Проповедь у Святой Плащаницы

Братья и сестры, сейчас мы созерцаем тот предел, для которого нет слов. Страшен он по своему существу, этот предел, до которого дошел Христос в Своей любви к нам, людям. В подвиге Христа Спасителя не страшны муки, не страшны раны и уничижения, страшно другое—отдаленность от Бога.

Приняв на Себя плоть человеческую, Христос Спаситель вошел в нашу человеческую сферу, в нашу отдаленность от Бога. Вошел, чтобы жертва Его была всесовер-шенной и спасительной для всех людей. Вошел настолько, что потерпел богооставленность, о чем свидетельствует Его молитва: "Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" (Мк.15,34). Человеческие грехи, человеческая отдаленность от Бога легли самой тяжелой ношей на Его пречистые плечи. И когда мы вспоминаем Геф-симанскую ночь, нас поражает борение Сына Божьего, Который как Человек видит идущую к Нему смерть, видит идущую к Нему Чашу и знает, что испить ее можно, только потеряв Отца, ибо, только удалившись и отделившись от Бога, может человек умереть.

Христос испил полную чашу страданий. В ней срастворилось и малодушие Его близких, и жестокая ненависть врагов, и грубая свирепость воинов, и изощренное мучительство вождей, и холодная жестокость закона, и непревзойденное исступление дикой толпы. И над всем этим—бездонная последняя печаль одиночества, которую испытывает Господь в поединке со злом всего мира и с князем этого мира. Слова Христа: "Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?"— были предельной границей, границей смерти. И чтобы умереть, нужно было преступить эту границу. Господь наш Иисус Христос, вошедший в нашу богоотдаленность, преступил эту границу и принял смерть и вольное погребение ради нашего спасения и нашего воскресения.

Все понес ради нас Христос, все испытал, все, чего мы не можем не только испытать, хотя бы частично, в нашей земной жизни, но и представить. Мы рождаемся из небытия для временной жизни, чтобы в ней возрасти для жизни вечной. Он же, Спаситель, рождается, приходит в мир из вечности, из беспредельной полноты. Он становится Сыном Человеческим, дабы мы стали сынами Божиими. Принимая на Себя плоть человеческую. Он входит в ограниченность человеческой судьбы на земле, живет в этом грешном мире, будучи по всему нам подобным, кроме греха. Он прошел крестный путь потому, что мы удалились с праведного пути, отошли от Бога. Он страдает, чтобы дать нам возможность блаженствовать. Он принимает все без ропота, чтобы возвратить нас в сладкое послушание Отцу Небесному. Он исполняет этот подвиг до конца и тем самым дарует возможность всему роду человеческому от богоотступничества вернуться в объятия Отча и, найдя прощение своим согрешениям, изгладив всякую вину и преступление, стать сынами Неба.

В Его смерти повинен каждый из нас. Это грехи людские заставили и заставляют вновь страдать и распинаться Христа Жизнодавца. И если бы хоть один человек согрешил, отступил от Бога, то, вероятно, и ради него пришел бы Сын Божий, чтобы, оставив девяносто девять овец, идти на поиски сотой овцы, разыскать и единственную потерянную драхму.

Трудно сочетать славу нынешней Плащаницы и ужас, который охватил тогда все человечество и всю тварь, когда небо потемнело, когда земля сотряслась, когда сочувствовала вселенная ужасу смерти и погребению Христа Спасителя в ту неповторимую Великую пятницу. Сегодня мы смотрим на смерть нашего Спасителя и видим в ней уже воскресение. Сам же крест Христов—позорное орудие Его позорной казни—ныне блещет победой, вселяя в наши сердца светлую христианскую надежду. Тогда ничего этого не было. Божия Матерь сораспиналась Своему Сыну, соумирала Ему—единственной Своей Надежде. Два тайных ученика, Иосиф с Никодимом, испросили поруганное Тело Христово и вместе с другими предали Его честному погребению. И многие женщины, которые не убоялись и пришли, чтобы хотя бы издали видеть казнь Христа Спасителя, вместе с апостолами и Божией Матерью погребали не только поруганное Тело Спасителя—погребали саму надежду на правду и победу Божию в мире. И поэтому та Пятница была для них днем страшнее всякой казни и смерти. Она была последним днем, не имеющим будущности.

Когда мы совершаем погребение Христа Спасителя, мы знаем, что после нынешней Великой пятницы наступит Великая преблагословенная суббота, в которую Господь почил от дел Своих—Своей победы над злом, грехом и смертью. Погребая Христа Спасителя с зажженными в руках свечами, мы уже видим свет победоносного Его Воскресения, мы знаем, что за субботой наступит светоносная пасхальная ночь и мы будем вместе с Ангелами славить Воскресение Христа Жизнодавца. Они этого ничего не имели. Они были объяты ужасом и тьмой безнадежности. Никто не может изведать участь Божией Матери, святых апостолов и тех благочестивых женщин, которые не оставили Христа до положения во гроб.

Сейчас мы будем слушать канон, называемый "Плач Богоматери". В нем горечь Божией Матери, погребавшей Своего Сына и спогребавшейся Ему.

Проникнемся чувством благодарности и благоговения к Ней, Преблагословенной, и попросим, чтобы Она вознесла Сыну Своему материнскую молитву о нас грешных, дабы мы пришли в разум истины, и, познав горечь отступничества от Бога, вкусили радость общения с Ним. Аминь.

 

Церковные Таинства

—    Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Из Церковного Предания известно, что даже среди первых ближайших последователей Христа был врач — апостол и евангелист Лука. В XX в. жил и творил богоугодный врач — известный хирург, ученый — святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Православная Церковь прославила его среди святых. Этот пример показывает, что сочетание врачебного искусства с глубокой верой в Бога может приносить вместе и телесные, и духовные плоды.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru