Проповедь у Святой Плащаницы
Совершилось страшное событие, вылившееся в предательство и поругание, в страдания, смерть и погребение Благодетеля и Творца мира, Спасителя рода человеческого Господа нашего Иисуса Христа.
Сегодня, совершая воспоминание страстей Христовых, мы с вами являемся свидетелями этих событий, говорящих, с одной стороны, о страшном преступлении человечества, с другой—о великой, неизъяснимой любви и милосердии Божием к роду человеческому. Как современники Христа, так и сегодняшний мир, включая и нас, окружающих гроб Христов, по-разному воспринимает и переживает это событие, ибо каждый находится во власти своего душевного состояния.
Всмотримся в толпу, окружающую Страдальца Христа. Большая часть ее "излиха", как говорит Евангелие, взывает: "Возьми, возьми, распни Его! (Ин.19,15). И лишь немногие сострадают Ему: Богоматерь, апостол Иоанн Богослов, богобоязненные женщины, издали созерцавшие Его муки и уязвлявшиеся сердцами вместе с Ним, невинным Страдальцем. Были, несомненно, среди окружавших Христа и мытари, и фарисеи. Мытари, не смея поднять очей на Него, не могли сказать ничего, как только: "Боже, будь милостив к нам грешным" (Лк. 18,13). Фарисеи же, превозносившиеся своей мнимой праведностью, знанием закона и исполнением обрядов, не имели ни чувства, ни сердца, потому что буквой давно убили все живое. Среди окружавших Христа были и многие из тех, которые на себе испытали любовь и благодеяния Господни. Не исключена возможность, что там находилась хананеянка, вымолившая у Христа крупицу милости—исцеление своей дочери. Была там и жена-грешница, испытавшая прощающую любовь Христа: "Кто из вас без греха, первый брось в нее камень" (Ин.8,7). Были, вероятно, и те, которых Христос очистил от проказы, которым вернул зрение, которых уврачевал от язв душевных и телесных.
Сегодня, когда мы окружаем гроб Христов, прикасаемся к Его Святой Плащанице, мысленно переносясь к месту и моменту Его страданий, каждый из нас должен разграничить и определить: с кем же мы в этой многоликой толпе, веками окружающей Христа? Не предаем ли мы Его своей недостойной жизнью? Не распинаем ли Его вновь своими делами?
Приступая к Плащанице Христа Спасителя, возьмем себе в пример и подражание сочувствовавших Ему душой и сердцем, взывавших: "Боже, милостив будь нам грешным!". Их веру похвалил Господь. Будем с просящими у Него милости. Их исцелил Господь. Будем с кающимися грешниками. Их простил Господь. Будем с благоразумным разбойником, молившимся на кресте: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". Его услышал Господь: "Сегодня же будешь со Мною в раю" (Лк.23,42-43).
Событие, которое мы воспоминаем, произошло почти две тысячи лет тому назад, но, кажется, и сегодня нелегко понять: как же Он, Бог, мог позволить, чтобы злые и дерзкие люди хулили Его всесвятейшее имя, причиняли Ему горечь страдания и, смеясь, требовали: "...Пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем" (Мк. 15,32). Какой же Он Бог?
Святой апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, обращается сегодня и к нам: "Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,—сила Божия. Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных... Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор.1,18,23-24).
Да, силою ума своего нам не постигнуть до конца тайну Божественного снисхождения и уничижения. Мы благоговейно постигаем это верою и приходим к заключению: таково о нас благоволение Божие.
В Своем вольном за нас страдании Сын Человеческий прекраснее всех сынов земных. И в зраке раба, и вися на кресте,—Он Бог и Царь вселенной! Именно в этом Его величие! Он совершает правду Божию, воссоздает мир и человека. Величие совершаемого дела требует величия труда и подвига. Вот почему Спаситель пьет чашу подвига.
Братья и сестры, пусть наше целование Святой Плащаницы Христовой не будет в лукавстве и надменном мудровании, о котором написано: "Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну" (1 Кор. 1,19), пусть не будет оно подобным Иудиному целованию, но будет сокрушенным и смиренным, подобным целованию жены-грешницы, принесшей алавастр драгоценного мира, омывшей слезами и отершей власами своими Его пречистые ноги. "Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала" (Мф.26,13). Только такое целование принимает Христос и за него, верим, дает обилие благодати, сподобляющей верных вкусить радости Пасхи Христовой. Аминь.
Сегодня, совершая воспоминание страстей Христовых, мы с вами являемся свидетелями этих событий, говорящих, с одной стороны, о страшном преступлении человечества, с другой—о великой, неизъяснимой любви и милосердии Божием к роду человеческому. Как современники Христа, так и сегодняшний мир, включая и нас, окружающих гроб Христов, по-разному воспринимает и переживает это событие, ибо каждый находится во власти своего душевного состояния.
Всмотримся в толпу, окружающую Страдальца Христа. Большая часть ее "излиха", как говорит Евангелие, взывает: "Возьми, возьми, распни Его! (Ин.19,15). И лишь немногие сострадают Ему: Богоматерь, апостол Иоанн Богослов, богобоязненные женщины, издали созерцавшие Его муки и уязвлявшиеся сердцами вместе с Ним, невинным Страдальцем. Были, несомненно, среди окружавших Христа и мытари, и фарисеи. Мытари, не смея поднять очей на Него, не могли сказать ничего, как только: "Боже, будь милостив к нам грешным" (Лк. 18,13). Фарисеи же, превозносившиеся своей мнимой праведностью, знанием закона и исполнением обрядов, не имели ни чувства, ни сердца, потому что буквой давно убили все живое. Среди окружавших Христа были и многие из тех, которые на себе испытали любовь и благодеяния Господни. Не исключена возможность, что там находилась хананеянка, вымолившая у Христа крупицу милости—исцеление своей дочери. Была там и жена-грешница, испытавшая прощающую любовь Христа: "Кто из вас без греха, первый брось в нее камень" (Ин.8,7). Были, вероятно, и те, которых Христос очистил от проказы, которым вернул зрение, которых уврачевал от язв душевных и телесных.
Сегодня, когда мы окружаем гроб Христов, прикасаемся к Его Святой Плащанице, мысленно переносясь к месту и моменту Его страданий, каждый из нас должен разграничить и определить: с кем же мы в этой многоликой толпе, веками окружающей Христа? Не предаем ли мы Его своей недостойной жизнью? Не распинаем ли Его вновь своими делами?
Приступая к Плащанице Христа Спасителя, возьмем себе в пример и подражание сочувствовавших Ему душой и сердцем, взывавших: "Боже, милостив будь нам грешным!". Их веру похвалил Господь. Будем с просящими у Него милости. Их исцелил Господь. Будем с кающимися грешниками. Их простил Господь. Будем с благоразумным разбойником, молившимся на кресте: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". Его услышал Господь: "Сегодня же будешь со Мною в раю" (Лк.23,42-43).
Событие, которое мы воспоминаем, произошло почти две тысячи лет тому назад, но, кажется, и сегодня нелегко понять: как же Он, Бог, мог позволить, чтобы злые и дерзкие люди хулили Его всесвятейшее имя, причиняли Ему горечь страдания и, смеясь, требовали: "...Пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем" (Мк. 15,32). Какой же Он Бог?
Святой апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, обращается сегодня и к нам: "Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,—сила Божия. Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных... Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор.1,18,23-24).
Да, силою ума своего нам не постигнуть до конца тайну Божественного снисхождения и уничижения. Мы благоговейно постигаем это верою и приходим к заключению: таково о нас благоволение Божие.
В Своем вольном за нас страдании Сын Человеческий прекраснее всех сынов земных. И в зраке раба, и вися на кресте,—Он Бог и Царь вселенной! Именно в этом Его величие! Он совершает правду Божию, воссоздает мир и человека. Величие совершаемого дела требует величия труда и подвига. Вот почему Спаситель пьет чашу подвига.
Братья и сестры, пусть наше целование Святой Плащаницы Христовой не будет в лукавстве и надменном мудровании, о котором написано: "Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну" (1 Кор. 1,19), пусть не будет оно подобным Иудиному целованию, но будет сокрушенным и смиренным, подобным целованию жены-грешницы, принесшей алавастр драгоценного мира, омывшей слезами и отершей власами своими Его пречистые ноги. "Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала" (Мф.26,13). Только такое целование принимает Христос и за него, верим, дает обилие благодати, сподобляющей верных вкусить радости Пасхи Христовой. Аминь.
← Проповедь на Вход Господень в Иерусалим | Проповедь на Вход Господень в Иерусалим → |
---|
Церковные Таинства
— По своей сути Таинство Покаяния является самостоятельным Таинством. Оно может осуществляться как во время богослужений, так и отдельно от них. Если человек готов к исповеди, имеет желание и необходимость покаяться, он может в любое время прийти в церковь и получить от священника отпущение грехов. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Человек, переступая порог храма Божия, входит в место особого Его присутствия, для молитвенного общения с Господом, Пресвятой Богородицей, святыми, которым от Господа, перед Которым они предстоят, дарована благодать помогать нам в земных нуждах. Сам Спаситель говорит о необходимости такого молитвенного обращения: "Просите, и дано будет вам,.. ибо всякий просящий получает" (Мф. 7, 7-8). |
Подробнее ... |