Слово на вручение жезла Преосвященному Александру, епископу Переяслав-Хмельницкому, 2007 г.
Преосвященный епископ Александр! Благодатью Всесвятаго и Всеосвящающего Духа совершилось ныне великое дело твоего освящения к прохождению подвига епископского служения.
Каждому призываемому к высокому служению в Церкви Божьей и отзывающемуся на этот призыв с ревностью и любовью, должен быть памятен вопрос Господа нашего Иисуса Христа, обращенный к апостолам Иакову и Иоанну, просившим себе первенства в Церкви: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» И когда они в порыве любви к подвигу и ко Христу ответили «можем», Господь сказал: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым я крещусь, будете креститься...
Кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10, 38-44). Архиерейское служение и последование наше Пастыреначальнику Христу есть доля в чаше Его, есть чаша подвига, смирения, испытаний и искушений всякого рода, хотя и безмерно малая по сравнению с той, которую Он благоволил испить за спасение рода человеческого.
В этот торжественный день хотел бы напомнить тебе назидательные слова апостола Павла, обращенные к коринфским христианам: «умоляем вас, чтобы благодать Божья не тщетно была принята вами» (2 Кор. 6,1). Живя в чреде непрерывных Господних благодеяний, каждый из нас должен всегда ощущать в себе ответственность за наличие полученного им дара. Многоразличные таланты и способности к тому или иному делу - суть дары Божьи, которые мы получаем не по заслугам или трудам, а по чистой милости и любви Творца к своему творению. Поэтому, когда мы употребляем эти таланты на благопотребное для Святой Церкви, то не делаем ничего сверхдолжного, а просто возвращаем Богу Божье.
Нынешнее событие - величайшее для тебя, ответственное для нас, возложивших руки на твою главу и полное надежды для паствы, ожидающей нового архипастыря. Для тебя смысл заключается в том, что с посвящением в сан епископа ты получаешь место в ряду апостольских преемников, строителей, отцов и учителей Церкви. Для нас, участников твоей хиротонии, она ответственна потому, что воля Божья, определившая твое избрание и посвящение, является промыслительным действием, обнимающим собою и наш выбор, и наши решения, и нашу ответственность за них, в данном случае за возложение рук и за твое архипастырское служение. Паства живет надеждой иметь в лице епископов добрых архипастырей, которые служили бы ей «не принуждено, но охотно и богоугодно, не для... корысти, но из усердия и, не господствуя над наследием Божьим, но, подавая пример стаду» (1 Пет. 5,2-3).
Именно так церковное сознание воспринимает событие твоего посвящения в сан епископа Церкви Христовой. Ты видишь как оно значительно для паствы, для нас и для тебя самого. Поэтому в настоящую минуту загляни в свое сердце. Если найдешь в нем трепет и страх, то благо тебе, ибо этот страх вызывается сознанием немощи и духовной нищеты перед величием служения. Если же благодать тобою воспринята с радостью, то и за это не будет тебе укоризны, поскольку ты «с готовностью повинуешься призванию - по вере в Призывающего», - как говорил святитель Григорий Богослов. Но если к твоей радости прибавится чувство самодовольства и гордыни, то благодать отступит. Радость высокого призвания следует умерить сознанием собственной скудости и греховности и, памятуя о силе Божьей, которая в немощи совершается (2 Кор. 12,9), безбоязненно приступить к исполнению архипастырского долга. Святитель Василий Великий сегодня обращается к тебе: «Да не надмевает тебя высота церковного сана, но более да смиряет, ибо преуспеяние в смирении есть преуспеяние души, а лишение и бесчестие рождаются от высокомудрия».
Служение епископа, как апостольского преемника, есть не только начальствование, но, главным образом, послушание многотрудное, в котором требуется терпение, любовь и умение подчинить свою волю соборному разуму. Не о том ли говорил и апостол Павел своему ученику Тимофею? «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4,12). «Проповедуй слово... во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4,2), «ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4,16). Не о том ли и мы, когда возлагали на тебя руки, молили Господа, чтобы Он сотворил тебя «подражателя быти Его - Истинного Пастыря, положившего душу Свою за овцы Своя»?
Жизнь епископа да подвигнет тебя на хранение канонов и традиций Святого Православия, на отстаивание чистоты веры, на кроткое воздействие не столько остротой полемического слова, сколько убеждением в духе любви, а еще больше примером собственной верности, терпения и смирения.
Твое духовное возрастание и раскрытие Богом данных способностей прошли перед нашими глазами и мы по отечески желаем тебе всяческих успехов на новом поприще церковного послушания и умоляем Христа Спасителя соделать тебя достойным епископом Православной Церкви. В эти сокровенные минуты призываем на тебя покров Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в доме Которой совершилась твоя Святая Пятидесятница и просим всегдашнего заступничества преподобных отцов Печерских. Пусть твое святительское служение будет окормляемо великим угодником Божьим - Святителем Николаем, архиепископом Мирликийским, память которого сегодня светло празднуем.
А теперь вручаю тебе архиерейский жезл, как символ твоего нового служения. Используй его как опору в твоих трудах, а также от полученной благодати благослови всех ожидающих твоего первого архиерейского благословения.
Каждому призываемому к высокому служению в Церкви Божьей и отзывающемуся на этот призыв с ревностью и любовью, должен быть памятен вопрос Господа нашего Иисуса Христа, обращенный к апостолам Иакову и Иоанну, просившим себе первенства в Церкви: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» И когда они в порыве любви к подвигу и ко Христу ответили «можем», Господь сказал: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым я крещусь, будете креститься...
Кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10, 38-44). Архиерейское служение и последование наше Пастыреначальнику Христу есть доля в чаше Его, есть чаша подвига, смирения, испытаний и искушений всякого рода, хотя и безмерно малая по сравнению с той, которую Он благоволил испить за спасение рода человеческого.
В этот торжественный день хотел бы напомнить тебе назидательные слова апостола Павла, обращенные к коринфским христианам: «умоляем вас, чтобы благодать Божья не тщетно была принята вами» (2 Кор. 6,1). Живя в чреде непрерывных Господних благодеяний, каждый из нас должен всегда ощущать в себе ответственность за наличие полученного им дара. Многоразличные таланты и способности к тому или иному делу - суть дары Божьи, которые мы получаем не по заслугам или трудам, а по чистой милости и любви Творца к своему творению. Поэтому, когда мы употребляем эти таланты на благопотребное для Святой Церкви, то не делаем ничего сверхдолжного, а просто возвращаем Богу Божье.
Нынешнее событие - величайшее для тебя, ответственное для нас, возложивших руки на твою главу и полное надежды для паствы, ожидающей нового архипастыря. Для тебя смысл заключается в том, что с посвящением в сан епископа ты получаешь место в ряду апостольских преемников, строителей, отцов и учителей Церкви. Для нас, участников твоей хиротонии, она ответственна потому, что воля Божья, определившая твое избрание и посвящение, является промыслительным действием, обнимающим собою и наш выбор, и наши решения, и нашу ответственность за них, в данном случае за возложение рук и за твое архипастырское служение. Паства живет надеждой иметь в лице епископов добрых архипастырей, которые служили бы ей «не принуждено, но охотно и богоугодно, не для... корысти, но из усердия и, не господствуя над наследием Божьим, но, подавая пример стаду» (1 Пет. 5,2-3).
Именно так церковное сознание воспринимает событие твоего посвящения в сан епископа Церкви Христовой. Ты видишь как оно значительно для паствы, для нас и для тебя самого. Поэтому в настоящую минуту загляни в свое сердце. Если найдешь в нем трепет и страх, то благо тебе, ибо этот страх вызывается сознанием немощи и духовной нищеты перед величием служения. Если же благодать тобою воспринята с радостью, то и за это не будет тебе укоризны, поскольку ты «с готовностью повинуешься призванию - по вере в Призывающего», - как говорил святитель Григорий Богослов. Но если к твоей радости прибавится чувство самодовольства и гордыни, то благодать отступит. Радость высокого призвания следует умерить сознанием собственной скудости и греховности и, памятуя о силе Божьей, которая в немощи совершается (2 Кор. 12,9), безбоязненно приступить к исполнению архипастырского долга. Святитель Василий Великий сегодня обращается к тебе: «Да не надмевает тебя высота церковного сана, но более да смиряет, ибо преуспеяние в смирении есть преуспеяние души, а лишение и бесчестие рождаются от высокомудрия».
Служение епископа, как апостольского преемника, есть не только начальствование, но, главным образом, послушание многотрудное, в котором требуется терпение, любовь и умение подчинить свою волю соборному разуму. Не о том ли говорил и апостол Павел своему ученику Тимофею? «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4,12). «Проповедуй слово... во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4,2), «ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4,16). Не о том ли и мы, когда возлагали на тебя руки, молили Господа, чтобы Он сотворил тебя «подражателя быти Его - Истинного Пастыря, положившего душу Свою за овцы Своя»?
Жизнь епископа да подвигнет тебя на хранение канонов и традиций Святого Православия, на отстаивание чистоты веры, на кроткое воздействие не столько остротой полемического слова, сколько убеждением в духе любви, а еще больше примером собственной верности, терпения и смирения.
Твое духовное возрастание и раскрытие Богом данных способностей прошли перед нашими глазами и мы по отечески желаем тебе всяческих успехов на новом поприще церковного послушания и умоляем Христа Спасителя соделать тебя достойным епископом Православной Церкви. В эти сокровенные минуты призываем на тебя покров Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в доме Которой совершилась твоя Святая Пятидесятница и просим всегдашнего заступничества преподобных отцов Печерских. Пусть твое святительское служение будет окормляемо великим угодником Божьим - Святителем Николаем, архиепископом Мирликийским, память которого сегодня светло празднуем.
А теперь вручаю тебе архиерейский жезл, как символ твоего нового служения. Используй его как опору в твоих трудах, а также от полученной благодати благослови всех ожидающих твоего первого архиерейского благословения.
Церковные Таинства
— Господня благодать, которой совершаются церковные Таинства, может действовать в любом месте: и в величественном кафедральном соборе, и в маленькой сельской часовенке. Поэтому внешний вид храма важен лишь ввиду торжественности события. Однако в наше время существуют вещи, которые нельзя не учитывать, идя к алтарю. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Согласно учению Православной Церкви, любой человек, как сотворенный по образу и подобию Бо-жию, является личностью, поскольку Сам Бог лич-ностен. Исходя из этого, христианство рассматривает ценность человеческой жизни и человеческой личности как понятия абсолютные. Что касается личности лидера или вождя, то ее значение и отношение к ней можно видеть на примерах ветхозаветных израильских судей. |
Подробнее ... |