

Сегодня, когда мы окружаем гроб Христов, прикасаемся к Его Святой Плащанице, мысленно переносясь к месту и моменту Его страданий, каждый из нас должен разграничить и определить: с кем же мы в этой многоликой толпе, веками окружающей Христа? Не предаем ли мы Его своей недостойной жизнью? Не распинаем ли Его вновь своими делами?

Приступая к Плащанице Христа Спасителя, возьмем себе в пример и подражание сочувствовавших Ему душой и сердцем, взывавших: "Боже, милостив будь нам грешным!". Их веру похвалил Господь. Будем с просящими у Него милости. Их исцелил Господь. Будем с кающимися грешниками. Их простил Господь. Будем с благоразумным разбойником, молившимся на кресте: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". Его услышал Господь: "Сегодня же будешь со Мною в раю" (Лк.23,42-43).

Событие, которое мы воспоминаем, произошло почти две тысячи лет тому назад, но, кажется, и сегодня нелегко понять: как же Он, Бог, мог позволить, чтобы злые и дерзкие люди хулили Его всесвятейшее имя, причиняли Ему горечь страдания и, смеясь, требовали: "...Пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем" (Мк. 15,32). Какой же Он Бог?

Святой апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, обращается сегодня и к нам: "Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,—сила Божия. Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных... Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор.1,18,23-24).

Да, силою ума своего нам не постигнуть до конца тайну Божественного снисхождения и уничижения. Мы благоговейно постигаем это верою и приходим к заключению: таково о нас благоволение Божие.

В Своем вольном за нас страдании Сын Человеческий прекраснее всех сынов земных. И в зраке раба, и вися на кресте,—Он Бог и Царь вселенной! Именно в этом Его величие! Он совершает правду Божию, воссоздает мир и человека. Величие совершаемого дела требует величия труда и подвига. Вот почему Спаситель пьет чашу подвига.

Братья и сестры, пусть наше целование Святой Плащаницы Христовой не будет в лукавстве и надменном мудровании, о котором написано: "Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну" (1 Кор. 1,19), пусть не будет оно подобным Иудиному целованию, но будет сокрушенным и смиренным, подобным целованию жены-грешницы, принесшей алавастр драгоценного мира, омывшей слезами и отершей власами своими Его пречистые ноги. "Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала" (Мф.26,13). Только такое целование принимает Христос и за него, верим, дает обилие благодати, сподобляющей верных вкусить радости Пасхи Христовой. Аминь.
 

Церковные Таинства

—    Никакие обстоятельства поведения крестных родителей не являются поводом для повторного Крещения. На действительность и благодатность Таинства не влияют грехи ни крестных, ни родных родителей ребенка.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru